Вы здесь

Формирование (ренессансный период)

Для сябе будую дом

Табе, нашчадак, у добры дар,

Калi падабае – прымi з удзячнасцю,

калi дрэнны – збудуй у новы.

                                        (пераклад Валянцiна Калнiна)

Не исключено, что авторство фрагмента текста мемориальной доски на стене здания плебании при костеле в Мире принадлежит его фундатору – князю Николаю Христофору Радзивиллу (Сиротке), к которому по завещанию последнего из Ильиничей перешли все владения.

Если на стадии зарождения облик Мирского замка отражал процесс вытеснения рудиментов язычества христианством, то на этапе формирования значительное влияние на него оказал конфликт кальвинизма и католицизма, реформации и контрреформации.

 илл.18

Познакомившись во время учебы в Риме с иезуитами, Николай Христофор Радзивилл втайне принял католицизм (его отец, Николай Радзивилл Черный, был кальвинистом). После смерти отца и подписания Люблинской унии об объединении Великого Княжества Литовского и Королевства Польского Сиротка вынужден был активно демонстрировать свою приверженность вновь принятой вере. Одним из проявлений такой позиции стало паломничество на Святую Землю. В этом путешествии новый владелец Мира ознакомился с лучшими достижениями в деле "устройства хозяйства", что в итоге переросло в страсть к усовершенствованию своих владений. Образцы совершенства выбирались исключительно в католических странах. Оттуда приглашались мастера, наиболее известным из которых был монах, архитектор Ян (Джовани) Мария Бернардони – автор ряда уникальных строений в Европе и основной резиденции Радзивиллов в Несвиже. Вероятнее всего, под его общим руководством осуществлялись и работы по переустройству Мирского замка во дворец.

илл.19
Специфика нового этапа строительных работ была обусловлена не столько сменой собственника, сколько значительными изменениями образа жизни и техническими достижениями. Распространение идей гуманизма вывело просвещенных магнатов на новый уровень требований к комфорту, который должен был обеспечить не только возросшие прагматические требования, но и духовное удовлетворение. С развитием артиллерии кирпичные стены замков перестали служить надежной гарантией безопасности их владельцев.

Все это в совокупности привело к решению пристроить к северной и восточной наружным стенам Мирского замка, со стороны внутреннего дворика, два крыла трехэтажного дворца. По своему замыслу жилые корпуса являли классический пример итальянского ренессанса. Причины выбора именно этого стиля для Мирского замка остаются загадкой. Одновременно с завершением его строительства в Несвиже под руководством Яна Мария Бернардони по заказу Николая Христофора Радзивилла возводился костел Божьего Тела по самой новой на тот период "моде" (в стиле "барокко"). Пластичность и выразительность барочных форм могли бы стать более естественным продолжением выразительного силуэта и чувственной пластики готики. Кроме того, возвращение в католицизм и приглашение иезуитов – бесспорные проявления контрреформации, которая в итоге привела к угасанию ренессанса.

илл.20

Тем не менее заимствованные рациональные идеи ренессанса воплощались в конкретные формы местными строителями из местных строительных материалов. Это обусловило специфику образного решения памятника (илл. 18). Первый этаж, который в Италии обычно выполнялся из грубо тесанного либо колотого камня, в Мирском замке выложен из неоштукатуренного кирпича. На уровне второго и третьего этажей фасады штукатурились. Каменные изделия использовались только для оформления оконных и дверных проемов, а также крылец и иных ответственных деталей (пригодного для обработки естественного камня на территории Беларуси было мало).

илл.21

Широкое применение местных материалов обусловило использование определенных архаичных на период строительства дворца местных художественных приемов, как, например, выкладывание орнаментальных композиций из темного кирпича, раскраска швов между кирпичами и т.п.

Местное влияние на архитектуру замка ренессансного периода этим не ограничивалось. Заложенный белорусскими зодчими "генетический код" объекта был настолько мощным, что при окончании строительства северо-западной башни итальянские мастера не нашли лучшего варианта, чем осуществить первоначальный замысел. Оформленные по ренессансным канонам достроенные этажи северо-западной башни по объемному решению почти идентичны завершению юго-восточной. Такой эффект создан благодаря устройству лучковых сандриков над окнами, которые применены только на северо-западной башне (илл. 19).


