Целью статьи является рассмотрение системы городского дизайна и выяснение роли и места в ней объектов арт-дизайна. Их анализ может проводиться разными способами и по разным основаниям. Так, могут рассматриваться типологические характеристики, композиционно-пространственная роль в организации городской среды, специфика использованных материалов, стилевые особенности.
В любом человеческом поселении объекты арт-дизайна являются одновременно элементами предметно-пространственной и социокультурной среды. Представленные в статье арт-объекты – яркий пример решения композиционно-пространственных задач: они используются для подчеркивания роли транспортных развязок, обозначения входа-выхода в общественных зонах, акцентирования пространственных доминант городской среды и т.п. В то же время выполняют и социокультурную роль – сохраняют историческую память, пробуждая гордость за прошлое своего народа, подчеркивают природные особенности региона, демонстрируют разнообразие использованных художественных приемов, материализуют мифы и т.п.
Для воспринимающего субъекта, потребителя городской среды объекты арт-дизайна становятся носителями информации и эмоциональных смыслов, закодированных в художеcтвенном образе.
Для декодирования заложенной в художественном образе информации удобно пользоваться универсальной трехаспектной моделью художественного образа, содержащей "такие его стороны и функции, как предметно-изобразительная, оперативно-конструктивная и оценочно-экспрессивная" [1, с. 67].
Мы останавливаемся на оценочно-экспрессивном аспекте данной модели и сужаем тему статьи до рассмотрения образного строя объектов городского арт-дизайна с точки зрения эстетических категорий – ирония1, самоирония2, юмор3. При этом четко отдаем себе отчет, что существует круг тем, по отношению к
которым ироничное отношение недопустимо. Это темы, связанные с катастрофами, личными трагедиями и т.д.
Ирония легко существует в светских артефактах, реализуясь в реалистических, мифических, сакральных, фантастических художественных образах. Применительно к сакральным темам может придать им трагическую окраску, что прослеживается на примере скульптурной группы в Любляне (рис. 1).
В то же время драконы в Любляне, змей в Герцлии или жираф в Барселоне уже приобретают юмористическую окраску (рис. 2–4). При этом герцлийский змей с полным безразличием к пешеходам "передвигается" по улице, а барселонский жираф "возлежит" на постаменте в позе римского патриция и свысока "рассматривает" проходящих по бульвару Диагональ жителей города.
Ирония позволяет противопоставить пафосному стереотипу (образу) Земли с обозначением населяющих планету людей и других живых существ (рис. 5) образ планеты в виде светящегося сердца (рис. 6).
При дешифровке сообщения, воспринимаемого субъектом, срабатывают заложенные в объект и характерные для юмора и иронии приемы и ходы выражения насмешки или лукавства. К таким ходам относятся: появление непредсказуемого результата, неожиданность трактовки художественного образа, метафоричность и многослойность образа, иносказание, нарушение ожидаемой последовательности событий.
Юмористический характер объекта арт-дизайна может читаться как иллюстрация к пословице, поговорке, афоризму. Так воспринимается ашдодская лягушка под зонтиком ("Вам это надо, как рыбе зонтик") (рис. 7).
По такой же модели воспринимается арт-объект, в котором перо оказывается тяжелее камня, уложенного на противоположном плече весов (8).
Достаточно часто художественный образ строится на феномене "двуликого Януса"4. Так соединяются маски комедии и трагедии на Университетской площади в Белостоке, превращаясь в подиум для фигурки кукловода (рис. 9, 10).
На такой же полярности построен юмористический эффект от скульптурной группы человека с ребенком на плечах. Эта скульптура не имеет переднего и заднего фасадов. С какой бы стороны пешеход ни подходил к перекрестку, он не видит лиц, лишь фигуры со спины (рис. 11, 12).
Благодаря способности человека к сопереживанию с доброй улыбкой воспринимаются скульптуры из металлоконструкций – демонтированных опор электропередач. При всей условности изображения легко различаются отдельные фигуры, пары, родители с детьми (рис. 13), угадываются те чувства, которые они испытывают друг к другу. Этот прием можно назвать гуманизацией техносреды. А металлическую фигуру человека, обобщенную и условную, воспринимать как технизацию гуманоида (рис. 14).
Зачастую мы сталкиваемся со случаями, когда при формировании художественного образа используется комбинация из нескольких приемов. Так, например, вполне реальный и легко угадываемый прототип из представителей животного мира сначала переводится в игрушечный объект с помощью яркого цветочного узора на белом фоне, а затем расчленяется на отдельные части, связанные лишь открытой арматурой (рис. 15), т.е. реальный и привычный объект подается в утрированном, невозможном для жизнедеятельности виде.
