Вы здесь

Лида: просветление старины и стариной

В аномальную жару нынешнего года старинные, повидавшие виды замковые стены Лиды усмотрели также воистину аномальное явление. На них надвигалась, сквозь заросли ветхих строений широким фронтом прорубалась невиданная, но отнюдь не разрушительная, а созидательная сила. Со всех сторон подступала и орудовала под многочисленными строительными хоругвями всей Гродненской волости многообразная стеновозделывающая техника (фото 1). А местных лидчан-ополченцев, что копали, мели, скребли, чистили, красили, и сосчитать невозможно. С каждым рабочим днем, видя, как просветляется город, просветлялось и их осознание разительности перемен к лучшему. То, что, казалось бы, навсегда закоренело в веках, в однолетье расступилось, восстановилось, высвободилось, буквально просветлело. Просветление старины.

Некогда при вражеском нашествии жители округи, собираясь под эгиду замковых стен, вынужденно сжигали свое жилье близ них, дабы никак не помочь врагу ни кровом, ни дровами, ни стройматериалами. Ныне эта дряхлая застарелость устранялась добровольно. Ибо также во имя победы – света над тьмой, простора над теснотой, новостью над старостью. Той старостью, что никому не в радость. И с ней, как вдохновляющим омоложением, без скорби расстались многие лидчане. Тем более что им не приходилось свой домашний скарб отправлять куда-то на окраину. Здесь же в центре Лиды для них менее чем за полгода вознеслась выразительная для масштаба города десятиэтажная стодесятиквартирная высотка (фото 2). И как символ стремительности городского омоложения, как монумент-памятник летошних знаменательных событий, и как своеобразная наблюдательная вышка, откуда открывается вид на распростертую площадь, просветленный центр города, где дышится и смотрится легко и непринужденно. Так что ее новоселы воочию и в полной мере могут наблюдать, что красота не потребовала больших жертв.

Здесь еще раз убеждаешься, что человек призван не только жить-выживать, но воспринять себя личностью, сопринадлежащей родной культуре, человеческому совместному бытию в целом. А они преисполнены стремлением к стабильной гармонии, которая извечно подкреплялась обрядово-ритуальными отношениями. Это когда и кончина, уход чего-то отжившего – не только и даже не столько печаль, сколько вдохновляющее просветление для новых творческих произрастаний. Отсюда, коль и были некие противники оставить былое, то этого они не выказывали, повинуясь общему порыву городской, а по сути, республиканской толоки. Она традиционно делала авральную ситуацию самобытным обрядовым действом, торжеством созидательной совместности. Пожалуй, разве что в таком ракурсе можно найти некоторое оправдание финансовым и прочим материальным издержкам, что неминуемо сопровождают авралы и штурмы с ходу. То есть, к сожалению, отнюдь не обязательные, поэтому и не афишируемые. К счастью, известные узкому кругу специалистов, поэтому и не омрачающие общий праздник и удовлетворение содеянным.

Могли бы поверить замковые стены, что вековые бреши в них зарубцуются, внушительная башня восстановится всего-то за десятки дней? Теперь они дышат полной богатырской грудью и красуются старинными (или все же современными?) доспехами в новом подарочном зеркале водоема. Если и оборонительного, то только в экологическом и эстетическом отношении. Для красоты и доброты он и смыл с лица земли, казалось бы, неистребимое захолустье.

Впрочем, просветлели не только седые стены, но и столь же старинный город в целом. Ведь ему, почитай, в однолетье удалось реализовать генплан двадцатилетней давности. С поправкой, конечно, на современные реалии.

Отсюда так разительно изменилась уличная сеть города, где многоликому современному “горожанину” – автомобилю вполне свободно и комфортно. Уже и потому, что, повсеместно обретя проезды и стоянки для себя, не мешает, не напирает он на пешехода (фото 3). Даже в пиковые часы город не страдает от их конфликта. Транспортная инфраструктура в целом сейчас напоминает плодородную грибницу, открывшую, выдавшую на свет и порадовавшую обилием свежих, налитых современными материалами архитектурных плодов. Вот уж воистину их по осени считают лидчане и гости нынешней дожинковской столицы: банк, гостиница, разномасштабные магазины-маркеты, естественно, вокзалы (фото 4–6).

Однако наибольшее впечатление производит та новая выразительная композиционная ось, что идет фактически от замка и к самой внушительной дожинковской новостройке – спортивному комплексу, которому могут позавидовать и наши крупные города. Все вместе стало уникальным градостроительным ансамблем, разыгрывающим единую тему: преемственность поколений – стариной, что не должна дряхлеть и исчезать, памятью, что не должна притупляться и угасать…

Существенно исправило свое положение, можно сказать, звучно заиграло в ансамбле главное административное здание города-района. Если ранее оно буквально было повернуто к центру города, скажем так, тылом, то ныне достойно организует обширную, благоустроенную пешеходную площадь, вместившую основные театрализованные торжества “Дожинок” (фото 7).

Несмотря на свою непривычную обширность, она сомасштабна человеку благодаря грамотно размещенным элементам “малой” архитектуры (фото 8).

Фонтан же на ней стал прелюдией водной темы ансамбля (фото 9). Она раскрывает и пространственную перспективу – к некогда скромной, вынужденно терпящей унылость и тесноту речушке, которая безропотно просачивалась между ветхими заборишками частных огородов. Сегодня она вправе гордиться собой как общественным достоянием. Опрятные с иголочки, каменные берега благоприятны, привлекательны для созерцания, любования гармоничным ландшафтом, благодатны приобщением к символике воды, способной соединять местности-города, годы-времена, людей-судьбы. Поэтому так романтично и многозначительно смотрятся по ходу ее течения, в поэтичном далеке, дымке времен и башни замка, и купола собора, и современные новостройки.