Стремление к чистоте стиля обусловило замену художественного оформления фасадов еще двух башен, непосредственно примыкающих к новому дворцу. Но и при этом элементы готического декора, соответствующие ренессансному канону, были органично включены в новую композицию (илл. 20).

Принципы формирования интерьеров дворцовой части также имели свою специфику. Климатические условия Беларуси заставляли придавать значительное внимание отоплению помещений. Многочисленные печи являлись одновременно и художественными акцентами (илл. 21). Богатейшая коллекция изразцов XVI–XVIII вв., собранная при археологических исследованиях Мирского замка, свидетельствует о свойственной ренессансу рациональной систематизации принципов оформления интерьеров. Наиболее совершенные полихромные изразцы (до 4–5 цветов) использовались для облицовки печей на третьем этаже. Печи второго этажа выполнялись из поливных, но однотонных (зеленого либо коричневого цвета). На первом этаже они облицовывались неполивными изразцами. При этом рельефное изображение на терракотовых, однотонных поливных и полихромных изразцах могло быть идентичным. Использованные в Мирском замке изразцы были местного производства, что отразилось на их художественных особенностях.

Все это позволяет говорить о Мирском замке как об относительно редком и наиболее ярком примере белорусского ренессанса.

Идеалом периода ренессанса Адам Мальдис определил ученого. В этом ключе аллегорией Мирского замка по завершении его формирования мог бы стать не ученый-иноземец, прибывший просвещать необразованную толпу, а соотечественник, вернувшийся на Родину после обучения в дальних странах.

Ситуация

                            илл.22            илл.23

Модернизация Мирского замка в немалой степени была сопряжена с изменениями среды (илл. 22). При сохранении характерной для европейских частновладельческих городов схемы построения Мира по принципу: резиденция феодала – отдельно, город – отдельно – каждая из упомянутых частей претерпела значительные изменения. Город приобрел регулярную планировку, костел (церковь, вероятно, появилась раньше), ратушу с торговыми рядами и был укреплен земляным валом с четырьмя воротами. Резиденцию феодала также обнесли земляными укреплениями, эффективность которых дополнялась искусственно созданной системой обводнения. Значительное изменение с этой целью русла безымянного ручья, впадающего в р. Мирянку, позволило создать каскад прудов с водяными мельницами на плотинах. Размещение водной глади именно с южной стороны обогатило пейзаж живописной композицией с выразительным отражением замка в воде. С северной стороны от оборонительного вала заложили парк регулярной планировки, который именовался "итальянский сад". Такое расположение позволяло воспринимать ландшафтную композицию из окон дворца в наиболее выгодном освещении. С востока от замка, за пределами оборонительных сооружений, разместился фольварк (комплекс хозяйственных построек, садов и огородов). Это дало возможность автономного обеспечения замка продовольствием и фактически превратило резиденцию в самодостаточную хозяйственную единицу. По существу все нововведения, которые позиционируются сейчас как изменения архитектурной стилистики, рассматривались владельцами резиденций как применение передовых достижений в деле устройства хозяйства.

Фортификация

Как уже отмечалось, функцию обороны взяли на себя земляные укрепления с системой обводнения. Сохранившиеся до настоящего времени фрагменты земляных валов и одного бастиона не дают полного представления об их первоначальном замысле. Исследования последнего времени позволяют подтвердить подвергавшуюся ранее сомнению достоверность описания Мирского замка, сделанного 18 октября 1697 г. стольником Петра I графом П.А. Толстым. Особенно это касается наличия системы обводнения земляных укреплений.

Утрата самой постройкой оборонительной функции была не столь однозначной. Примыкающие к вновь созданным корпусам дворца оборонительные башни перестроили, но отдельно стоящие (юго-западная и въездная) сохранились практически без изменений. Кроме того, въездные ворота укрепили дополнительным сооружением – предбрамьем (илл. 23). Наряду с этим готический механизм блокировки входа еще некоторое время существовал и, видимо, действовал, о чем свидетельствует инвентарная опись Мирского замка от 15 октября 1688 г. В соответствии с ней этот механизм, вероятнее всего, использовался уже только для подъема моста; герса за ненадобностью, возможно, была утрачена.

