Испокон веков несет свои спокойные воды по нашей земле река Пина. И, как в зеркале, отражается в ней неповторимый и прекрасный Пинск. Уникальный город. И не только своим природным окружением, но и историкокультурным наследием, по сохранности которого он уступает только Гродно. Его архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы являются памятниками национальной архитектуры. А долины Пины и Припяти – элементы национальной экологической сети – входят в экологическую систему европейского уровня.
Город развивался только на северном берегу реки, где в месте слияния Пины и Припяти в XI в. возникло городище, включающее детинец и окольный город, ставшие ядром и первоосновой планировочной структуры города. От южного берега реки простираются необозримые, непроходимые, топкие полесские болота. Нам приходилось из окна гостиницы наблюдать разлив реки во время паводка, и вспоминалось, что эти места, по легенде, считались дном мифического Геродотова моря...
До середины XII в. Пинск – крупный центр Туровского княжества, позже центр самостоятельного Пинского княжества. С начала XIV в. он входил в состав Великого княжества Литовского. Пинским княжеством, перешедшим к польскому королю Жигимонту Старому, управляла его жена королева Бона Сфорца. Управляла эффективно, так как придерживалась прогрессивных для того времени взглядов и была рачительной хозяйкой. В 1581 г. при короле Стефане Батории город получил магдебургское право. С 1793го Пинск – центр уезда в составе России. Действенным импульсом развития города стало появление в 1882 г. южной ветки Полесских железных дорог. К этому времени в городе насчитывалось 27 предприятий и проживало 28 тыс. жителей.
На основании письменных источников и архивных материалов нами были сделаны реконструкции плана города по основным этапам его развития. Выполнив их в одном масштабе и совместив с существующим планом, можем с уверенностью сказать, что основная планировочная структура территории исторического центра сохранилась с конца XVIII в. (с некоторой корректировкой XIX в.).
К концу XVII в. за городскими укреплениями в северовосточной части между городом и Лещинским монастырем стало формироваться предместье Каролин. Его прямоугольная планировка контрастировала с кольцевой схемой укреплений и хаотичной уличной сетью внутри города. Это один из самых ранних примеров регулярной планировочной структуры на территории Беларуси.
Главные улицы Пинска – Брестская, Петербургская (Первомайская), Францисканская (Ленина) были сориентированы на самое крупное сооружение города – костел иезуитского монастыря (костел святого Станислава), расположенный на торговой площади (пл. Ленина). К сожалению, в 1950е гг. центр города лишился главной доминанты: поврежденный во время войны костел святого Станислава был окончательно разобран. Эта серьезная и ничем не восполнимая утрата отозвалась устойчивой композиционной ущербностью главной площади и всего городского силуэта.
Однако в Пинске сохранилось достаточно памятников архитектуры, вызывающих гордость и восхищение талантом людей, их построивших. Это величественное здание иезуитского коллегиума, ансамбль францисканского монастыря (единственный сохранившийся в полном объеме), костел святого Баромеуша, костел бывшего бернардинского монастыря – ныне церковь святой Варвары. Из гражданской архитектуры уцелел дворец Бутримовича, построенный по проекту архитектора К. Шильтхауза для пинского подстаросты и городского судьи Матеуша Бутримовича, общественного и политического деятеля Речи Посполитой.
И все же не только отдельные памятники архитектуры придают Пинску уют, очарование и сомасштабность человеку, но и прекрасно сохранившаяся средовая застройка центра города...
Мы позволили себе сделать такое лирическое вступление к серьезному рассказу о нашей работе над генеральным планом, потому что были очарованы древним Пинском, его величественным наследием. Нам предстояло внести свою лепту в его сохранность и преобразование, в его развитие. А без истинной влюбленности в Город невозможно достичь того результата, какого Он от нас ждет.
