Эталонный раздел генерального плана. Раздел “Развитие туризма” выполнен впервые за всю историю создания генеральных планов городов Беларуси, что позволяет назвать его эталонным (эталон – от фр. etalon – тщательно разработанный образец, служащий для проверки аналогичных объектов).
Раздел состоит из подразделов: ресурсный потенциал развития туризма в Минске (туристские ресурсы, туристская инфраструктура, проблемы, подлежащие решению); стратегия градостроительной организации туризма в Минске до 2030 года (специфика Минска как центра туризма, цели, принципы, приоритеты развития); градостроительная организация туристских зон, комплексов, трасс; предложения по формированию и развитию туристских зон, комплексов, трасс в Минске (величина, структура и динамика туристских потоков, городские туристские зоны и комплексы, туристские трассы, предложения по развитию туристской инфраструктуры); предложения по формированию и развитию туристских зон, комплексов, трасс в окрестностях Минска (пригородные туристские зоны и комплексы, пригородные туристские трассы, предложения по развитию туристской инфраструктуры); предложения по организации туристско-экскурсионных маршрутов по городу Минску и окрестностям); градостроительные регламенты развития и использования туристских территорий, включая туристские зоны, комплексы, трассы; первоочередные градостроительные мероприятия на период до 2015 года (всего 202 страницы, включая 27 таблиц, 52 графические схемы, 14 приложений).
Для выполнения необходимых расчетов обоснован и разработан ряд расчетных показателей, которые отсутствуют в действующих нормах (потребность в гостиницах и других местах проживания туристов с разным уровнем комфорта, в автостоянках, других объектах общественного обслуживания туристов).
Аналогичные разделы целесообразно разрабатывать в составе генеральных планов городов Беларуси, развиваемых как центры туризма международного, национального и местного значения.
Ресурсный потенциал Минска. Конкурентоспособность Минска на национальном и мировом туристских рынках заключается в использовании ресурсов, отсутствующих в других местах, и создании новых, привлекательных для туристов объектов.
Проведенный анализ позволил обосновать целесообразность развития белорусской столицы как многопрофильного туристского центра, обладающего возможностями для развития делового, спортивного, культурного, развлекательного, познавательного, транзитного, религиозного, ностальгического и других видов туризма.
Ресурсы делового туризма. Ожидается, что наиболее посещаемыми в Минске будут научные центры, высокотехнологичные производства, выставочные комплексы и др. (около 1/3 от расчетного перспективного туристского потока). Деловой, особенно конгрессный, туризм относится к одному из самых выгодных для принимающей стороны видов (он приносит вдвое больше доходов, чем поездки “на отдых”). Развитие его эффективно также в связи с возможностью использования туристской инфраструктуры в межсезонье. Ежегодные темпы роста доходов от этого вида туризма в мире составляют 8%.
Для делового туризма важно наличие научных центров со сложившимися школами, высокотехнологичных и наукоемких производственных предприятий, на базе которых проводятся международные конгрессы, конференции, симпозиумы. Необходимы также выставочные комплексы, в которых могут быть организованы смотры научно-технических достижений, разнообразные выставки, ярмарки.
В генеральном плане зарезервирована площадка для создания Международного выставочного центра площадью 120 га на въезде в город с брестского направления.
Ресурсы развлекательного туризма.
Второе по посещаемости место в системе туризма Минска займут объекты развлечений и проведения досуга (около 1/3 от расчетного перспективного количества туристов). Именно развлекательная составляющая играет все более значимую роль во всемирной индустрии туризма.
Туристы охотно посещают концерты популярных исполнителей и коллективов, принимают участие в фестивалях, карнавалах, конкурсах красоты, кулинарного искусства, других культурно-развлекательных мероприятиях, которые регулярно проводятся в Минске. В городе имеются пользующиеся известностью театры (рис. 1), художественные галереи, выставочные и концертные залы.
Генеральным планом предусмотрено создание в столице нескольких крупных тематических парков развлечений – “Страна приключений”, “Мир кино”, “Водный парк”.
Ресурсы спортивного туризма. Его развитие обусловлено наличием спортсменов международного класса, спортивных школ, завоевавших признание на международном уровне. Даже не слишком значимые международные спортивные игры и соревнования вызывают приток туристов, для которых организуется торговля сувенирами, товарами туристского ассортимента с символикой соревнований, что приносит дополнительные доходы. Важно также наличие спортивных объектов, которые отвечают специальным требованиям, установленным для проведения соревнований соответствующего ранга, – многие из них находятся в Минске и окрестностях.
