Вы здесь

Оберег экологии Севера

Золотой диплом фестиваля «Зодчество» в разделе «Постройки» в этом году был присужден Центру особо охраняемых природных территорий «Нуви ат» в городе Белоярский. Архитектор Валерий Лукомский в основу композиции этого здания положил два самых ярких символа быта коренных народов Севера – лодку и чум.

Объект: Экоцентр «Нуви ат» (Центр особо охраняемых природных территорий)
Адрес: Россия, Ханты Мансийский автономный округ «Югра», Белоярский
Авторский коллектив
Архитекторы: Лукомский Валерий Васильевич, Лукомская Ирина Васильевна, при участии Лукомского Антона Валерьевича, Морозова Юрия Александровича; конструкторы: Азаренко Игорь Николаевич, Томилов Николай Александрович, Капацевич Наталья Николаевна

Белоярский – небольшой город в Ханты-Мансийском округе. Расположенный на левом берегу реки Казым и бывший когда-то землей оленеводов, сегодня он активно развивается, в основном, за счет транспортировки газа. В нем строятся как современные жилые, так и технологичные общественные объекты – Ледовый дворец, гостиница, детско-юношеский центр. Однако давление капитала на архитектуру в Белоярском несравнимо слабее, чем, скажем, в том же Сургуте или Ханты-Мансийске, и, наверно, именно поэтому его новостройки получаются столь самобытными и яркими произведениями современного зодчества.

Экоцентр «Нуви ат» изначально задумывался как комплекс помещений для администрации уникального природного парка «Нумто», однако позже административную функцию было решено дополнить музейной и создать в новом здании экспозицию, посвященную природе края, его традиционным промыслам, культуре и быту коренного населения. Для решения этой задачи архитекторы мастерской «Сити-Арх» использовали принцип объединения современных технологий и традиционных для данного края конструктивных и художественных приемов. 

«Нуви Ат» (в переводе с языка хантов – «белая ночь») расположен в северо-западной части Белоярского, на новой площади, замыкающей перспективу Центральной улицы. Здесь же находится гостиничный комплекс «Калтен» (также спроектированный «Сити-Арх»), и два объекта фланкируют пространство площади, которую в дальнейшем планируется использовать для проведения городских мероприятий и праздников. На генплане видно, что «Нуви Ат» имеет настолько протяженный объем, что фактически служит мостом между площадью и соседней улицей. Архитекторы учли эту градостроительную особенность, устроив в одном из фасадов комплекса крытую пешеходную галерею.

Здание экоцентра формируется двумя составляющими: горизонтальным призматическим объемом треугольного сечения и разделенным этой призмой надвое усеченным конусом. «Эти объемы несут важнейший образный посыл, – поясняет Валерий Лукомский. – Конический объем – это метафора традиционного жилища народностей края – чума. Настоящий чум всегда разделен на две зоны – мужскую и женскую. Прообразом горизонтально лежащей призмы стала длинная и узкая лодка – облас, используемая коренным населением для рыболовства и передвижения по многочисленным рекам и озерам». В качестве буквального напоминания и усиления общего образа у главного входа в здание архитекторы разместили один из первых экспонатов – настоящий облас.

Части конуса решены по-разному. Одна из них, выходящая на задний фасад, представляет собой глухой объем, облицованный снаружи, как и вся плоскость фасада, металлом. Вторая, организующая южный фасад, состоит из двух объемов: закрытого, с лестницей внутри, и открытого, со светопрозрачной каркасной конструкцией, основу которой составляют гигантские шесты. Прообразом последней стал традиционный чум, который всегда возводится с помощью длинных и крепких деревянных шестов. И именно через эту половинку конуса проходит уже упомянутая пешеходная галерея. Конструктивная часть корпуса, укрытая баннерами с этническими рисунками народов Севера, служит для размещения наружной экспозиции.

Оленьи шкуры – незаменимый материал в жизни коренных народов. С их помощью оформлены фасады входной группы, декорированы балки, графическими линиями рассекающие гладкие металлические плоскости. Другим декоративным элементом  становятся узкие прорези окон, символизирующие, по замыслу архитекторов, многочисленные большие и малые реки, формирующих рельеф Белоярского района. Символична и вставка над входной группой – призматический элемент из прутьев, вторящий по форме основному объему. Как поясняет Валерий Лукомский, она призвана будить множество природных ассоциаций: это и сплав леса по реке, когда стволы, ветви и сучья  плывут в хаотичном беспорядке; это и хвоя непролазных местных лесов.

Очень интересно решены и треугольные торцы основного объема, представляющие собой деревянные полотна с выпиленным на них объемным рисунком. Символическое изображение луны в виде круглого проема на торце входной группы и солнца на противоположном торце напрямую связаны с представлениями коренных народностей о мироустройстве, движении добрых и злых сил. Пластика этих узоров и удивительно точно подобранный ржавый оттенок напоминают многочисленные болота, расположенные на территории края, – правда, стороннему наблюдателю, не бывавшему на Севере, эта  ассоциация становится очевидна, лишь когда архитектор показывает аэросъемку. Зато о назначении оплетенной канатом булавы, подвешенной над главным входом, догадаться очень просто, – конечно, это оберег, столь характерный для коренных народностей.

Экспозиция музея еще формируется, поэтому говорить о том, насколько новый культурный объект востребован в Белоярском, пока рано. Однако уже понятно, что само здание экоцентра стало его новой достопримечательностью. А главное, убедительно доказано: традиционные материалы и формы, отражающие особенности природы, культуры и мировоззрения края, могут быть успешно интегрированы в современную архитектурную среду.

автор текста:   Анна Мартовицкая

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
01.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Архитектура и градостроительство не терпят суеты. Литературное произведение можно переписать, живописную картину вновь загрунтовать и написать заново...