Когда начинаешь работу над генпланом города, очень важно, какие отношения сложатся с городскими структурами и архитектурными службами, потому что у проектной организации и служб города – одна цель и одна задача: сделать город еще прекрасней и удобней для проживания его жителей. Надо отдать должное и поблагодарить руководство Пинска, особенно его главного архитектора Ольгу Борисовну Василенко, за тщательное, скрупулезное и очень бережное отношение к застройке центра и города в целом.
Авторский коллектив УП “БелНИИПградостроительства”, приступая к работе над генеральным планом г. Пинска, прекрасно осознавал, какая ответственная и сложная задача стоит перед ним.
Мы должны были очень осторожно, с ювелирной точностью проработать необходимые проектные решения в центре города и одновременно найти территории и возможности для крупных градостроительных преобразований.
В Государственной схеме комплексной территориальной организации Республики Беларусь отмечено, что в дальнейшем Пинск будет руководствоваться стратегией “совершенствования сложившейся городской среды”, предполагающей развитие производственнохозяйственного комплекса, планировочнопространственной и функциональной организации территории за счет развития наукоемких производств, сферы обслуживания, бизнеса, частного предпринимательства и туризма.
Для этого у города есть все возможности.
В задачу генерального плана входила разработка стратегии совершенствования городской среды не только на два этапа – до 2010 и до 2020 гг., но и на отдаленную перспективу, обеспечивающую устойчивое развитие всех систем города и позволяющую приспосабливаться к возможным изменениям социальноэкономического и планировочного характера.
Новые жилые районы многоквартирного и усадебного строительства предполагается формировать вне зоны центра на свободных территориях, где есть возможность создать наиболее благоприятную среду проживания, обеспечить всеми необходимыми объектами обслуживания.
Для территорий, насыщенных исторической застройкой, требуется разработка историкоархитектурных обоснований регенерации, где будет представлен весь комплекс необходимых мероприятий по охране, реставрации и реконструкции историкокультурных ценностей, определены границы зон охраны и регулирования застройки, режимы содержания выделенных зон. В соответствии с законодательством об охране историкокультурного наследия любое строительство, реконструкцию, а также снос зданий на территории исторического центра необходимо согласовывать с Управлением по охране историкокультурного наследия и реставрации.
У авторов генерального плана есть мечта, осуществление которой хотелось бы увидеть еще при жизни. На это можно надеяться, так как нас поддерживают руководство города и его архитектурные службы. Мечта наша – восстановление главной доминанты центра – костела святого Станислава. На первом этапе такое решение можно было бы закрепить обозначением места его размещения средствами благоустройства.
Очень хочется верить, что период разрушений и утрат сменится периодом расцвета и восстановления. Примером может служить исторический центр Варшавы – полностью разрушенный во время войны и полностью восстановленный в послевоенные годы. Никто уже сейчас не называет это “новоделом”. А многие туристы, гуляя по узким улочкам и любуясь памятниками архитектуры, даже и не знают, что все это построено в XX в.
Одной из самых сложных проблем Пинска, наверное, как и любого другого исторического города Беларуси, является проблема транспорта. Территория общегородского центра перегружена потоками внутригородского и внешнего транзитного автотранспорта. Все маршруты городских автобусов проходят через центр. Для решения этой проблемы в генеральном плане намечены следующие мероприятия:
формирование дублеров основных транспортных магистралей города;
разгрузка центра города от транзитного транспорта;
создание планировочной системы, обеспечивающей оптимальные транспортные и пассажирские связи между районами города и пропуск основных потоков грузового транспорта в обход жилых образований с выходом на внешние автодороги;
формирование на территории общегородского центра системы улиц с односторонним движением;
формирование полноценной пешеходной зоны на территории исторического ядра.
Потребуется развитие сети автозаправочных станций, создание центров по продаже и обслуживанию автомобилей. Но в первую очередь – строительство путепровода на пересечении ул. Первомайской и железной дороги.