Эффект иронии и активность ее воздействия усиливаются, если объекты арт-дизайна собираются в группы, подчиняясь сценарию. Так, в деревне художников Эйн-Ход парная скульптура повторяется и варьируется, что дает возможность сравнения. Один раз она подается в реалистичной манере, другой – в ироничной, рассматривая семью как содержимое консервной банки (рис. 16, 17)5.
Этот же эффект иронии прослеживается, когда повторяется форма арт-объекта, а внутреннее наполнение и поверхностный декор постоянно меняются. Тема подается как легкоузнаваемое явление – например, тема клубники для бульвара в Рамат-ха-Шарон (рис. 18). Реальное изображение ягоды становится камертоном, в этой ипостаси она и встречается достаточно часто. Но образ постоянно усложняется, превращаясь в разнообразные миры. В одну геометрическую форму авторы включают свое представление о событиях в мире, истории семей и отдельных людей, формах жизни, природных явлениях... Декоративная тема бульвара, привнося в жизнь города яркость, разнообразие фактур и материалов, дает еще и повод для раздумий.
Достаточно часто в арт-объектах встречается метод самоиронии. Объектом ее может стать собственная профессия – памятник в Братиславе (рис. 19), либо этнические черты – группа музыкантов на бульваре Нетании (рис. 20), либо отношение к поведению своих любимцев – домашних животных (рис. 21).
Произведения арт-дизайна делают нас чуть добрее, терпимее в отношениях с окружающими, контактнее, позволяют расширить, по словам М. Хайдеггера, "возможный горизонт любой понятности бытия" [4, с. 83]. И, может быть, прав Харуки Мураками, утверждая, что "ирония делает человека глубже, масштабнее, открывает ему путь к спасению на более высоком уровне" [5, с. 129].
]]> Рис. 1. Cкульптурная группа "Изгнание из рая". ЛюблянаРис. 2. Дракон, охраняющий мост. ЛюблянаРис. 3. Змей, "гуляющий" по улице ГерцлииРис. 4. Барселонский жирафРис. 6. Декоративная скульптура. АшдодРис. 5. Памятник победы во Второй мировой войне. АшдодРис. 7. Зеленая скульптура. АшдодРис. 11, 12. Скульптурная группа на пешеходном перекрестке. ГерцлияРис. 8. Скульптурная группа в парке. АшдодРис. 9, 10. Скульптура "Кукольный театр" на Университетской площади. БелостокРис. 13. Скульптурные группы из металлических конструкций. ГерцлияРис. 16, 17. Парная группа. Эйн-ХодРис. 14. Металлическая скульптура. АшдодРис. 15. Декоративная скульптура. АзорРис. 18. Скульптурная группа. Рамат-ха-ШаронРис. 19. Уличная скульптура. БратиславаРис. 21. Уличная скульптура. ГерцлияРис. 20. Скульптурная группа. Нетания
1Иро′ния (от др.-греч. ει′ρωνει′α – притворство) – философски-эстетическая категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. Ирония отмечает, таким образом, парадоксы развития, определяет стороны диалектики становления [2].
2 Самоирония – ирония, направленная на собственную персону. В самоиронии и антииронии отрицательные высказывания могут подразумевать обратный (положительный) подтекст [2].
3 Юмор (от лат. humor – влага, жидкость) – разновидность переживания, предполагающего смешение серьезного и комического, при особом преобладании положительного момента последнего. В отличие от иронии или сатиры, интеллектуальных по своей сущности, юмор является проявлением всего душевного склада человека. Юмор может демонстрировать видение возвышенного в малом или нисхождение к несовершенному, раскрывает правомерность того, что на первый взгляд представляется смешным. В этом обнаруживается его пафос принятия мира во всей полноте, в то время как в иронии происходит отторжение мира [3].
Юмор – выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе. Юмор – предпосылка положительных эмоций, даже в острых и сложных ситуациях. Основывается на способности воспринимать, выделять и понимать смешное, возвышаться над обстоятельствами жизни, не останавливаться в оценках ни перед значимыми явлениями и фактами, ни перед их несущественными, второстепенными моментами [4].
4 Я′нус (лат. Ianus, от лат. ianua – дверь, греч. Иан) – в римской мифологии – двуликий бог входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца.
5 Названное поселение попало в кольцо огня во время страшного пожара 2010 г. Урон был огромным, но подобно тому как не горят рукописи, не сгорели, к счастью, и объекты арт-дизайна.
Литература
1. Лойфман, И.Я. Основы гносеологии / И.Я. Лойфман, М.Н. Руткевич. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003.
2. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983.
3.
]]>]]>http://www.onlinedics.ru/slovar]]>4. ]]>http://www.psihotesti.ru/gloss/tag/yumor]]>
5. Хайдеггер, М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993.
6. Мураками, Х. Кафка на пляже. – М.: Эксмо, 2005.