Особенно впечатляюща эта картина с нового пешеходного моста. Поначалу он может показаться чрезмерно грузным, “фортификационным” (фото 10). Но вскоре понимаешь, что замковая тема вполне допустима, уместна. Ведь она своего рода бренд города. Более того, это в общем-то небольшое сооружение имеет особые смысловые “габариты”. Он (мост то есть) позволяет остановиться, даже присесть, дабы почувствовать над водным током сезонный ток природы, ток в облике города и жизни горожан (фото 11). Эта событийность необыкновенно чувственна, почему и влечет счастливых молодоженов. Не зря же молодежь окрестила его мостом Любви. Отсюда и первые символы этого чаяния, что уже укрепились на поручнях. А сколько их еще будет!... Так что мост, соединяющий судьбы, должен впечатлять и своей прочностью, и надежностью. Впрочем, “горбатостью”, чередой спусков и подъемом также.

Привольем и чистотой поражает неожиданно просветленный парк. Непроходимые, непросматриваемые заросли сегодня не узнать – настолько они стали светлы, прозрачны и привлекательны. Как будто воспрянул из небытия замечательный ландшафт. За каждым деревом видится лес, в котором не пропадает ни одно дерево, ни один его рукотворный элемент (фото 12).

Словно заново возведен мемориальный монумент, к которому торжественно ведет центральная аллея. Теперь он уже не на отшибе, но в достойной кульминации парка, всего обширного ансамбля (фото 13). Так что и сам парк теперь воспринимается как своеобразный мост между прошлыми и будущими победами. Ибо, отдав должное кургану-монументу, прославляющему нашу военную Победу, он следует к комплексу, что должен споспешествовать нашим достижениям в спорте. По крайней мере, победе над нездоровым, вялым образом жизни.

На эту встречу настраивает лыже-роллерная трасса, заманчиво петляющая по парку, обыгрывая и одновременно подчеркивая его ландшафтную самобытность.

Еще один знаменательный мост над ней – и окончательно высветляется спортивный комплекс, современный облик и содержание которого не оставляет сомнений: город молодеет, во всех смыслах здоровеет (фото 14).

А дальше, за спортивным, почитай, городком, спортоградом – лес без всяких пригородов, неминуемо пропитанных отбросами. В его сенях словно зарезервирована благодать для дальнейшего развития ансамбля. Он не пустует и в прохладные будни – следовательно, город принял преобразования, вдохновенно вступил в будущее, которое, такова уж природа человека, видится светлым, счастливым и для себя, и для прямых потомков. В этой связи символичными видятся и другие дожинковские преобразования.

Знаменательна, например, конверсия-преображение Дома офицеров в также лучистый центр детского творчества. И бетонная кокарда на нем теперь уже воспринимается как орден за эту мирную победу. А аккуратная, привечающая и стар и млад площадь перед ним никак не походит на плац (фото 15).

Она делает видимым, осязаемым просветление старинного города будущим, которое должно быть прочувствовано в настоящем. Ведь у нас есть потребность засвидетельствовать свое причастие к данному месту-времени, включиться в его событийность. Отсюда мы невольно натираем чей-то бронзовый нос или палец, каждый раз убеждаясь, что и другие так поступают. Значит, мы – свои, земляки-горожане, живем одной, вполне интересной жизнью. Тоже своеобразная растянутая на времена толока. Просветление повседневностью. Поэтому прощаешь некую лубочность, шаблонность, “типовуху” появляющихся в столицах “Дожинок” скульптур. Поэтому некоторая наивность, скажем, растительных цветочных композиций также допустима. И даже востребована, поскольку в ней просвечивается старание, бескорыстное чаяние лидчан сделать свой город приветливым, улыбающимся, оптимистичным, молодеющим в старине (фото 16).

Другие детали и формы, напротив, покоряют своей тактичностью и современностью, которая не претит, а споспешествует гармоничности и уюту городской среды (фото 17).

Легким, но верным мазком небольшим фронтоном обретается доиндустриальная старина. Или, наоборот, легкая на эклектику современность. Во всяком случае, уже не томит серым постылым крупноблочьем.

Кто-то может упрекнуть в обилии светлых, бело-желто-палево-оранжевых – теплых тонов в новом облике города. Однако именно это пастельное “одноцветье” и делает город единым, цельным ансамблем, лучисто-просветленным, жизнерадостным при любой поре-погоде (фото 18). Эта просветленность, заряжаясь в цветниках, обволакивает фасады и просачивается в интерьеры знаковых сооружений (фото 19)…

…Короче говоря, ныне разве что въездной знак напомнит об исторической седине Лиды.

А та “просека”, что аномально решительно и победоносно расправлялась с узкими кривыми улочками, реальным образом превратилась в истый проспект, служащий, по определению, просматриванию. Благодаря ему замок тряхнул стариной и победоносно вышел на всеобщий просмотр (фото 20).

Да и сам постдожинковский проспект, отринув былые сомнительные названия, стал едино именоваться улицей Победы.

Или другой городской бульвар – воспрянув, просветлев, принял новое имя – Грюнвальдский. Виртуальный, казалось бы, но принципиальный для понимания города, ровесника судьбоносной битвы и победы факт. И – также поучительная, благородная, наша общая Победа – высвечивание истых исторических истоков, гордости, достояний родной культуры. Просветление стариной.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Жюри XI Республиканского смотра-конкурса на лучшее архитектурное произведение (постройка, проект) года РЕШИЛО: 1. Присудить Гран-при (Большая...
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Есть древнее представление, что земля держится на трех китах. Но кто же поддерживает на плаву этих китов? Вглядимся в структуру любой проектной...