Вы здесь

Кричевский дворец: долгий путь к возрождению

Растянувшийся более чем на 16 километров вдоль реки Сож Кричев известен прежде всего своим градообразующим предприятием – Кричевцементношифер, огромными карьерами, производством важнейшего строительного материала, без которого сегодня невозможно осуществление важнейших государственных программ. Но все же не цементом единым… Призвание строителей – не только возводить новое, но и возрождать старое, храня память о шедеврах мастеров прошлого. А вместе с тем взращивать в людях чувство собственного достоинства, чувство причастности к своей земле и ее истории. Лишь такая прочная связь с прошлым может привести нас в будущее, в котором мы будем не манкуртами, но прометеями, несущими огонь знаний и любви.

Одной из главных задач современного этапа развития Беларуси является возрождение малых городов. Как сделать жизнь в них привлекательнее, комфортнее, лучше?.. Как благоустроить городскую среду?.. Приветствуются местные инициативы, поддерживаются градообразующие предприятия и частный бизнес, которые дают городу рабочие места. Экономическая cоставляющая возрождения вполне обоснованна и четко прослеживается. Но есть еще и духовная составляющая такого процесса. Уважение и трепетное отношение к истории своего города, ее знание, а если необходимо, и восстановление по крупицам, иногда на протяжении многих, многих лет.

Дворец Потемкина в Кричеве насчитывает более 200 лет истории, его восстановление длилось более 20 лет: вот такое белорусское уравнение возрождения. Но главное, что сегодня есть на него ответ и почти все “X” известны.

Дворец эпохи классицизма

После первого раздела Речи Посполитой царское правительство для укрепления своего влияния и позиций на недавно присоединенных землях наделяло ими российских помещиков, особенно государственных сановников и военных чинов. Зорич, Румянцев и другие получили во владение города и земли. Одно из наиболее крупных – Кричевское староство с 14 274 крепостными – Екатерина II подарила князю Г.А. Потемкину.

С именем этого человека связано бурное развитие Кричева в конце XVIII в. Человек инициативный и предприимчивый, он осуществил в городе целый ряд смелых идей: были построены судостроительная верфь, канатная, парусная фабрики, отделение
Херсонского адмиралтейства. Город стал крупным промышленным центром. И это при том, что сам князь был в городе всего лишь один раз. Еще одной амбициозной затеей Потемкина явилась постройка в Кричеве дворца.

 

История самого дворца, так же как и современная история его возрождения, непроста, а порой и драматична. Построен он в конце XVIII в. (у исследователей до сих пор нет единого мнения о точной дате его возведения) за очень короткие сроки – к приезду Екатерины II, которая направлялась в свои южные владения. Как и все проекты князя Потемкина, его строительные начинания отличались размахом и амбициозностью. Дворец был значительным сооружением: в нем предполагалось разместить всю немалую свиту императрицы, а главное – поразить воображение самой царственной особы. И не только архитектурой: согласно письменным источникам, “на дворе перед Дворцом горела великолепная иллюминация до самого рассвета”.

Автор проекта – выдающийся русский зодчий И.Е. Старов, много строивший по заказам Потемкина. Первоначально архитектурный облик дворца носил черты классицизма. Это проявилось в общем симметричном построении плана, элементах декорировки главного и боковых фасадов, в анфиладной планировке, в наличии на главной оси постройки овального зала, выступающего во внутренний двор полукружием. Некоторые элементы и приемы, характерные для творчества И.Е. Старова, – применение горизонтальной двойной тяги, разделяющей первый и второй этажи, трактовка полукружья зала, выступающего на дворовом фасаде, – носят черты провинциализма, что скорее всего явилось результатом невысокого качества строительных работ и отсутствия на стройке автора проекта.

 

Обосновавшись в Крыму, Потемкин продал свои Кричевские владения. Новым хозяином города и соответственно дворца стал представитель древнего рода Ян Голынский. Во время городского пожара в 40-е гг. XVIII в. дворец сильно пострадал, после чего был отстроен с некоторыми изменениями. А в конце 1840-х гг. Стефан Голынский решил обновить свою резиденцию в соответствии с архитектурной модой. С главного фасада исчез классический декор оконных обрамлений, а над окнами второго этажа были вылеплены стрельчатые сандрики (ныне не сохранившиеся). Но, пожалуй, наибольшие изменения коснулись входной зоны. Первоначально центральный вход украшал 4-колонный портик с балконом. Теперь же центр постройки был выделен псевдоготическим ризалитом с гранеными пилонами, угловые пилоны завершаются зубцами и напоминают башни. В середине XIX в. построена брама, стилизованная под каменные египетские пирамиды.