Южная стена недостроенного южного оборонительного корпуса увенчалась галереей с бойницами, хотя они были мало приспособлены для целей обороны.

Святилище

илл.25                                                                                                                                           илл.24

В период с 1569 по 1594 г. помещение надвратной каплицы основательно перестроили (илл. 24). Изменения претерпели объемно-пространственное решение и декоративное оформление интерьера. Первоначальный крестовый свод над основным помещением молельного зала был разрушен. Взамен его на отметках третьего яруса башни (пространство которого присовокуплено к интерьеру каплицы) возвели новый крестовый свод, богато декорированный лепниной с позолотой (один фрагмент нового свода и карниз, протянутый в этот период под его пятами, сохранились до настоящего времени; лепнина и позолота упоминаются в инвентарной описи от 15 октября 1688 г.). Одно из дополнительных помещений (сакристии) переустроили – организовали транзитную связь каплицы с вновь возведенным северным дворцовым корпусом (через галерею на северном фрагменте западной стены). В восточной нише молельного зала был установлен алтарь св. Христофора (также упоминается в инвентарной описи). Эскиз его в двух вариантах фрагментарно сохранился на тыльной стене ниши (илл. 25). Их анализ подтверждает общие выводы о привнесении в облик Мирского замка на втором этапе строительства стилистических черт позднего итальянского ренессанса. В стилистике алтаря прослеживаются черты маньеризма.

Организация быта

Рациональность ренессанса проявилась в систематизированном построении дворцовых корпусов замка. Подвал и первый этаж использовались как кладовые. Второй был предназначен для прислуги, третий – для хозяев. Планировка подвала и нижних ярусов обоих крыльев дворца представляла собой ряд периодически повторяемых секций.

Приготовление пищи осуществлялось в самом замке, где к южной (со стороны двора) и западной стенам пристроили кухню, пивоварню и пекарню. С внешней стороны к южной стене была пристроена конюшня.

Инженерное оборудование

илл.26

Архитектурные и конструктивные решения окон, которые представляли собой одну нитку одноцветного витража в металлической раме, вставленной в каменное обрамление, заимствованы из Италии. Механическое их использование в климатических условиях Беларуси создавало дополнительные проблемы отопления помещений. Особенно это касалось верхних (княжеских) покоев. Огромные размеры окон вызывали значительные потери тепла, и компенсировать их пытались установкой большого количества печей крупного размера. В огромных парадных помещениях на торцах и в угловых отсеках дворцовой части решить эту задачу методом устройства печей, пристроенных исключительно к внутренним стенам (такие печи топились из соседнего помещения), было невозможно. Для этого попросту не хватало внутренних стен, и дополнительные печи нетипичной для ренессансного периода конструкции (с расположением топки снизу) размещали у наружных стен.

В ренессансный период в обоих корпусах дворца была создана система удобных туалетов, размещенных на третьем и втором этажах (илл. 26). Фекалии вымывались из них по устроенным в стенах вертикальным каналам и сбрасывались для фильтрации на прилегающую к замку территорию. В связи с этим участки между северной и восточной стенами замка и соответствующими участками земляного вала для прогулок не использовались и вряд ли были благоустроены. Непосредственная связь замка с расположенным к северу от него регулярным парком осуществлялась по пешеходному мостику, проходившему со второго этажа северного крыла дворца на валовый ход. Примечательно, что в районе мостика фекалии из каналов сбрасывались не на территорию, а в подземное поле фильтрации либо подземную выгребную яму.

Для освещения использовались подвесные и настенные светильники, а также большие и малые подсвечники, устанавливаемые на пол и на мебель. Расстановка и даже развеска светильников не была постоянной. Для предотвращения хищений они хранились в специальных помещениях и устанавливались (развешивались) под конкретные надобности.

Строительство Мирского замка было завершено не позднее 1594 г., о чем свидетельствует окончательный расчет Радзивилла (Сиротки) с подрядчиком Мартином Заборовским. Таким образом, к концу XVI в. появился совершенный ренессансный ансамбль, пригодный удовлетворять возросшие потребности и капризы хозяев на протяжении как минимум двух последующих столетий.

 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...