Проблемы инженерных сетей так же типичны для всех городов, как и транспортные. Это изношенность коммуникаций в центральной части, необходимость реконструкции головных сооружений (водозабор, очистные сооружения, электроподстанции, котельные), практически полное отсутствие инженерного обеспечения районов усадебной застройки. В генеральном плане намечены все необходимые мероприятия инженерного обустройства Пинска. Их основная задача – повышение надежности и эффективности действующей системы инженерного обеспечения города путем последовательной реконструкции и модернизации.
Для защиты от периодического затопления прибрежных территорий паводковыми водами и подтопления городских земель предусматривается активное развитие городской системы дождевой канализации с подключением к ней районов старой и новой усадебной застройки, подсыпка пониженных участков территории.
Для создания безопасной и экологически благоприятной среды обитания жителей города необходимо разработать проекты санитарнозащитных зон предприятий II–III класса вредности. Как показал опыт проектирования генеральных планов за последние тридцать лет, предприятия, имеющие санитарнозащитную зону и намеченные к выносу за пределы жилой застройки, так и не были вынесены. Но такое положение дел может завести город в тупик. Ведь современная экологическая ситуация предъявляет все более жесткие требования к человеку, его среде обитания, и в XXI в. необходимо идти по пути модернизации и технологического совершенствования процесса производства.
Велик туристический потенциал Пинска, который пока, к сожалению, используется недостаточно.
Согласно схемам развития туристских зон Республики Беларусь, утвержденным Советом Министров, город является региональным центром культурнотуристской зоны “Пинское Полесье”, но, опятьтаки, этот свой потенциал использует не в полной мере.
Здесь есть все предпосылки для развития самых различных видов туризма: транзитного, что обусловлено географическим положением города; культурнопознавательного, связанного с богатым историкокультурным прошлым; водного (город стоит на слиянии двух рек); студенческого (недавно открылся Полесский государственный университет); ностальгического туризма, имеющего в своих истоках многовековую историю еврейского народа в Пинске и популярность религиозного течения, известного под названием КаролинСтолинский хасидизм.
Пинск консолидирует такие туристские объекты, как Огинский и ДнепроБугский каналы, заказник “Средняя Припять” с выходом на Национальный парк “Припятский” и город Туров.
Природа этих мест – настоящее царство птиц, а полесские болота не оставят равнодушными любителей нетронутой природы. Туристические маршруты позволят окунуться в мир покрытых камышом хат и старых деревьев с “буслянками”, увидеть бортиколодцы.
Для развития этого вида деятельности необходимо:
совершенствование системы управления в сфере туризма;
приведение материальнотехнической базы туристского сервиса в соответствие с международными стандартами;
формирование сети пунктов общественного питания;
создание благоприятных условий для туризма, нацеленного на ознакомление с историкокультурным и природным наследием;
развитие возможностей, связанных с этническими особенностями и культурномассовыми мероприятиями (выставки, ярмарки, фестивали, народные праздники);
создание современной системы информационного обеспечения (путеводители, буклеты, сайты в интернете).
На южном берегу Пины намечено строительство туристического многопрофильного центра, что возможно осуществить после выноса с территории производственной зоны.
Таким образом, создание развитой инфраструктуры туризма и отдыха привлечет в город дополнительные инвестиции и будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест в сфере обслуживания.
Генеральный план во многом определяет дальнейшие пути развития города, дает рекомендации по разработке проектной документации, которую следует выполнить на последующих стадиях. Сейчас Пинску необходим детальный план центральной части города со схемой регенерации исторической застройки. Это позволит более подробно, чем в генеральном плане, рассмотреть все проблемы центра. Также подлежат разработке проекты зон охраны историкокультурных ценностей, находящихся за пределами исторического центра, проекты водоохранных зон и прибрежных полос, схема развития городского пассажирского транспорта. Эти работы помогут наиболее полно и качественно реализовать решения генерального плана и вместе с ним создадут условия для успешной градостроительной деятельности в будущем.
В декабре 2006 года генеральный план г. Пинска был утвержден Советом Министров Республики Беларусь. Дело теперь – за его реализацией.