Вы здесь

Столица обрела “Столицу”

Сегодня Минск, наша столица, подтверждает тенденцию современной урбанистики. То есть демонстрирует примеры комплексного освоения подземного пространства. Точнее, создает там пространства, вмещающие жизненно важные для города функции.

Наиболее удобными для этой градостроительной “операции” оказываются большие площади, внедряться под которые менее затруднительно и проблематично. Например, Манежная площадь Москвы, которая приняла “в себя” обширный многоэтажный торговый центр, и несколько площадей в центре Киева.

Ныне и белорусская столица обрела подобное сооружение под самой большой в стране площадью Независимости, чему имеется богатая предыстория.

 

Площадь как градостроительный ансамбль начала формироваться в тридцатые годы прошлого столетия. Ее эпицентром стал Дом правительства с выразительным памятником Ленину (архит. И. Лангбард, скульпт. Г. Манизер), что сразу придало ей статус главной площади БССР.

По решению Cовнаркома 1935 г. площадь Ленина имела границы от ул. Советской до фасадов Дома правительства. Однако планировалось увеличить и соединить ее с Привокзальной площадью. Сбыться этому поначалу воспрепятствовала война, а после поменялась градостроительная концепция развития Минска, в результате чего архитектурноидеологический акцент переместился на Центральную площадь (ныне Октябрьская).

Тем не менее площадь Ленина продолжала развиваться. Так, осуществленный в 1964 г. снос нескольких жилых домов  сделал площадь прямоугольником размером 400x160 м. Фактически она стала одноуровневой развязкой с кольцевым движением автотранспорта. Центр ее был отдан под автостоянку на 300 автомобилей. Поэтому партерный сквер на ней оказался почти недоступным для пешеходов. По крайней мере, не пользовался у них популярностью и по преимуществу пустовал.

Ансамбль площади также перестал удовлетворять специалистов, заметивших, что здания, окружающие площадь, оказались несоразмерно малы для такого простора. Попытались устранить этот недостаток, добавив им высоты, величавости. Какойто эффект был, конечно, достигнут. Правда, за счет умаления исторических сооружений площади, в том числе и Дома правительства.

Такой площадь перешла в новое тысячелетие, хотя попытки реконструировать и застройку ее, и транспортную схему предпринимались неоднократно. В 1975 г. проект реконструкции площади был даже одобрен ЦК КПБ и Совмином БССР (архит. С. Ботковский, Л. Гельфанд, М. Гаухфельд, Ю. Кустов). Согласно проекту, предполагалось изменить транспортную схему, а под площадью создать крупный центр с паркингами. Сама же площадь, полностью пустынная в вечернее время, задумывалась как круглосуточно работающий общественный центр города.

Затем в 1994 и 2000 гг. были проведены архитектурные конкурсы на реконструкцию площади Независимости, после чего сформулировано градостроительное задание и создан объединенный авторский коллектив.

Утвержденный эскизный проект 2001 г. предусмотрел не только изменение планировочной структуры площади, но и реконструкцию примыкающих к ней кварталов, изменение транспортной схемы всего центра города.

Реальные строительные работы по преобразованию площади начались в 2002 г. параллельно с проектированием и проходили в три этапа.

В первую очередь были построены два новых подземных пешеходных перехода с объектами обслуживания, изменена трасса проспекта Независимости вдоль площади, благоустроена часть территории, примыкающей к зданиям Мингорисполкома и БГУ, заменены инженерные коммуникации. Начата реставрация фасадов, выходящих на площадь, с внедрением в первый этаж административного здания метрополитена предприятий торговли и обслуживания.

Однако только в 2004 г. площадь Независимости раскрыла свои недра на беспрецедентную глубину. Один вид котлована, а затем строительство гигантского объекта, что можно было наблюдать многие месяцы, покоряли воображение, внушали уважение.

Сегодня на семи гектарах обновленной площади Независимости образованы несколько функциональных зон. Одна из них – для массовых действий, официальных и праздничных мероприятий – расположилась непосредственно перед Домом правительства. Участок площади перед памятником В.И. Ленину масштабен Дому правительства и имеет осевое решение, задуманное И. Лангбардом.

Перед зданием Мингорисполкома при помощи благоустройства выделен участок для мероприятий, проводимых руководством города.

Вдоль зданий по улице Советской устроен пешеходный бульвар от гостиницы “Минск” до площади Мясникова.

Вокруг светомузыкального фонтана уже сформированы площадь и аллеи для массовых гуляний и отдыха с открытыми выносными столиками кафе.

Остальная территория площади превращена в партерный сквер, где выделяются технические устройства подземного центра, выходящие на площадь: остекленные купола естественного освещения, на которых предполагается смонтировать декоративные скульптурные композиции, а также вентиляционные шахты, выполненные в виде многоярусных гранитных цветочниц. Предполагается, что на площади появится и крупномасштабная архитектурно-скульптурная композиция. Ее проект уже одобрен руководством города и страны.

Все это благоустройство минчане увидят по завершении ансамбля, однако оно, как у айсберга, будет лишь маленькой толикой огромного комплекса, построенного под землей. Ведь вся пешеходная часть сегодняшней площади Независимости – это кровля подземного общественно­торгового центра. Крупнейшего в стране, строительный объем которого составил почти 1,5 млн3, четыре этажа общей площадью почти 100 тыс. м2.

На них в аренду предприятиям торговли, общепита, развлечений и отдыха отведены площади более 40 тыс. м2, паркинг на 500 мест – 25 тыс. мІ. Остальные площади занимают подземная торговая улица, служебные, складские и технические помещения, позволяющие организовать бесперебойную работу подземного города с гордым названием “Столица”.

