Вы здесь

Идем смотреть архитектуру, или Вступление к теме

Любите ли вы театр? Любите ли вкушать плоды творческих исканий людей, посвятивших жизнь свою Божеству, которому ежедневно приносятся жертвоприношения? Конечно же, да. А для служения этому Божеству, чтобы огонь творящей души горел не угасая, необходимы “алтари”, и проектируются, возводятся они уже другими творцами, а в результате этого симбиоза создается то, что мы благоговейно именуем высоким словом Театр.

Очередной номер нашего журнала посвящен замечательному явлению в духовной жизни Беларуси – театральной, зрелищной культуре, и говорить мы будем о “культурных храмах”, возводимых современными белорусскими зодчими, об архитектуре этих сооружений.

Если заглянуть вглубь истории, то можно с уверенностью утверждать – и об этом убедительно говорят исторические факты, – что уже в эпоху Великого княжества Литовского Беларусь была “театральной державой”. Такой она осталась и в позднейшее время, внося свой вклад (наравне с Польшей, Россией и Украиной, если не больше) в общеевропейскую театральную и музыкальную цивилизацию.

Фактов можно приводить бесчисленное множество. Например, начало русского школьного театра (основоположник – Симеон Полоцкий) датируется 1685 годом, в Беларуси же этот вид театра стал функционировать на век раньше: первое представление на школьной сцене зафиксировано в Полоцке в 1585 году! Первые постановки в России в “Шляхетном корпусе” и первом профессиональном театре Ф. Волкова относятся к 1749 и 1756 годам, в Teatrze Narodowym в Польше – к 1765му, а в Беларуси первый придворный спектакль состоялся... в 1730м. “Первый в истории западных и восточных славян” светский театр создан в Несвиже в 1746 году Уршулей Франтишкой Радзивилл, которая сама переводит и ставит Мольера, сочиняет оригинальные трагедии и комедии, оперные либретто. А если добавить к этому, что драматический и оперный репертуар кроме латинского и польского шел на итальянском, французском и немецком языках, и учесть, что все актеры – преимущественно крепостные, то можно представить уровень театральной культуры почти трехвековой давности. Конечно, не строились еще специальные театральные здания, но помещения, приспособленные для театральных представлений, их оснащение, машинерия и декорации к спектаклям и сейчас вызывают восхищение талантом людей, сумевших выстроить­соорудить “дом” для Духа и Души, притягательный для поклонников Мельпомены.

Исследователь белорусского театра Г.И. Барышев отмечал, что самое уникальное в истории театра Беларуси время – XVIII век: «...ни одно другое столетие не собрало одновременно столько разноречивых в идеологическом и разнородных в художественно­эстетическом отношении явлений театральной жизни и видов сценического искусства. Школьный театр... демонстрировал на своей сцене не только средневековые моралите, но показывал оперы и балеты. На магнатской крепостной сцене театральные примитивы “сарматского” барокко соседствовали с драматургией Мольера и Вольтера, Руссо и Бомарше, “светские мистерии” – с рокайльными “пастореллами”...»

О многочисленных явлениях­проявлениях театральной и паратеатральной жизни того времени можно говорить бесконечно. Но (с сожалением!) оставим эту тему историкам культуры, театроведам. Задача у нас иная. А именно: объектно показать, что и наше время не менее уникально.

Сегодня наблюдается огромный всплеск интереса к театральной, зрелищной архитектуре: реконструируются старые театры, проектируются и возводятся новые сооружения. Мы с интересом черпаем из литературных и архивных источников сведения о паратеатральных действах, которые вершились прежде на улицах городов – с размахом, при огромном стечении народа. Сейчас же различные шоу, представления, концерты и показы проходят в специально для этого предназначенных зданиях и вновь построенных дворцах – Ледовых, спортивных, республиканского статуса и т.д.

Амфитеатр в Витебске для проведения самого массово­зрелищного в Беларуси шоу; строящийся культурно­спортивный комплекс “МинскАрена”; реконструируемый памятник советской архитектуры Большой театр оперы и балета – это объекты общенационального значения, и работа над ними находится под пристальным вниманием высокопоставленных лиц государства. Потому и рассказ о них на наших страницах будет обстоятельный, подробный. А для начала, в качестве интерлюдии, давайте вместе “пробежимся по театрам” – посетим их отреставрированные, обновленные здания, заглянем за кулисы тех, помещения которых уже давно “изжили” себя и по архитектуре, и по стилистике, а заодно “поднимем занавес” театров, готовящихся примерить новый “костюм”.

Итак, идем смотреть архитектуру – архитектуру театра. И как безмолвно внимаем мы спектаклю, внутренне сопереживая и соучаствуя, так и здесь, думается, слова излишни. Архитектура сама произнесет свой вступительный монолог. Итак, ей слово...

Русский государственный драматический театр. Памятник архитектуры и истории начала XX века. Здесь реставрация завершится в 2008 году. К настоящему времени обновлен фасад здания, зрительный зал, фойе. Оснащение сцены также претерпело изменения. Обратите внимание на характерную особенность, ставшую традицией Русского театра: вечером после ухода зрителей кресла в зале непременно покрывают, и открывают их за час до начала спектакля...

Могилевский областной драматический театр. Строился на средства горожан в 1886–1888 гг. по проекту архитектора П. Камбурова. Отличался уникальной акустикой и убранством интерьеров. Здесь в свое время пел Ф. Шаляпин.

Реконструирован в 2001 г. с реставрацией фасадов по проекту В. Кузнецова. Зрительный зал сохранил свои параметры, акустические качества и убранство. Надстроена сценическая коробка, обеспечивающая современный технологический процесс сценографии. Пристроен четырехэтажный объем, в котором размещаются административные помещения и театральные уборные. Сейчас он так же притягателен для зрителей, как и 118 лет назад.

Театр белорусской драматургии. Находится в многофункциональном здании, часть которого приспособлена к театральным действам. Недавно здесь также проведена реконструкция.

Находится в многофункциональном здании, часть которого к театральным действам. Недавно здесь также проведена реконструкция. 

Театр юного зрителя – памятник архитектуры советского периода, возведенный как Дворец пионеров в 1933–1937 гг. Здесь все – от фасадов до артистических гримерных – вопиет о безотлагательной реконструкции. Сейчас театром готовится техническое задание на проектные работы, где необходимо учесть все профессиональные требования к зданиям подобного рода. Правда, сокровенные мечты о своем, ТЮЗовском театре, в котором было бы комфортно и уютно и актерам, и зрителям, о его стилистике и образе “укрощает” Министерство культуры, требующее неукоснительного сохранения всех атрибутов этого памятника архитектуры. Генеральным проектировщиком выступает Белгоспроект. Так что заказчику и исполнителю еще предстоят поиски единственно правильного “театрального языка”, понятного и принятого и Театром, и Архитектурой.

Молодежный театр (прежде кинотеатр “Спартак”). Утвержден проект реконструкции, выполненный в институте “Белпромпроект”.

В стадии реконструкции находится главное театральное здание Минска – Большой театр оперы и балета. Идет к завершению ее первая очередь. Вот так будет выглядеть творение И. Лангбарда после проведения всех работ по восстановлению и благоустройству (проект института “Белгоспроект”).


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...