Вы здесь

От силуэта застройки – к высотной композиции города

С терминами в архитектуре всегда наблюдалась некоторая путаница. Во всяком случае, очень часто одно и то же понятие употребляется для явлений различного порядка. Так, в массовых изданиях и в научной литературе еще с 1940–1950х годов широко используется противоречивое определение силуэта застройки или силуэта города. Вот одно из них: “Что такое силуэт города? Панорамное или плоскостное, контурное выражение и восприятие городских объемов, зданий и сооружений на фоне небосклона или ландшафта, видимых с различных расстояний…Это вертикальная проекция плана города…” [8, с. 21]. Чаще всего силуэт города понимают именно как условный плоский рисунок контура застройки, абстрагируемый от обтекающего ее пространства и функционального назначения.

Для обозначения зрительной вершины застройки как границы массы на фоне природной среды существует и другой, более точный по значению термин – очертание. Вот как, к примеру, использовали его два авторитетных автора:

Гибберд Ф.: “Что представляют собой визуальные характеристики, общие для всех элементов городского ансамбля? Общим для всех объектов является наличие формы, т.е. определенных очертаний… Независимо от того, будет ли объект плоским или объемным, он имеет линейные очертания” [4, с. 18].

Грушка Э.: “Очертание города, его индивидуальный художественный облик определяются главными площадями, главными магистралями и доминирующими сооружениями” [5, с. 234].

 

Но поскольку очертание является следствием чередования архитектурных объектов и пространственных интервалов между ними, понятие силуэта оказывается частным и производным в отношении общего объемного построения города. С конца 1970х годов предметом научного анализа постепенно становилась высотная композиция города в целом, обеспечивающая его художественное и смысловое единство.

Формирование высотной композиции должно решить и вопросы построения очертания застройки, подобно тому как полноценная объемно­пространственная структура здания является предпосылкой удачной прорисовки его фасадов. Это, конечно же, не исключает дополнительной корректировки основных вертикальных проекций и очертаний высотных зданий.

К 1980м годам в СССР оформилась тенденция пространственной организации городов комплексом вертикальных акцентов. Действительно, с полным основанием координация взаимосвязанных элементов целостной городской застройки должна была распространиться на художественные аспекты отношений между высотными доминантами.

Создание пространственной целостности города через систему высотных доминант – классический пример ансамблевого подхода к городу. Поэтому одним из ведущих принципов современной градостроительной композиции остается проверенное столетиями чередование эмоционально ярких, концентрирующих в себе высокие художественные качества опорных узлов с более спокойными элементами застройки. По­прежнему большое значение имеет способность вертикальных акцентов служить центром притяжения пространственных связей, укрупнять первичную единицу структурной организации застройки, закреплять объемно­пространственное построение города.

Однако устоявшейся методики прогнозирования комплекса архитектурных вертикалей к 1980м годам еще не было предложено. Изучение проектного опыта организованного размещения объемных и линейных ориентиров в городах БССР, СССР и других социалистических стран позволило мне восполнить этот пробел. В кандидатской диссертации “Композиционнопространственная организация системы высотных доминант в крупных исторических городах” (Москва, ЦНИИПградостроительства, 1989) были разработаны принципы и методы формирования сети вертикальных акцентов в растущих городах. Они сводились к нескольким основным положениям [6].

1. В современном градостроительстве функциональное зонирование все чаще дополняется прогрессивным принципом интеграции отдельных функциональных элементов. Поэтому сеть архитектурных вертикалей должна быть сформирована из объектов, связанных со всеми сторонами социальной жизни города – трудом, бытом, отдыхом. Отсюда следует установка на интеграцию городского пространства в художественное целое и использование в качестве одной из структурирующих систем комплекса архитектурных вертикалей, расположенных в различных функционально­пространственных зонах или на их стыках. На основе поляризованной линейно­узловой структуры и следует формировать систему пространственных связей среднего, большого или крупного города.

2. Необходимость соподчинения вертикальных акцентов как системных объектов требует установления их иерархии по художественно­композиционным функциям. Оптимально ранжирование в три категории. Высотные доминанты 1го порядка выделяют опорные узлы, которые составляют основу городской структуры; они размещаются через крупные интервалы, соответствующие природному модулю. Вертикали 2й категории поддерживают ведущие пространственные связи и фиксируют дополнительные композиционные оси. Доминанты 3го порядка формируют ритмические ряды, выявляющие направления основных магистралей. Чем выше порядок доминант, тем в большей степени их размещение должно соответствовать схеме ведущих пространственных связей. Непременным условием рациональной организации системы высотных доминант является выполнение ориентирами более высокого порядка функций вертикалей предшествующего уровня.