Ожидается, что посетители спортивных мероприятий составят около 1/5 от расчетного перспективного количества туристов.
Ресурсы познавательного туризма. В Минске достаточно большое количество памятников архитектуры, истории, культуры, музеев, мемориальных объектов, которые уже используются как объекты туристско-экскурсионного показа. Ареалами концентрации объектов познавательного туризма являются исторические районы города – Верхний город, Раковское и Троицкое предместья, сформировавшиеся в разные исторические периоды (рис. 2, 3).
Особое место среди памятников архитектуры как объект туризма занимает архитектурный ансамбль пр. Независимости (ранее пр. имени И.В. Сталина, В.И. Ленина, Ф. Скорины), построенный в 1950-е годы (от Дома Правительства до площади Победы). Это целостный в стилевом и композиционном отношении архитектурный ансамбль, иллюстрирующий важный период в истории Беларуси и бывшего Советского Союза. В настоящее время он включен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси и отнесен к объектам наиболее высокой, нулевой, категории ценности. В перспективе возможно включение его и в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (рис. 4).
Среди музеев и мемориальных объектов наиболее ценными экспонатами обладают Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальная библиотека (в здании библиотеки проходят выставки, конгрессы, конференции, семинары), Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны (постоянно действующая экспозиция, иллюстрирующая важный период в истории Беларуси и бывшего Советского Союза).
Ожидается, что посетители объектов познавательного туризма составят около 12% от расчетного перспективного количества туристов, приезжающих в белорусскую столицу.
Ресурсы ностальгического туризма. Особенность Минска, как и других городов Беларуси, в том, что здесь исторически проживали люди разных национальностей – белорусы, русские, украинцы, поляки, евреи, литовцы и др. Многие из них уехали за пределы республики и живут в разных странах.
Ностальгический туризм ориентирован на посещение Минска и окружающих территорий белорусскими эмигрантами и их потомками. Они посещают родственников, кладбища и могилы родных и близких. Для них наряду с фактом посещения исторической родины важно познакомить детей и внуков, выросших в другой стране, с памятниками истории и культуры, обычаями и бытом народа, ремеслами, природой края.
В дополнение к традиционным формам целесообразно использование сельских усадеб, расположенных в окрестностях Минска, этнокультурных туристских комплексов. В них туристы смогут пожить в окружении естественной природы, познакомиться с обычаями и бытом белорусского народа.
Ресурсы религиозного туризма. В Минске находится Свято-Духов кафедральный собор – главный православный храм Беларуси, который активно посещается верующими, особенно в религиозные праздники. В качестве объектов религиозного туризма могут использоваться храмы, монастыри разных конфессий, находящиеся в Минске и его окрестностях.
Ресурсы транзитного туризма. Через Минск проходят трансъевропейские транспортные коридоры, связывающие страны Западной и Центральной Европы с Россией и азиатскими государствами, а также скандинавские страны с южными регионами Европы и Азии. Пассажиры, проезжающие через Минск на автобусах, автомобилях, делающие пересадки или остановки в Минске или Минском международном аэропорту, являются потенциальными туристами. Им могут быть предложены краткосрочные туристско-экскурсионные программы.
Градостроительная организация туристских комплексов, зон, трасс. Первичным структурно-планировочным элементом формируемых туристских территорий в Минске является комплекс – компактное территориальное образование площадью от нескольких гектаров до нескольких десятков, включающее группу взаимосвязанных сооружений и устройств, основная функция которых – прием и обслуживание туристов.
Для удобства пользования такими объектами важна минимизация затрат времени на их посещение – располагаться они должны как можно ближе к местам массовых посещений туристов и друг к другу.
В пределах туристских комплексов формируются преимущественно пешеходные пространства с возможностью доступности объектов массовых посещений от стоянок туристских автобусов и остановок пассажирского общественного транспорта в пределах 250–400 м, т.е. 5–7 мин при расчетной скорости движения пешехода 3–3,5 км/час (рис. 5).
Для каждого из предлагаемых с целью формирования в Минске 38 туристских комплексов выполнены расчеты потребности в гостиницах, объектах общественного питания, сувенирной торговли и других видов обслуживания туристов вместе с пунктами поддержания общественного порядка, оказания первой медицинской помощи, озелененными местами кратковременного отдыха, в автостоянках, включая автостоянки для туристских автобусов.
