Направление 1
Комплексное развитие общественных территорий в соответствии с центрообразующей ролью города в международной, национальной, региональной и местной системах расселения и создание сферы обслуживания горожан и гостей Минска на европейском уровне
- Создание в белорусской столице сферы обслуживания европейского уровня на основе эффективной пространственной организации общественных территорий, расширения видового состава объектов общественного обслуживания, формирования уникальных архитектурных и градостроительных ансамблей с использованием многообразных форм и стилей и применением современных материалов и строительных технологий (п. 1.1).
- Формирование многоуровневой системы общественных территорий на основе выделения следующих структурно-планировочных элементов:
I уровень – планировочное ядро – столичный центр, 200- и 100-метровая зоны планировочного каркаса города приоритетного размещения объектов межселенного и общегородского обслуживания, а также столичные многофункциональные подцентры с уникальными комплексами специализированной направленности: деловой – “Минск-Сити” в районе бывшего аэропорта, культурно-развлекательной – в районе Национальной библиотеки, спортивно-развлекательной – Минск-Арена по пр. Победителей;
II уровень – центры секторов с приоритетным размещением объектов общегородского обслуживания, а также специализированные городские комплексы культурно-просветительных, научно-образовательных, торгово-бытовых, лечебно-
оздоровительных и спортивных объектов;
III уровень – центры планировочных, жилых, промышленных районов, а также 100- и 50-метровая зоны активного влияния пешеходно-транспортной сети магистральных улиц с приоритетным размещением объектов районного обслуживания;
IV уровень – локальные центры микрорайонов (п. 1.2).
- Закрепление для планировочных зон города оптимальных параметров пространственной доступности центров обслуживания:
а) доступность объектов планировочного ядра – столичного центра:
– для жителей центральной зоны – до 30 минут;
– для жителей срединной зоны – до 45 минут;
– для жителей периферийной зоны – до 60 минут;
б) доступность объектов центров планировочных секторов:
– для жителей планировочных секторов – до 30 минут;
в) доступность объектов центров планировочных районов:
– для жителей планировочных районов – 15–20 минут;
г) доступность объектов центров микрорайонов:
– пешеходная доступность для жителей микрорайонов (п. 1.3).
Обеспечение жителей планировочных районов города всеми видами общественного повседневного и периодического обслуживания на уровне установленных социальных стандартов и градостроительных нормативов (п. 1.4).
- Организация процесса управления комплексным сбалансированным развитием общественных территорий в соответствии с установленным генеральным планом функциональным зонированием и регламентами формирования общественно-
деловых зон:
О1 – общественная зона многофункциональной застройки с преимущественным размещением объектов международного, национального и регионального (межселенного) значения с максимальной для городского планировочного ядра интенсивностью застройки;
О2 – общественная зона многофункциональной застройки с преимущественным размещением объектов общегородского значения с максимальной для центральной зоны интенсивностью застройки;
О3 – общественная зона многофункциональной застройки с преимущественным размещением объектов районного значения, обеспечивающих полный стандарт обслуживания, а также характеризующаяся максимальной для срединной зоны интенсивностью застройки;
О4 – общественная зона размещения объектов повседневного обслуживания микрорайонного значения (объектов социально гарантированного обслуживания);
Осп – общественная зона с приоритетным размещением специализированных объектов межселенного (О1сп) и городского (О2сп) значения и установленными регламентами интенсивности застройки для административно-деловых (Осп-а), культурно-просветительских (Осп-к), торгово-бытовых (Осп-т), научно-образовательных (Осп-н), лечебно-оздоровительных (Осп-л) и спортивных (Осп-с) специализированных зон (п. 1.5).
Направление 2
РЕгулирование развития и использования общественных территорий в соответствии с планировочной структурой и стандартами городской среды
- Создание в узловых зонах планировочного каркаса Минска комплексов общественного обслуживания (п. 2.1).
- Резервирование территорий для формирования многофункциональных общественных центров в стыковой зоне городского и внешнего планировочных каркасов на главных въездах в город (п. 2.2).
- Приоритетная трансформация и реконструкция неэффективно застроенных территорий в зонах планировочного каркаса с размещением объектов общественного обслуживания (п. 2.3).
- Регенерация и реконструкция городского исторического центра, градоформирующие качества которого определяют социально-культурную уникальность образа столицы Республики Беларусь (п. 2.4).
- Приоритетное размещение в городском ядре административно-деловых и обслуживающих объектов столичного уровня с формированием непрерывной системы общественных территорий (п. 2.5).
- Изготовление по итогам разработки градостроительных проектов макетов застройки главных городских проспектов, формирующих планировочный каркас белорусской столицы, с периодичностью в 5–7 лет (п. 2.6).
- Развитие планировочной структуры общественных зон в квартальной пространственной форме с планировочным масштабом исторической квартальной застройки (п. 2.7).
- Достижение средовой целостности развития столичного центра за счет формирования новых уникальных ансамблевых комплексов общественного назначения на свободных, реконструируемых и трансформируемых территориях с сохранением масштаба и характера исторической планировки и исторического природного ландшафта (п. 2.8).
