Вы здесь

В Беларуси изменяются подходы к строительству жилья

Ничкасов Анатолий Иванович
Ничкасов Анатолий Иванович Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь
09.07.2013 10:58
Метры измерения
Обеспечение человека доступным и комфортным жильем было и остается важнейшим приоритетом социально-экономической политики белорусского государства. Только в 2006-2010 годах в стране было построено 31,7 млн. кв. м жилой площади, причем более 60 % из них - с государственной поддержкой. Квартирные условия за этот период смогли улучшить более 1 млн. человек, или 241,6 тыс. семей.
 
Однако масштабная помощь государства привела и к значительному росту числа граждан, ориентированных на решение квартирного вопроса исключительно за счет льгот. Также участились случаи недобросовестного поведения, когда на жилье претендовали те, кто в нем нуждался меньше всего.
 
Именно эти обстоятельства обусловили пересмотр жилищной политики государства и выработку новых подходов к строительству жилья. Так, в начале 2012 года был принят Указ №13 , который конкретизировал категории граждан, имеющих право на получение государственной поддержки, а также разработана Концепция государственной жилищной политики на 2012-2015 годы, предлагающая внедрение таких новых механизмов, как госзаказ, арендное строительство, развитие ипотечного кредитования и системы жилищных сбережений.
 
О том, какие изменения ожидаются в сфере жилищного строительства, что предпринимается для того, чтобы коммерческое жилье стандартных потребительских качеств было доступным для среднестатистического белоруса, как улучшить его качество, в интервью журналу «Экономика Беларуси» рассказал Министр архитектуры и строительства Анатолий НИЧКАСОВ.
 
- Анатолий Иванович, чем вызваны достаточно серьезные изменения основ и подходов, на которых базируется жилищное строительство Беларуси? Не потеряет ли в связи с этим государственная политика в обеспечении граждан жильем свой социальный ориентир?
 
– Мне представляется, что социальная направленность жилищной политики усилится, приобретёт адресность и прозрачность государственная поддержка. Кроме того, принятые изменения создают условия для свободного решения жилищного вопроса каждым гражданином нашей страны. Давайте поясним это на конкретных цифрах.
Еще в начале прошлой пятилетки в Минске и в ряде городов было построено только 30-40 % жилья с господдержкой, остальное – на коммерческой основе. Однако к настоящему моменту ситуация стала противоположной: с господдержкой возводится 60 % квартир, а в некоторых городах и областях данный показатель достигает отметки 80 %. Получается, что чем больше мы строим так называемого социального жилья, тем быстрее увеличивается очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с государственной поддержкой. Так, если на учете на 1 января 2006 года состояло 565 тысяч таких семей, то на 1 января 2012-го – уже 849 тысяч. Мониторинг состояния дел с оформлением этих очередей показал, что необходимо пересмотреть безосновательно разросшиеся нормы оказания господдержки.
 
Поэтому было принято решение пересмотреть критерии отнесения граждан к категории нуждающихся и определить, кто действительно имеет право на получение льготных кредитов. В связи с этим соотношение объемов жилищного строительства в целом по стране будет несколько меняться – одновременно с социальным жильем активнее будет возводиться коммерческое, арендное и индивидуальное малоэтажное жильё. То есть граждане, действительно нуждающиеся, смогут быстрее решить свой квартирный вопрос в соответствии со своими потребностями и доходами, а это и есть, согласитесь, принцип справедливости.
 
При этом приоритетом по-прежнему останется помощь многодетным семьям. Они смогут построить жилье с господдержкой как в многоквартирных домах, так и в индивидуальном секторе, где исполкомам нужно активнее создавать необходимую инфраструктуру. В предыдущие годы мы просто выделяли нуждающимся земельные участки, не обеспечив их соответствующими минимальным государственным стандартам коммуникациями. Сейчас планируется строить индивидуальные жилые дома для льготной категории граждан, в частности для многодетных семей индустриальными методами, строго по графикам, как это делается при возведении многоквартирных домов.
 