Смежно расположенные туристские комплексы могут объединяться в туристские зоны площадью до нескольких сотен гектаров. Всего в Минске предусматривается формирование 11 туристских зон общей площадью 5,5 тыс. га и суммарной единовременной вместимостью более 250 тыс. чел.
Туристские комплексы и зоны связываются между собой туристскими трассами – специально выделенными и оборудованными транспортными и пешеходными путями передвижения. В столице планируется создание развитой сети автобусных (автомобильных), железнодорожных, пешеходных, велосипедных, конных, водных туристских трасс. Основные туристские трассы образуют систему “лучей”, радиально расходящихся от исторического центра города вдоль основных внешних транспортных направлений. Их дополняют кольцевые туристские трассы, формируемые на основе кольцевых транспортных магистралей города (рис. 6).
Сколько гостиниц нужно Минску? Количество гостиничных мест – один из главных показателей, характеризующих потенциал туристских центров. Доходы от гостиничного бизнеса составляют значительную часть в структуре общих доходов от туристской деятельности. Современная обеспеченность гостиничным фондом в Минске 2,5 места на 1000 жителей, что почти в три раза ниже нормативных показателей и на порядок ниже, чем в городах – развитых туристских центрах Европы (около 30 мест на 1000 жителей). Для достижения европейского уровня в белорусской столице надо построить около 50 тыс. гостиничных мест.
Разнообразие предоставляемых мест проживания – необходимое условие рациональной организации туристской инфраструктуры. При развитии гостиничного фонда необходимо соблюдать оптимальное соотношение гостиниц разного уровня комфорта. В крупных европейских городах оно составляет: уровень комфорта 4–5* – около 30% гостиничного фонда, 1–3* – 60–70%.
К туристским гостиницам предъявляются специальные требования: размещение вблизи притягательных для туристов объектов, наличие удобных транспортных связей и подъездов, автостоянок необходимой площади, озелененных пространств. Площадок, которые отвечают соответствующим требованиям, крайне мало, поэтому важно их зарезервировать с учетом перспективной потребности.
В проектных материалах даны предложения по выбору площадок для новых гостиниц в центральной и серединной зонах Минска на участках, занятых в настоящее время старыми производственными и другими рекомендуемыми к выносу объектами.
Обустройство туристских территорий. Наряду с объектами проживания и питания в пределах туристских комплексов размещаются объекты сувенирной торговли, других видов обслуживания, включая туристские агентства, службы информации, экскурсионные бюро (рис. 7), озелененные места кратковременного отдыха (рис. 8), автостоянки.
Комфортные условия пребывания туристов обеспечиваются наличием необходимого оборудования (скамьи, теневые и ветрозащитные устройства, урны и контейнеры для мусора, торговые киоски, телефоны-автоматы, велостоянки, общественные туалеты, информационные табло, стенды, указатели, афишные тумбы и др.), элементов благоустройства, приемами озеленения и цветочного оформления, удобной транспортной и пешеходной доступностью объектов массовых посещений.
Серьезной проблемой является удобная доставка туристов к объектам экскурсионного показа, местам размещения, проведения досуга, вокзалам, аэропортам. Из-за перегрузки города транспортом, дефицита мест парковки это непростая задача. Уже сегодня в часы пик проезд экскурсионных автобусов в центральной части Минска затруднен. Данная проблема обострится с ростом автомобилизации и туристских потоков.
Учитывая острый дефицит свободных территорий для размещения автостоянок нужной площади в исторической части города, предложено устраивать небольшие площадки для высадки-посадки туристов. Автобусы после высадки пассажиров будут уезжать на специально выделенные автостоянки, расположенные в радиусе 10-минутной транспортной доступности, и возвращаться к назначенному времени.
Важно обеспечить не только физический, но и психологический комфорт пребывания туристов. Люди эмоционально воспринимают и оценивают среду, в которой они находятся. На территории туристских комплексов и зон должна создаваться праздничная, эмоционально насыщенная атмосфера. Предусмотрено сохранение и подчеркивание индивидуальности облика, создание художественного образа каждого туристского комплекса, зоны, трассы. Если облик туристских территорий формируется застройкой, ландшафтом, то их художественный образ “рождается” из впечатлений, которые остаются у людей. Дома и улицы сами по себе не дают ощущения места. Должны быть знаки – узнаваемые элементы, ассоциирующиеся с данным местом и отличающие его от других.