Вы здесь

Оконный бизнес: взгляд из Барселоны

29.03.2011 15:31
Просмотров: 2 629
Версия для печати

Когда полностью выздоровеет мировая экономика, бог весть. Но, невзирая на туманное будущее, подавляющее большинство субъектов бизнеса рук не опускает. Ибо ведет их по жизни могучий инстинкт обогащения. Разумеется, озабочена прибыльностью и сфера светопрозрачных ограждающих конструкций. В октябре 2010-го командиры одного из ее отрядов – немецкого концерна Roto Frank AG, главным продуктом которого является оконная и дверная фурнитура – собрали в испанской Барселоне шесть десятков журналистов из одиннадцати стран. И поведали им о рыночных и производственных делах, причем не только о своих. Более или менее актуальная (даже, как представляется автору, на весну 2011-го) квинтэссенция чего – ниже.
     
Пусть кризис причинил нам боль…

Международный строительный сектор в целом еще далек от предкризисного, «нормального», уровня. (Здесь и далее – рассказ по состоянию на октябрь 2011 года.) Впрочем, концерн Roto здесь одно из исключений. Но шапкозакидательские настроения, считают в концерне, опасны – с кризисом шутки плохи. Жизнь рынков окон и светопрозрачных (балконных) дверей разных стран в основном отражает общее состояние строительной сферы. Сильнее всего кризис ударил по Пиренейскому полуострову. Заметное улучшение ситуации может случиться тут в 2011 году. Особый случай – Россия. После максимального спада в 2009-м ее рынок лихо выходил из кризиса вплоть до конца сентября 2010 года. Сравнительно неплохо чувствовали себя в этом же году Австрия, Швейцария и Германия. Однако в 2011-м немцы, в частности, ожидают для себя экономических трудностей, в том числе из-за сокращения государственной поддержки экономики. Почему кризис не расправился с Roto? Потому что концерн, в первую очередь, как и другие видавшие виды рыночные игроки, проводил эффективную ценовую политику. И не паниковал при этом, что иллюстрируется следующими словами: «Пусть кризис причинил нам боль, но он не сбил нас с выбранного курса».

Модернизация как фактор поддержки

Противодействие кризису на глобальном уровне по-разному сказывается на развитии регионов. Пока Соединенные Штаты буксуют, заметный подъем переживает, например, Юго-Восточная Азия. Согласно прогнозу Института мировой экономики, объем мировой торговли в 2010 году должен вырасти почти на 10 процентов (в 2009-м было 12 процентов). Но это средняя величина. Европа, демонстрируя нынче лишь умеренный рост, имеет шансы столкнуться с нелегкими проблемами выхода из кризиса. Их главные потенциальные источники – очень высокие национальные долги, необходимость жестко экономить, нестабильные финансовые рынки. Объем строительства в Европейском Союзе уменьшается третий год подряд, в 2010 году ожидается 4-процентное снижение. Наибольший спад отмечен в строительстве новых квартир – в 2010-м на 45 процентов по сравнению с 2007 годом. Вместе с тем хоть и медленно, но постоянно растущий рынок модернизации зданий свидетельствует, что в долговременном смысле он неплохо «отбивается» от кризиса. И являет собой все более важный фактор поддержки всего строительства. Дном рецессии этой сферы видится 2010 год. А наилучшие возможности для выхода из кризиса у Восточной Европы и, прежде всего, Польши. Что касается Западной Европы, то оздоровление строительства здесь, похоже, откладывается, как минимум, до 2013-го.

Германия не на коне, и цены на сырье не радуют

Вернемся к Германии. В 2010 году строительство здесь «падало» в рамках общего финансово-экономического кризиса. Центральная ассоциация строительной промышленности Германии (ZDB) спрогнозировала снижение продаж в отрасли и в 2010-м (минус 1 процент), и в 2011-м (минус 2 процента). Не срабатывают, как ожидалось, экономические стимулы в общественном строительстве вследствие проблем в муниципальной экономике. Зато проклевывается некоторое улучшение дел в коммерческом строительстве. А успешнее всего, как уже ясно, состояние рынка модернизации зданий и квартир. К сожалению, непоследовательность политики государственной помощи ухудшает спрос. Особенно важен он для редевелоперских проектов, ориентированных на повышение энергоэффективности существующих объектов. Что касается подразделения оконных и дверных технологий Roto, то его доходы от продаж на 30 сентября 2010 года оказались на 16 процентов выше по сравнению с аналогичным периодом 2009-го. Притом достаточно высока вероятность того, что по итогам 2010 года Roto достигнет наивысшего в своей истории уровня продаж. Вместе с тем руководство концерна настораживает то, что со второго квартала минувшего года цены на сталь и цинк сильно выросли и стали достигать предкризисного уровня. И Roto больше не способен компенсировать этот рост экономией в направлениях, не нуждающихся в указанных материалах.

Страдания Южной Европы и успехи Roto

Оценка общей рыночной ситуации в Южно-Европейском экономическом регионе Roto (Испания, Греция, Португалия, Италия и Франция) показывает, что концерн действовал тут в «очень трудной и даже катастрофической среде». Возьмем Испанию: 13,5 процента снижения объемов строительства в 2008-м, 21,5 процента – в 2009-м, продолжение спада в минувшем году. Серьезность ситуации ярко иллюстрирует огромное количество непроданных квартир – почти 700 тысяч. Если учесть, что в 2009-м в Испании было куплено немногим менее 100 тысяч квартир, резонно предположить: улучшение будет идти весьма медленными темпами. Для сравнения: в 2006-м, на пике строительного бума, в этой стране сдали в эксплуатацию свыше 865 тысяч квартир. Как и во всей Европе, в Испании особые надежды связывают со строительной модернизацией. И понятно почему: из более чем 30 миллионов квартир здесь лишь четверть «моложе» 13 лет, а 16 процентов – это квартиры, построенные более полувека назад. Испанские государственные программы, в том числе по экономии энергии, призваны побудить население больше тратить на строительные дела. Что должно положительно сказаться и на оконном рынке. А он в Южной Европе с 2008-го по 2010-й сократился примерно в два раза. Но, несмотря ни на что, в 2010 году подразделение оконных и дверных технологий Roto способно достичь в данном регионе двузначного роста продаж. Основа этого – безукоризненное исполнение поставок благодаря эффективному производству и логистике, а также безусловная ориентация на потребности клиентов.