Еще одно направление, которое будет развиваться, – это строительство для горожан, но в пригородной зон крупных городов и столицы. Правда, для того, чтобы человек захотел там жить, необходимо создавать привлекательные условия: дома в городах-спутниках должны иметь экономичные эксплуатационные характеристики, быть энергосберегающими, доступными по стоимости строительства, чтобы сократить расходы владельцев не только на строительство, но и на оплату коммунальных услуг. Мы пойдем там и на снижение этажности, как это делается сегодня во всем мире, будем строить малоэтажные многоквартирные дома, коттеджи, блокированные жилые здания.
Да и в принципе нужно уходить от микрорайонной застройки, которая обезличивает городское пространство к строительству удобных кварталов, уютных малых жилых образований.
 
Все эти меры поспособствуют эффективному использованию имеющейся развитой дорожной сети, равномерному расселению граждан, избавив крупные города Беларуси от таких проблем, как переуплотненность, перегрузка автомагистралей, дорог и проездов. Да и дворовые территории освободятся от нынешнего немалого количества машин.
 
Для реализации намеченного наше министерство совместно с исполнительными комитетами и другими ведомствами, службами и государственными органами разрабатывает соответствующие нормативно-правовые акты.
 
– В последние годы министерство архитектуры и строительства большое значение уделяло модернизации и техническому переоснащению домостроительных комбинатов (ДСК). Чего удалось добиться благодаря реализации данных инвестиционных проектов? Что выиграл от этого как строительный комплекс страны в целом, так и простой потребитель?
 
– Модернизация домостроительного комплекса, которая в настоящее время завершается, позволила, прежде всего, нарастить мощности комбинатов. Мы смогли перейти от устаревших технологий к современным, значительно увеличив потенциал стройиндустрии. Так, если в прошлой пятилетке индустриальным способом в Беларуси можно было возвести за год максимум 2,4 млн.кв.м жилья, то сегодня – 3,2 млн.кв.м.
Программа модернизации домостроительного производства - это техническое переоснащение и обновление 12 комбинатов, многие из которых уже введены в эксплуатацию. Завершается модернизация в Солигорском, Бобруйском, Борисовском, Гомельском ДСК. В Витебском и Могилевском домостроительных комбинатах проекты реализованы, процессы производства здесь автоматизированы.
 
Еще один важный аспект, которого удалось добиться благодаря реализации проектов модернизации, – это совершенно новое качество строительной продукции, которая полностью соответствует энергосберегающим теплотехническим требованиям и позволяет создавать современный архитектурный дизайн. Так, сегодня жилые здания, возводимые из продукции Гомельского ДСК, внешне ничем не отличаются от домов класса люкс, а по типовым потребительским качествам и по стоимости не превышают дома, которые строятся для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку.
 
Однако мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Например, одной из важных задач является диверсификация систем жизнеобеспечения жилых домов. Необходимо разработать и внедрить современную систему удаления бытовых отходов, которая может сортировать и перерабатывать твердые бытовые отходы, активизировать применение энергосберегающих светодиодных светильников, автоматически включающих и выключающих освещение.
 
Следует пересмотреть и технологии возведения домов – в частности, отказаться от производства строительной продукции непосредственно на площадках объектов и максимально от применения тяжеловесной техники. Для этого в первую очередь необходимо снизить этажность жилых домов, как это сделали все европейские страны и к чему переходят Россия и государства СНГ. Снижение этажности позволит сделать жилье более дешевым за счет уменьшения материалоемкости, так как отпадает необходимость подготовки больших котлованов и глубоких фундаментов, а также применения тяжелой специальной техники.
 
Кроме того, нужно снизить вес строящихся жилых объектов как минимум на четверть и уменьшить толщину стен. Для этого важно перейти на широкое применение теплоизолирующих материалов, наращивать мощности по их производству. Строительная отрасль в целом продолжит активно осваивать выпуск новой продукции – иброцементных плит, сухих смесей, материалов для отделки фасадов зданий и других.
 
– Модернизация отечественных ДСК позволила значительно нарастить их мощности с возможностью общего ввода в стране от 7,5 млн. до 9,5 млн.кв. м жилья ежегодно. Однако в следующем году в Беларуси планируется построить 6,5 млн.кв.м. На что будут направлен существенный резерв домостроительных комбинатов?
 
– В 2013 году из 6,5 млн.кв.м жилья 2,5 млн.кв.м будет построено с государственной поддержкой – его, в частности, планируется возводить индустриальным методом, как самым эффективным по срокам и стоимости. Таким образом, часть мощностей ДСК будет задействована на данном направлении.
 