Непременным атрибутом дворцового комплекса являлся парк. В Кричеве он был заложен еще при Потемкине и занимал около 10 га. Известно, что у князя работал знаменитый садовод В. Гульд – один из замечательных мастеров паркостроения XVIII в. В 1789 г. он объехал поместья Потемкина в Могилевской губернии. Вероятнее всего, побывал и в Кричеве, для которого и создал пейзажный парк. Получить представление о нем можно по аналогии с другими работами Гульда – прежде всего это парк Таврического дворца в Петербурге, а также парки в Бахчисарае, Херсоне и т.д.

Липы, клены, дубы, фруктовые деревья, можжевельники и ели создавали основу парка. А на откосе над берегом реки рос дуб Царицы, названный так в честь визита Екатерины II.

В ожидании перемен

Многочисленные перестройки дворец испытал в советское время: там размещались то педучилище, то средняя школа, то школа-интернат. В результате здание оказалось в плачевном состоянии: стояли голые стены, осыпалась штукатурка и протекала кровля, декор был нарушен. В 1980-е гг. начались работы по реставрации дворца: Белспецпроектреставрация провела комплексные научно-архивные изыскания по объекту. Однако до окончания реставрации дело так и не дошло: из-за недостатка финансирования практически на 20 лет памятник был законсервирован. Дело сдвинулось с мертвой точки в 2003 г., когда княжеский дворец включили в Государственный список историко-культурных ценностей, а затем – в Инвестиционную программу.
В 2005 г. Минскреставрация провела корректировку проектно-сметной документации, генподрядчиком выступила могилевская организация ЗАО “Стройпроектинвест”. И уже спустя три года дворец стал главной достопримечательностью и предметом гордости горожан.

К сожалению, документальных исторических свидетельств об элементах интерьера найдено не было, лишь упоминания об их богатстве и изысканности. Поэтому основным принципом стало восстановление интерьеров по аналогам дворцов XVIII в. и старинным чертежам. В настоящее время работы практически завершены, а на будущее намечено воссоздание дворцового парка, хозяйственных построек и конюшен.

В XIX в., когда городской костел сгорел, Голынский отвел во дворце место для богослужений. Венчания тоже проходили здесь. Сегодня на первом этаже восстановленного дворца разместился отдел гражданских обрядов. Горожане видят в этом добрый знак и закономерное продолжение давней истории на новом витке. А Кричевскому краеведческому музею, которому также отдана часть помещений, теперь позавидуют многие районные музеи малых городов. Он будет принимать посетителей в роскошных дворцовых интерьерах, огромное эстетическое и эмоциональное воздействие которых никого не оставит равнодушным. По анфиладе комнат посетитель пройдет через приказчицкую и зимний сад, экспозиция которого будет рассказывать об истории дворца и его хозяевах. Насыщенный экспонатами Рыцарский зал поведает об истории Кричева – от зарождения до XVIII в., а в библиотеке можно будет увидеть подлинные книги XVII–XIX вв.: самая старинная книга, хранящаяся в музее, – “Обет душевный”
Симеона Полоцкого. И обязательно один зал будет посвящен личности князя Потемкина – неординарной, спорной, но для Кричева знаковой. Парадный, или бальный, зал станет самым торжественный помещением. А еще девичья, будуар, столовая и другие интерьерные комнаты.

Такой “музейный дом” обязывает требовательно и ответственно относиться к коллекции и ее пополнению: подлинные вещи и предметы как нельзя лучше смогут навеять атмосферу прежних эпох, проведя посетителей дорогой прошлых столетий.

 

Дворец планируется задействовать в маршруте Мстиславской туристической зоны. Он станет интересным дополнением и украшением, пунктом притяжения туристов.

И кто знает, может, вскоре заговорят о золотом кольце Могилевщины, ведь в малых городах этого региона немало памятников, которые ждут своего второго рождения. Они и сейчас привлекают туристов и поражают воображение: величественные полуразрушенные сооружения Пустынковского монастыря, храмы Мстиславля… Но время неумолимо, а человеческое пренебрежение губительно. Если ничего не сделать сейчас, то мы рискуем оставить в наследство не памятники, а лишь рассказы о них.

P.S. Восстановление дворца Потемкина – символ обновления, знак надежды на будущие перемены и преобразования. Станет ли он примером для других долгостроев архитектурного возрождения, покажет время.

Ольга Машарова

Благодарим за помощь в подготовке статьи первого заместителя председателя Кричевского райисполкома С.А. Морозова,
главного архитектора района Н.М. Бабарикину, директора Кричевского краеведческого музея Н.М. Морозову, РУП “Минскреставрация”.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...