Итальянцы любят древесину, французы – поливинилхлорид…

Каждый рынок имеет свои особенности. Посему предложениям производителей, работающих в разных странах мира, надлежит отвечать требованиям как местных рыночных партнеров, так и местных потребителей. Разумеется, это обстоятельство давно нашло отражение в корпоративной культуре Roto. Но при этом в концерне полагают, что промышленности невозможно добиваться своих целей лишь рациональным образом. Абсолютизация подобного подхода приводит к тому, что упускаются многие выгодные шансы. Так что неслучайно в Roto скептически смотрят на кампанию ассоциации «Окно + Фасад» (VFF) в Германии. Ее девизу «Новые окна экономят деньги», по мнению менеджеров концерна, недостает свойственной любому нормальному человеку эмоциональности, а вся тематика кампании сводится к чисто экономическому аспекту. И еще о местных особенностях. Во-первых, небезынтересно распределение доходов от продаж в Южно-Европейском экономическом регионе Roto в 2010 году. На Италию должно прийтись 40 процентов, на Францию – 23 процента, на Испанию – 19 процентов, на Грецию – 14 процентов, на Португалию – 4 процента. Во-вторых, любопытно то, как разнятся южно-европейские оконно-дверные рынки в зависимости от применяемых для изготовления оконных рам материалов. Так, древесина первенствует в итальянском рейтинге – 45 процентов, за ней следуют алюминий (35 процентов) и поливинилхлорид (16 процентов). Во Франции главный материал – поливинилхлорид с долей в 62 процента, которому явно проигрывает идущий на втором месте алюминий с 21 процентом. А Испания и Греция являются вотчинами алюминиевых профилей, у которых здесь по 75 процентов.

Хочется побольше солнечного света

По крайней мере в странах Европейского Союза имеет место устойчивая тенденция увеличения площади стеклянных поверхностей и, соответственно, утяжеления оконных створок, а также полотен балконных дверей. Объясняется это в основном тремя причинами: политическими и юридическими требованиями, относящимися к повышению энергоэффективности зданий и защите климата, архитектурным приоритетом помещений с максимумом естественного освещения и потребностью собственников недвижимости в большей безопасности. Утяжеление створок выходит преимущественно за счет остекления. Рассмотрим в качестве примера оконную створку размером 100 на 200 сантиметров с поливинилхлоридным обрамлением. При замене одинарного остекления тройным вес одного только стекла в ней увеличивается с 40 до 80 кг. Вес же обрамления почти не меняется – это приблизительно 20 кг. В Центральной Европе, например, доля рынка, которая приходится на створки весом до 50 кг, составляет 80 процентов. Десять лет назад она равнялась 90 процентам. За те же годы доли по весовым категориям «от 50 до 80 кг» и «свыше 80 кг» увеличились соответственно с 9,5 до 16 процентов и с 0,5 до 4 процентов. А более всего растет объем рынка окон с весом створки свыше 130 кг. Очевидно, большие створки – это дополнительные точки запирания и закрытые части окна. Кроме того, большие створки – это повышенные статические и динамические нагрузки на светопрозрачную конструкцию. Все это обусловливает все более важную роль соответствующей фурнитуры. 

Ценны дискуссии, а не монологи

В заключение есть смысл отметить почти что совершенную организацию международного дня отраслевой прессы Roto в Барселоне. И места для слушателей, и освещение, и звук, и синхронный перевод, и изображения на экране были на очень высоком – как принято говорить, европейском – уровне. А главное – на собрании царила на редкость дружелюбная эмоциональная атмосфера. В течение пяти часов прозвучало пять докладов и непродолжительное, но содержательное заключительное слово. Еще два часа заняли кофейный перерыв и обед. Естественно, выступающие сумели полноценно высказаться, в том числе отвечая на многочисленные вопросы и включаясь в интересные дискуссии. Все это в лучшую сторону отличалось от многих белорусских семинаров и конференций. На них и технических сбоев хватает, и от множества коротких, а потому невнятных и непонятных выступлений голова кругом идет. Понятно, что на вопросы-ответы и споры при подобном раскладе времени не остается. А зачем, собственно, во времена Интернета людям собираться вместе? Безусловно, чтобы на равных общаться и дискутировать, а не только радовать докладчиков возможностью покрасоваться на трибуне.

Дмитрий ЖУКОВ,
канд. техн. наук

Фото автора

Автор благодарен представительству Roto Frank в Беларуси за организацию поездки в Барселону


comments powered by HyperComments
Читайте также
02.09.2003 / просмотров: 8 824
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
12.11.2004 / просмотров: 10 970
Туризм “зеленеет” В последние десятилетия XX века наблюдались две феноменальные по своим масштабам тенденции. Первая — невероятно...
24.07.2005 / просмотров: 5 035
Начав свое победное шествие с простого заполнения светопроемов зданий, стекло в настоящее время превратилось в незаменимый конструкционный материал....