Перед строительным комплексом Беларуси поставлена задача стать экспортной отраслью, каковой она, кстати, никогда не была, так как занималась главным образом обеспечением жильем населения, развитием экономики страны, строительством предприятий и инфраструктуры. Экспорт становится для нас принципиально новым и очень важным направлением.
 
Между прочим, не все верят, что строительная отрасль может стать экспортоориентированной, а я с уверенностью могу сказать, что она уже сегодня готова выполнять любые задачи за рубежом. Мы апробировали свои силы и возможности в странах дальнего и ближнего зарубежья. В частности, белорусские домостроительные комбинаты успешно зарекомендовали себя - свою продукцию и услуги - в Калининградской, Ленинградской, Смоленской, Новгородской, Псковской и Брянской областях России, реализующих масштабные программы жилищного строительства.
 
Разумеется, пока не все ДСК пока готовы работать на экспорт – для этого, в частности, нет подвижных составов с необходимыми устройствами для перевозки продукции в нужном количестве, а экспортный поток должен быть очень большим, чтобы приносить выгоду. Но почему бы строительной отрасли не воспользоваться опытом крупных промышленных предприятий, создающих за рубежом сборочные производства?
 
Недавно, например, в министерстве прошли переговоры с представителями Башкортостана, которые высказали заинтересованность в привлечении белорусских строителей к возведению в республике 2 млн. кв. м жилья. Это огромная площадка. Чтобы представить ее масштабы, достаточно сказать, что в 2012 году в Минске запланировано построить 1 млн. кв. м жилых домов. И это означает, что для реализации предлагаемых Башкортостаном объемов там просто должен стоять наш ДСК. Это будет самым эффективным вариантом строительства.
 
Нашим министерством подписаны также документы о сотрудничестве в области строительства с Эквадором. Партнеры предлагают Беларуси возвести жилой массив на 9 тыс. квартир в промышленном центре – городе Гуаякиль. В целом они просят построить 22 тыс. квартир, а это многолетняя работа, для которой можно и нужно создавать соответствующую базу стройиндустрии.
 
Поэтому силы отечественных ДСК будем, в том числе, направлять за рубеж. В Борисове, например, сейчас вводится комбинат, который планируется полностью сориентировать на экспорт. Для этого подбирается соответствующая команда и разрабатывается специальный проект – «Белорусский квартал», который может стать своеобразным брендом строительной отрасли страны и быть узнаваемым по архитектурному облику, особенным по используемым технологиям возведения, срокам реализации, доступности цены и конкурентоспособности.
 
Сейчас в министерстве ведется разработка модели «Белорусского квартала», который представляет собой комплект чертежей и документации универсального комплекса застройки. Он может компоноваться и предлагаться заказчику в различных вариантах. К реализации данного проекта готовы все отечественные домостроительные комбинаты.
 
– К 2015 году более 60 % жилья планируется построить в энергоэффективном формате. Но сегодня местные органы власти и государственные застройщики неохотно прибегают к строительству таких домов, поскольку их возведение требует больших затрат. Что планируется предпринять для популяризации этого выгодного как для государства, так и для граждан жилья?
 
– Прежде всего, хочу сказать, что в Беларуси неукоснительно выполняется программа по строительству энергоффективного жилья – оно возводится в запланированном количестве. А некоторые области, например, Гомельская, эту программу даже перевыполняют.
 
Так что не стоит дожидаться 2015 года для увеличения процентного соотношения энергосберегающих домов в общем объеме построенного жилья до 60 %, а перенести эти объемы на 2013 год. Это позволит стране сэкономить колоссальное количество затрачиваемых на обслуживание жилого фонда энергоресурсов.
 
Все нормы уже прописаны, речь идёт о необходимости принятия программного решения о сокращении сроков перехода на строительство энергоэффективного жилья и увеличения затрат по строительной отрасли на 8 % с учетом того, что они окупятся за 3-5 лет.
 
К тому же белорусские научно-исследовательские институты в этом направлении хорошо поработали. Мы, в частности, реализовали программу экспериментального строительства энергосберегающего жилья с использованием современной системы вентиляции – приточно-вытяжной вентиляционной установки с рекуперацией тепла. Применение этих технологий крайне важно, так как до 60 % тепла уходит из жилого фонда через вентиляционные каналы, при том, что его использование может в три раза сократить потребление энергии домом.
 
