Sec transit Gloria mundi.
Так проходит мирская слава. илл.31
Фраза, избранная в качестве эпиграфа, произносится и восторженно – во время торжественного шествия Понтифика, и с горькой иронией – в момент краха недавнего триумфа. Острый конфликт империй представляет множество поводов для обеих интонаций.
Во время Наполеоновской кампании 1812 г., которая положила конец третьему этапу существования Мирского замка, он дважды участвовал в боевых действиях.
Арьергардный бой казаков генерала Платова, прикрывавших в июне 1812 г. отход второй русской армии, с кавалерией Жерома Бонапарта, который князь Багратион назвал в своем донесении первой победой русского оружия в борьбе с французами, начался у стен замка и завершился в поле возле деревни Симаково.
Последние военные разрушения замок претерпел в ноябре 1812 г. во время разгрома войсками адмирала Чичагова разрозненной группы солдат и офицеров французской армии. Один из них оставил на стене замка свой датированный автограф (илл. 31).
илл.32
Владельцы Мирского замка – Радзивиллы приняли сторону Наполеона I Бонапарта и вместе с ним потерпели поражение.
После разрушений 1812 г. сильно поврежденный замок долго не использовался. Его руины переходили из рук в руки (илл. 32). Новые владельцы – герои антинаполеоновской коалиции, немецкие князья Гогенлое, Барлонбурги, Витгенштейны, Шиллингфюрсты сдавали его территорию в аренду. С южной стороны от замка на месте пересохшей системы обводнения арендатором Путятой был высажен большой яблоневый сад.
илл.33
Можно считать, что объект умер. О нем остались лишь воспоминания, воспроизводимые в памяти видом руин (илл. 33).
илл.34
В 1891 г. Мирский замок вместе с территорией приобрел герой Русско-турецкой войны князь Николай Иванович Святополк-Мирский. Новый владелец не стал восстанавливать
памятник. Для своего проживания он построил новый дворец с восточной стороны от замка (сгорел в 1914 г.). Между новым дворцом и замком был создан пейзажный парк английского типа, с юга и юго-востока на месте заросших водоемов в 1898 г. вырыт новый пруд. При этом безжалостно вырубили яблоневый сад как раз в период цветения. В парке рядом с северо-восточным земляным бастионом в 1910-х годах построили родовую часовню-усыпальницу Святополк-Мирских.
В общей композиции комплекса замок выполнял роль модной в то время романтической руины (илл. 34). Ее будущее было довольно мрачным – Николай Святополк-Мирский вел переговоры о продаже памятника под разборку на кирпич.