3. Вдоль основных пространственных связей, которые должны совпадать со структурными осями рельефных форм, следует располагать не отдельные акценты, а звенья соподчиненных вертикалей. Этот принцип природосообразности обусловливает такие методические приемы, как генерализация рельефа, наложение на характерные направления его осей ведущих пространственных связей, сосредоточение возле них высотных доминант высших категорий, упорядочение пространственных интервалов вдоль осей с помощью природного модуля.

4. Новые формы упорядоченности высотных доминант должны не только служить композиционной организации значительных территорий, но обеспечивать непреходящую образно­культурную ценность. Поэтому при выборе определенного способа взаимосвязи вертикальных акцентов в крупных исторических городах огромное значение приобретает использование сложившихся особенностей пространственной организации опорных ориентиров. Будущая система формируется при этом не на абсолютно привнесенном композиционном начале, а как сопоставляемая с предыдущими этапами и преемственно развивающая своеобразие городского комплекса.

Разработанные принципы системной организации высотных доминант определили методический подход к их прогнозированию, которое целесообразно осуществлять уже на стадии генерального плана города с помощью комплекса приемов. Они сведены в четыре группы, соответствующие выведенным принципам в обратном порядке, – преемственности, природосообразности, субординации и пространственной интеграции. При этом имеется в виду постоянное действие обобщающего принципа художественно­композиционной гармонизации.

Эту концепцию удалось реализовать на примере Гродно, Лиды и Новогрудка, то есть городов разной величины. Оказалось, что для крупного города даже легче выполнить генерализацию рельефа: при значительном охвате территории закономерности его структурных осей выявляются почти однозначно. Так, в Гродно в северном ландшафтном наделе определились система параллельных водоразделов, чередующихся приблизительно через равные интервалы, и большой природный амфитеатр в занеманской части. Намеченная с учетом природной подосновы треугольная ориентация ведущих пространственных связей хорошо согласуется со сложившимся к концу XVIII века треугольником архитектурных вертикалей. Для подчеркивания композиционных осей прогнозируемой городской структуры понадобится несколько (в пределах пяти) высотных доминант высшей категории.

Территория меньшего города, каким является Новогрудок, по проекту подчинилась композиционному влиянию лишь одной пары взаимоперпендикулярных ведущих пространственных связей. Естественно, в первую очередь в зоне их пересечения, на высокой природной гряде, возникает необходимость в одной доминанте 1й категории. Цепочки архитектурных вертикалей 2го и 3го порядков выявляют террасы склонов и радиальные направления вылетных магистралей.

По существу, результатом всей исследовательской и проектной работы по каждому городу являются два основных оперативных чертежа. На одном фиксируется размещение системы высотных доминант на схеме планировочной структуры и пространственно­структурных особенностей рельефа. На другом та же сеть вертикальных акцентов показана более наглядно на аксонометрической реконструкции всего городского комплекса и топографической поверхности ландшафтного надела. Безусловно, определенную пользу приносят и контрольные панорамы: они активно вынуждают ограничивать количество объемных ориентиров, помогают обеспечивать верное их соотношение с сохранившимися историческими вертикалями. Кроме того, в состав переданной документации входил еще один небезынтересный раздел – эскизное объемное решение прогнозируемых высотных доминант высших категорий (исполнитель раздела по Гродно и Лиде – В.Ф. Морозов). С учетом функционального зонирования городов такими сооружениями стали жилые, производственные и прочие типы зданий; их художественно­композиционная роль в застройке обусловливала крупный масштаб и выразительное завершение объемов.

Однако ни характерный силуэт застройки, ни целостная высотная композиция городов нашего времени сами по себе не возникнут. Потребуется длительная и, главное, последовательная планомерная работа. За последние два десятилетия, пусть не самые удачные в отношении количественного и качественного развития городов, она не продвинулась даже там, где имелись долговременные прогнозные проекты. Сменились, и не однажды, руководители городов, областных и городских отделов архитектуры. Хотя большинство выгодных участков продолжает резервироваться для будущего строительства высотных акцентов, в целом подтверждается печальное правило: каждая тенденция прокладывает себе дорогу не без торможения и даже не без попятного движения.

Литература

 

1. Бабуров В.В., Лавров В.А. О композиции в планировке городов // Проблемы современного градостроительства. Вып. 5. М., 1955.

2. Баранов Н.Н. Силуэт города. Л., 1980.

3. Бунин А.В., Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов. М., 1940.

4. Гибберд Ф. Градостроительство. М., 1963.

5. Грушка Э. Развитие градостроительства. Братислава, 1963.

6. Кишик Ю.Н. Системная организация высотных доминант // Реконструкция исторических зон городов. Киев, 1991. С. 27–40.

7. Основы советского градостроительства. Т. 4. М., 1969.

8. Потапов Л.С. Силуэт Минска. Мн., 1980.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием,...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...