Проблема здесь в том, что в Беларуси пока не производятся все необходимые элементы для установок с рекуперацией тепла в жилых и общественных зданиях. Мы решаем эти вопросы. Необходимо осваивать выпуск этих элементов, привлекая для этого либо инвесторов со стороны, либо определенные ресурсы предприятий, а возможно, и специальные кредиты.
 
Говоря об энергосбережении в жилищном строительстве, хотелось бы отметить, что климат Беларуси позволяет применять тепловые насосы, которые используют тепло грунта. Отечественным предприятиям также нужно бы освоить производство данной продукции, так как закупать тепловые насосы у скандинавских, немецких и австрийских производителей достаточно дорого. Между тем их применение позволит практически свести на нет энергопотребление жилым фондом, что очень важно для Беларуси, где 30 % энергоресурсов потребляется именно в домашних хозяйствах.
 
– Следующий вопрос, Анатолий Иванович, наверно, самый актуальный для многих наших граждан. Сколько все-таки будет стоить в 2013 году квадратный метр жилья, учитывая принимаемые меры по сдерживанию роста цен в жилищном строительстве, освоение производства импортозамещающих строительных материалов, внедрение современных разработок отечественных специалистов?
 
– Хочу отметить, что работа по регулированию цен в строительной отрасли носит достаточно жесткий характер, потому что в 2011 году она приняла на себя реализацию основной задачи по сдерживанию инфляции. За счет этого мы смогли уложиться в выделенные из бюджета средства и обеспечить жильем максимальное количество белорусских семей, начавших строительство.
 
В 2012 году также очень жестко выдерживались те параметры коридора цен, который установило министерство экономики. Строительным организациям удалось вписаться в прогнозируемую среднегодовую стоимость квадратного метра для нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на господдержку, – 3,88 млн. рублей за квадратный метр.
 
На 2013 год также соответствующим образом рассчитан алгоритм стоимости квадратного метра в жилых домах различных конструктивных систем. Коридор для кредитования в нем не должен превысить 4,6 млн. рублей. Далее министерство будет проводить мониторинг, ежемесячно отслеживать изменения цен по каждой области и практически по каждому строящемуся дому.
 
В конечном же итоге необходимо в 2014-2015 годах создать в Беларуси такие условия, чтобы все граждане находились в равных условиях. Нужно перестать делить людей на льготников и нельготников, нужно снимать население с иглы под названием «льготы», расширяя материальные возможности граждан для улучшения своих жилищных условий.
 
– Случается, что потребители жалуются на качество возводимого жилья и используемых материалов, на невысокий профессионализм и мастерство некоторых строителей. Какие меры принимаются во избежание таких проблем?
 
– Вопрос качества – глубокий и сложный, он не лежит, как говорится, на поверхности стены.
 
Для повышения качества строительства в стране сделано уже очень много. Наши ДСК и строительные организации модернизированы и технически переоснащены, здесь внедрены современные технологии, освоен выпуск новой продукции, в том числе импортозамещающей.
 
Многое сделано и в нормативно-правовой базе: появились технологические регламенты, расценки, технологические карты с видами работ, которые повышают качество того или иного технологического процесса или финишной продукции. Над повышением мастерства наших специалистов постоянно работают белорусские профтехучилища, техникумы, вузы, хотя проблема с кадрами, пусть она уже и не стоит очень остро – всё-таки отток специалистов из отрасли прекратился, – всё ещё является актуальной.
И, несомненно, вопросы повышения качества всегда находятся в центре внимания руководства строительной отраслью. Ведь от их успешного решения зависит не только имидж белорусской стройиндустрии, но и, что гораздо важнее, благополучие и комфорт граждан Беларуси.

Екатерина МАРКОВИЧ, «Экономика Беларуси»
Источник: ]]>http://mas.by]]>

 

 

 

 

Читайте также
27.02.2004 / просмотров: [totalcount]
За последние несколько лет вечерний Минск волшебно преобразился, стал светлым, праздничным, нескучным. Проделана большая работа по подсветке города,...
01.03.2004 / просмотров: [totalcount]
Современный город. Его жизненное пространство перенасыщено знаками и значениями, связанными воедино, отсылающими друг к другу и одновременно ни к...
20.04.2005 / просмотров: [totalcount]
Несмотря на острую потребность предприятий строительной отрасли в обновлении производственных фондов, лизинг строительных машин и механизмов в...