Здесь соседствуют почти сто промтоварных и продовольственных магазинов площадью от 30 до 1200 м2 каждый, киоски и прилавки выносной торговли; кафе быстрого питания, рестораны, буфеты, бары почти на 1000 посетителей; предприятия бытового обслуживания, отделения банков, видеосалоны, залы игровых автоматов, места отдыха, боулинг на 16 дорожек, бильярдный клуб, общественные туалеты, справочно-­информационные службы, медпункт и многие другие объекты для детей и взрослых всех возрастов.

Рядом и под торговым центром размещается паркинг на 500 легковых автомобилей. С каждого его уровня посетители попадают на один из трех уровней подземной пешеходной улицы, связывающей паркинг, три подземных пешеходных перехода и все подземные объекты торговли и обслуживания.

Нижний, четвертый этаж – технический.

Все этажи связаны между собой эскалаторами, пассажирскими, панорамными и грузовыми лифтами. Загрузка товаров и вывоз мусора осуществляются по специальному подземному проезду, расположенному под паркингом.

Подземная улица в три этажа, на которую открыты все основные помещения комплекса, расположена вдоль площади Независимости. Она освещена солнечным светом через купола зенитных фонарей, выходящих на площадь. Это основной композиционный и функциональный стержень, позволяющий легко ориентироваться в громадном подземном городе. Размеры, высота, отделка, естественное и искусственное освещение основных подземных интерьеров впечатляют и создают праздничное настроение. Система визуального ориентирования и модульная коммерческая реклама дополняют общее благоприятное впечатление.

Центральный круглый универсальный зал высотой 15 м со стеклянным куполом отведен под презентации, ночные дискотеки, детские утренники, концерты, демонстрации моделей и другие мероприятия. Зал расположен в центре площади и центре “Столицы” на пересечении двух пешеходных потоков: один вдоль площади по подземной улице, второй поперек площади от станции метро к улице Немига. Центральный зал, по замыслу авторов, должны окружать кафе и рестораны с белорусской национальной кухней, кухней разных народов мира и эксклюзивные магазины. На балконах вокруг центрального зала располагаются выносные столики кафе и ресторанов. Подземный центр стал одним из мест массового посещения туристов, минчан и даже молодоженов, которые любят фотографироваться в уникальном подземном интерьере.

Особое внимание было уделено системе безопасности и инженерного обеспечения комплекса, заслуживающей особого рассказа. Нашим проектировщикам пришлось изучить опыт строительства и работы подобных крупнейших подземных и наземных объектов во многих городах. И применить его с учетом нашей специфики. А она состояла в том, что крупнейший коммерческий проект осуществляли не коммерческие структуры, а Мингорисполком за кредиты белорусских банков.

В процессе рабочего проектирования и строительства комплекса в утвержденный проект вносились многочисленные коррективы с целью снижения стоимости строительства, зачастую в ущерб эстетическим и эксплуатационным качествам комплекса.

“Столица” принята в эксплуатацию 31 декабря 2006 г.

К сожалению, пока большинство арендуемых площадей занимают предприятия, торгующие тем же товаром, который в изобилии есть и в других магазинах города. Здесь еще не представлены всемирно известные торговые марки. Это разочаровывает потенциальных покупателей, которые ожидают увидеть в уникальном комплексе большой выбор эксклюзивных товаров, развлечений и обслуживания. Надеемся, что это трудности роста, рассчитываем, что в процессе эксплуатации удастся сохранить единый подход в оформлении интерьеров отдельными арендаторами и избежать хаотичности, столь характерной для большинства наших действующих торговых центров.

Проектировщики и строители сделали все, чтобы новый комплекс был на уровне лучших зарубежных аналогов. А аналоги показали себя наиболее перспективными и окупаемыми объектами, привлекающими не только жителей своего города, но и многочисленных его гостей, на что небезразлично смотрят инвесторы и арендаторы.

“Столица” еще не заработала на полную мощность, а ее уже посетили десятки международных делегаций, в том числе руководители большинства столиц и крупнейших городов СНГ и Европы.

Результатом этих посещений стали не только высокая оценка, но и приглашения минским архитекторам выполнить проекты аналогичных комплексов в других городах.

Так, в апреле 2007 г. Градостроительным советом г. Астаны во главе с мэром города и инвесторами одобрена концепция создания подземного торгово-­развлекательного комплекса с двумя паркингами на центральной площади новой столицы Казахстана. Согласно концепции, разработанной нами, общая площадь комплекса составит примерно 85 000 м2.

За реконструкцию площади Независимости творческий коллектив награжден Почетным дипломом Министерства архитектуры и строительства и Белорусского союза строителей в номинации “Лучший объект 2006 года”. Но обустройство площади продолжается. Сейчас ведутся работы по декоративно­-художественному оформлению куполов, выходящих на площадь, реконструкция прилегающих кварталов и др.

Авторы подземного комплекса и реконструкции площади Независимости:

Генпроектировщик комплекса – УП “Минскпроект”. Главный архитектор проекта М. Гаухфельд, архитекторы В. Данилов, В. Никитин, А. Чадович; главный инженер проекта И. Зенов.

Основные субпроектировщики:

ОАО “Минскметропроект” – ж/б конструкции, крепление котлована,

УП “Минскинжпроект”– инженерные сети, дороги.

Генподрядчик по строительству подземного центра – ОАО “Минскпромстрой”. Генеральный директор В. Нехай.

Руководители строительства В. Селицкий, С. Воробьев.

В проектировании и строительстве участвовали десятки белорусских проектных и строительных организаций.

Заказчик комплекса – специально созданная структура УП “Дирекция по реконструкции площади Независимости”, эксплуатирующая организация – Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...