Вы здесь

Белорусский рынок лакокрасочных материалов для отделочных работ в строительстве

Для вывода отечественного строительства на современный уровень необходимо высокое качество не только строительно­монтажных, но и отделочных работ. В настоящее время около половины мирового рынка лакокрасочных материалов (46–48 %) приходится на строительные лаки и краски. Поэтому все, что связано с качеством, ассортиментом и технологией их применения привлекает к себе пристальное внимание строителей.

Лакокрасочные материалы, используемые в строительной отрасли, решают две основные задачи: защищают поверхность материалов от разрушения под воздействием атмосферных факторов и выполняют эстетическую функцию, то есть создают благоприятную среду обитания человека.

Условно их можно разделить на четыре основные группы:

– фасадные краски (в том числе пропитки, грунтовки);

– краски для внутренних работ;

– краски для защиты металла от коррозии;

– краски, лаки, пропитки для древесины.

При выборе красок важнейшим фактором, наряду с экономическим, является их экологическая безопасность. В настоящее время в технически развитых странах приняты нормы по охране окружающей среды, которые ограничивают применение экологически небезопасных материалов. В связи с этим наблюдается устойчивая тенденция к снижению потребительского рынка традиционных органоразбавляемых лакокрасочных материалов. Так, прирост производства красок на органических растворителях с 1976 г. по настоящее время составил всего 0,6 %.

Одним из самых прогрессивных направлений как за рубежом, так и у нас в республике считается использование в строительстве водно­дисперсионных красок, являющихся экологически безопасными, высококачественными и экономичными. Их доля в общем потреблении лакокрасочных материалов превышает 60 %, а в строительстве достигает 85–90 %. Высокий спрос на эти краски объясняется не только экологической безопасностью, но и пожаро и взрывобезопасностью, хорошими эксплуатационными показателями.

Самым крупным производителем водно­дисперсионных лакокрасочных материалов в Западной Европе считается Германия (563 тыс. т в год, из них 300 тыс. т – фасадные краски). Затем идут Италия – 407 тыс. т в год и Франция – 360 тыс. т. Годовое производство водно­дисперсионных красок в США – 850 тыс. т, что составляет 70 % от всех строительных красок в мире.

Интересны данные по России: таможенные пошлины на лакокрасочные материалы, ввозимые в эту страну, в 2–3 раза ниже установленных европейскими государствами, а к примеру, в США они составляют 40 % против 5–15 % в России.

В Беларуси около половины выпускаемых строительных красок приходится на 7–8 предприятий, являющихся основой отечественной лакокрасочной промышленности. Всего же в нашей стране насчитывается более 100 производителей лакокрасочной продукции.

Спрос на нее зависит от многих факторов, первую позицию среди которых занимает соотношение цена/качество. Немаловажным критерием, имеющим значение не только для производителей лакокрасочных материалов, но и для их потребителей, является состояние рынка сырьевых компонентов. Само собой разумеется, что изменение цен на сырье, главная причина которого – монопольный характер ценообразования, немедленно отражается на стоимости продукции.

Отсутствие отечественного производства целого ряда сырьевых компонентов – акриловых мономеров, высококачественных наполнителей, гликолей, пигментов, функциональных добавок и т.д., сдерживает переход к еще более широкому выпуску лакокрасочных материалов. Применение импортного сырья существенно повышает стоимость готовой продукции отечественных производителей. Однако при этом обеспечивается достаточно высокая стабильность свойств материалов от партии к партии.

Кстати, хочу обратить внимание читателей на появление в России новой дисперсии под названием “Акратам”. В статье “Акратам” – новая дисперсия для производства ЛКМ”, опубликованной в журнале “Лакокрасочные материалы и их применение”, рассказывается о результатах проведенной в ОАО “Пигмент” (Тамбов) исследовательской работы по усовершенствованию технологического процесса эмульсионной полимеризации. Использование в производстве современных технологических решений позволило получить продукт стабильного качества, с пониженным содержанием остаточных мономеров и оптимальной для использования в лакокрасочных материалах вязкостью. Кроме того, в процессе работы установлена хорошая пигментоемкость, а значит, и экономичность применения дисперсии “Акратам”. Как только появится возможность и заинтересованность заказчиков, мы обязательно проверим качество разработанной дисперсии и выскажем свое мнение о ее использовании в качестве связующего в окрасочных составах.