- Запрещение размещения на территории планировочного ядра отдельно стоящих жилых домов. Размещение в составе крупных уникальных объектных комплексов общественного назначения жилых блоков с квартирами самой высокой комфортности. Ликвидация жилых помещений в первых этажах зданий и сооружений (п. 2.9).
- Реконструкция и модернизация существующих общественных объектов и комплексов эпизодического обслуживания с доведением параметров до европейского уровня (п. 2.10).
- Создание в окружении центрального железнодорожного вокзала системы многофункциональных комплексов объектов общественного обслуживания международного уровня (п. 2.11).
- Разработка программы градостроительного развития планировочного ядра города в границах первого транспортного кольца в форме градостроительного проекта стадии “Детальный план”. Организация процесса градостроительного проектирования на территории данной зоны на постоянной основе. Разработка архитектурных проектов нового строительства главным образом на конкурсной основе с привлечением ведущих архитекторов-градостроителей (п. 2.12).
- Размещение объектов и комплексов нового строительства на территориях планировочного ядра только при наличии в их составе не менее трех градоформирующих функций, обязательный перечень которых включает социокультурную функцию, выраженную в достижении уникального архитектурно-художественного образа сооружения (п. 2.13).
- Стимулирование развития общественных территорий центральной планировочной зоны за счет освоения свободных от застройки участков, а также посредством трансформации и реконструкции малоценной жилой и производственной застройки (п. 2.14).
- Формирование многофункциональных центров городского уровня на радиальных направлениях планировочного каркаса на территориях всех планировочных секторов срединной и периферийной зон города (п. 2.18).
- Увеличение параметров территорий зон активного влияния планировочных осей каркаса в срединном планировочном поясе города на глубину до 200 м по радиальным планировочным направлениям: проспекты Независимости, Дзержинского, Победителей и на территориях срединной планировочной подзоны по ул. Маяковского, Партизанскому пр., улицам М. Богдановича, Старовиленский тракт и Кальварийской, а также на глубину до 100 м по ул. Маяковского, Партизанскому пр., улицам М. Богдановича, Старовиленский тракт, Кальварийской и Ванеева (п. 2.19).
- Формирование общественных центров районного значения в узлах пересечения, 100- и 50-метровой зонах активного влияния магистральных городских улиц в районах концентрации жилой застройки, районах размещения промышленно-производственных объектов и их комплексов, а также в контактных зонах промышленно-селитебных районов (п. 2.22).
- Разработка и реализация мероприятий по формированию общественных центров в сложившихся жилых и производственных зонах, на территориях которых не сформирована система общественного обслуживания (п. 2.23).
- Создание развитой системы специализированных общественных центров и комплексов международного, национального, регионального и городского уровней за счет строительства:
– административно-деловых комплексов на территориях планировочного ядра, столичного подцентра “Минск-Сити”;
– культурно-просветительных комплексов на территориях зон активного влияния планировочного каркаса во всех планировочных секторах города;
– торгово-бытовых комплексов: на севере – в районе д. Цнянка, на северо-востоке – в районе “АкваБел” и ул. Гинтовта, на востоке – в районах Гольф-клуба и д. Ельница, на юге – в районах Новый Двор и д. Малиновка, на западе – в районе д. Ярково;
– научно-образовательных комплексов: на северо-востоке – в районах филиала БНТУ и Академгородка, юго-востоке – в районах улиц Машиностроителей и Уборевича, юго-западе – в районах студенческого городка и филиала БГУ, на северо-западе – в районе д. Качино;
– лечебно-оздоровительных комплексов: на севере – в районе Новинок, на востоке – в районе улиц Карвата – Ваупшасова, на юге – в районе 10-й больницы, на западе – в районе Ярково, на северо-западе – в районе лесопарковой зоны “Минское море”;
– спортивных комплексов: на северо-востоке – в районе спорткомплекса “Уручье”, на востоке – в районе Липки, на юго-востоке – в районе д. Ельница, на юге – в районах ул. Ташкентской и д. Урожайной, на западе – в районах ТЭЦ-4 и д. Тарасово, на северо-западе – в районах д. Зацень и лесопарковой зоны “Минское море” (п. 2.24).
- Приоритетное формирование лечебно-оздоровительных и спортивно-развлекательных комплексов столичного и городского уровней в зонах благоприятного природного окружения (п. 2.25).
- Преимущественное размещение комплексов специализированного обслуживания в зонах планировочного каркаса с наибольшими транзитными потоками движения гостей и туристов столицы по трассе МКАД и по всем радиальным направлениям за пределами МКАД на глубину до 1000 м (п. 2.26) и др.
Направление 3
Резервирование территорий для формирования перспективных многофункциональных и специализированных общественных центров и объектных комплексов общественного обслуживания
- Резервирование территорий, необходимых для формирования многоуровневой столичной системы обслуживания и ее эффективной пространственной организации (п. 3.1), и др.