Вы здесь

Моделируя подземное пространство

Версия для печати

Внедрение BIM начинается с разработки концепции на высшем уровне, но его успех напрямую зависит от рядовых сотрудников, которые будут применять технологии в своей каждодневной деятельности. Очень важно, чтобы этот процесс происходил в тесном взаимодействии руководства с подчиненными.

Павел Непочелович, помощник ГИПа, BIM-менеджер ОАО "Минскметропроект"

]]>Опубликовано в АиС, № 6, 2015]]>

– Основная задача BIM-менеджера – организовать процесс проектирования со всеми вытекающими из нее многогранными направлениями, – рассказывает Павел Непочелович, помощник ГИПа и одновременно BIM-менеджер группы специалистов, работающих над созданием модели станции Лошицкая – первого участка третьей линии от станции ул. Корженевского до площади Юбилейная.

В свое время он проходил обучение в одной из крупных московских консалтинговых компаний, которая занимается продвижением данной технологии, разработкой планов под BIM-проекты и их сопровождением. Благодаря полученным рекомендациям и непосредственной помощи задействованных на уровне Минскметропроекта консультантов строится работа над проектом.

Для разработки всех его разделов – конструкции, архитектура, отопление и вентиляция, водопровод и канализация, организация строительства – сформированы группы смежников, каждая во главе со своим BIM-координатором. Как правило, это ведущий, самый активный и легко обучаемый специалист соответствующего отдела, полностью вовлеченный в проект. Он координирует совместную работу по своей части и отвечает за результат. У BIM-координаторов есть внешние консультанты, которые помогают разрешать возникающие вопросы и делятся наработанными приемами. Вообще в Минскметропроекте, если можно так сказать, объявлена всеобщая мобилизация на расширение кругозора всего персонала, организованы курсы, на которых обучение базовым принципам BIM-технологии проходят все специалисты. Безусловно, это требует усилий и определенных изменений привычного ритма работы.

Инженерные сети станции

 

Фрагмент инженерных сетей

– Нам на данном этапе действительно приходится нелегко, – признается Павел Непочелович. – Если в базовых институтах пилотная группа выводилась из производственного цикла и училась отрабатывать технологию на уже знакомом проекте, то у нас работа идет в обычном порядке, с выполнением повседневных трудовых обязанностей. Правда, для мотивации тех, кто занимается BIM, стремится развиваться в этом плане, на предприятии создана система поощрений. В определенной мере материальные стимулы компенсируют напряженный рабочий график. А с другой стороны, каждый должен понимать, что работает не только на успех предприятия, но и на повышение собственного профессионального уровня, а в будущем, когда BIM-продукт будет в полной мере востребован заказчиками, – своей конкурентоспособности на рынке труда.

Рассказывая, как строится работа, Павел показывает документ, который называется «План выполнения проекта» и является, по его словам, определенным стандартом предприятия по BIM в настоящий момент. Он, конечно, постоянно редактируется, действительность вносит свои коррективы. Над созданием модели работает порядка 20 человек, причем все одновременно в одном файле, каждый из исполнителей видит изменения, вносимые смежниками. Это автоматически происходит у них на рабочих моделях. В результате улучшается взаимодействие специалистов, что позволяет избежать многих недоразумений и нестыковок между разделами проекта, ранее получаемыми от разных служб. В идеале затраты времени всех участников должны снижаться. Программный комплекс дает возможность сделать «работу над ошибками», на BIM-модели сразу видны все коллизии, которые возникают в местах пересечения коммуникаций. На данном этапе, по словам BIM-менеджера, трудно охватить все возможные приложения Revit, важнее, выстроить грамотную цепочку действий, работая постепенно, чтобы прийти к результату, затратив минимальное количество времени.

Фрагмент инженерных сетей (ВК)

Говоря о преимуществах технологии, которые проектировщики уже ощутили на себе, Павел подчеркивает, что существующий процесс проектирования и передачи заданий морально и физически устарел, а его неэффективность чревата рисками в процессе строительства.

– Переход к объемному проектированию нужен однозначно. Это действительно серьезное, прогрессивное направление, которое может быть весьма эффективным при проектировании метро. Многие ошибочно полагают, что BIM – это создание геометрии объекта, придание идее формы. Но моделирование потому и называется информационным, что модели сначала нужно сообщить все необходимые данные, наполнить ее разнообразными, причем достоверными сведениями. Формирование BIM-контента – довольно-таки трудоемкий процесс, а поскольку мы монополисты в республике, то всецело занимаемся им сами. Все основополагающие элементы построения структуры проекта – параметры изделий, конструкций, всевозможного оборудования, притом что поставщики его меняются, являются базой для создания порой нескольких типов семейств, которые используются внутри проекта.

План в уровне кассового зала

Станция Лошицкая, над которой работаем в трехмерном измерении, что очень важно при проектировании объектов, имеющих сложную инженерную начинку, – не пилотный, а абсолютно реальный проект, который в скором времени будет воплощаться строителями. Только совсем нет уверенности, что нашим строителям или эксплуатационникам нужна будет информационная модель, они едва ли будут знать, как ее задействовать. Мы по-прежнему будем передавать им бумажную документацию. На самом деле BIM намного шире и охватывает не только проектирование — наработанная в результате его информация может и должна быть применима в стадии строительства и эксплуатации объектов. Как, например в Прагометропроект, сотрудники которого уже давно моделируют станции и на базе этой технологии тесно взаимодействуют с подрядчиками.

План и продольный разрез станции

На мой взгляд, для эффективного освоения BIM в масштабах страны усилий отдельных организаций недостаточно. Больше инициативы должно исходить со стороны государства, напрямую заинтересованного в конкурентоспособности строительной отрасли, ее экономики, а значит, создании благоприятной законодательной базы для организаций, использующих в своей работе такой прогрессивный метод, как информационное моделирование объектов.


comments powered by HyperComments
Читайте также
01.12.2015 / просмотров: 571
В предыдущих статьях («Системный кризис в строительстве и постановка целей для его преодоления» а также «Информационное моделирование (BIM) –...
21.02.2016 / просмотров: 1 388
В области внедрения BIM-технологий в Республике Беларусь, произошло важное событие, которое окажет большое влияние на всю архитектурно-строительную...
28.01.2016 / просмотров: 184
Проектно-архитектурная компания «Простор-Л» в партнерстве с петербургской инженерно-консалтинговой компанией ПСС внедряет технологию информационного...