Импортеры, не имея реальной перспективы увеличения поставок готовой продукции в Беларусь, гибко реагируют на эту ситуацию. Они предпринимают практические шаги по строительству лакокрасочных производств на территории Беларуси. Дешевая рабочая сила, высокая квалификация кадров, которых сегодня готовят два ведущих вуза страны БНТУ и БГТУ, и не всегда удовлетворенный спрос на высококачественные лакокрасочные материалы – эти факторы позволяют значительно снизить цены на продукцию фирм инвесторов и укрепляют их позиции на рынке.

Следует особо отметить, что квалификация персонала – качественное выполнение каждодневной работы, включающей четкое проведение приемосдаточных испытаний лакокрасочной продукции, разработку совместно с научноисследовательскими институтами новых материалов, умение преподнести их заказчику на семинарах и конференциях и, что еще важнее, при продаже, – играет далеко не последнюю роль в процветании фирмы.

Конкурентная борьба заставляет предприятия пересматривать свои взгляды на ассортимент и качество выпускаемых материалов. Многие из них начали активно внедрять в производство акриловые материалы для строительства (грунтовки, шпатлевки, фасадные и внутренние краски, краски для отделки и обработки древесины и т.д.). Расширяется ассортимент, увеличивается выпуск продукции в мелкой фасовке, улучшаются внешний вид и полиграфическое исполнение упаковки.

Несмотря на то что более половины лакокрасочный продукции выпускается группой ведущих предприятий, расположенных в центральном и западном регионах Беларуси, значительная доля прироста объемов достигается за счет создания новых предприятий и фирм. Для них этот вид деятельности крайне привлекателен, так как уровень рентабельности лакокрасочных производств составляет 40–60 %.

В настоящее время наблюдается тенденция создания небольших предприятий производительностью 100–500 т в год. Они, как правило, имеют заводы по производству сухих смесей, выпускают достаточно широкую их номенклатуру, в том числе для фасадного утепления зданий, и занимаются строительно­монтажными работами.

За последнее десятилетие повысился не только общий выпуск лакокрасочных материалов, но и значительно улучшились условия для развития технического потенциала и научного обеспечения лакокрасочных производств. Сегодня предприятия республики, самостоятельно развивая научную базу и устанавливая тесный контакт с потребителем, разрабатывают и выпускают современные высококачественные лакокрасочные материалы. В результате в этом сегменте отечественного рынка появились материалы собственного производства, составляющие достойную конкуренцию импортным.

Остановлюсь еще на одной из важных проблем – неразвитости научнотехнического маркетинга и научнотехнического менеджмента, без которых отечественная промышленная политика рискует остаться неэффективной.

Маркетинг, главная задача которого – изучение рынков, при внедрении современных технологий превращается в процедуру формирования спроса на принципиально новые товары, технологии и услуги. И здесь очень важно наладить тесные связи ученых и специалистовразработчиков с рекламным бизнесом, средствами массовых информаций и другими элементами системы связи с общественностью. Кстати, следует заметить, что до 1990 г. лакокрасочные материалы в республике, по сути, не продавались, а распределялись специально созданными государственными органами.

Важным достижением последнего десятилетия является коренное изменение подходов к проблеме реализации готовой продукции. Практически по всей стране сформирована современная динамичная дилерская и маркетинговая сеть. Созданные и функционирующие в Беларуси дилерские фирмы, как правило, хорошо оснащены материально, имеют современные базисные склады, широко используют прогрессивные методы маркетинга, рекламу, информационное обеспечение, делают первые попытки технического сопровождения продаваемой продукции. Принципиально новым в последние годы является создание сети специализированных магазинов по продаже лакокрасочной продукции.

В настоящее время снижение импорта красок возможно только путем улучшения ассортимента, совершенствования технологии, повышения качества белорусских лакокрасочных материалов.

К сожалению, в республике нет аналитиков, которые могли бы прогнозировать спрос на лакокрасочную продукцию. Но, ориентируясь на пример России, где в 2000–2006 гг. достигнут рост производства, превышающий 5 % в год, перспективы белорусского рынка лакокрасочных материалов выглядят весьма оптимистично.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...