От замысла к сотворению, от бестелесной мысли к материальности, от проекта к реальному сооружению – таков путь архитектуры. Каковы особенности этого маршрута? Как возникает первоначальный образ в воображении архитектора и какие знания и усилия необходимо применить, чтобы воплотить мечту в камень, металл и стекло?
Вот два изображения, которые рассказывают нам о великих замыслах. На первом (рис. 1) сам Господь воплощает свою божественную волю: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие, 1, 1). Это слова, которыми начинается Ветхий Завет. Слова, свидетельствующие о сотворении мира. На средневековой миниатюре художник изображает Творца с циркулем, как бы подчеркивая, что даже воплощение божественного замысла требовало определенной технологии и применения главного архитектурно-строительного инструмента. Это был блестяще реализованный проект!
На втором (рис. 2) мы видим архитектурный образ, придуманный гениальным итальянским архитектором Сант Элиа. Проект, созданный 100 лет назад, так и не стал реальностью, хотя черты этой архитектуры мы можем наблюдать в застройке многих городов мира.
Исторически борьба за воплощение своих идей велась в архитектуре всегда. Каждый из возникших замыслов требовал разработки чертежей, изготовления моделей, выполнения расчетов, но что особенно важно, требовал хороших строителей и заказчиков.
Одним из первых «проектов» древности, дошедших до нас, были небольшие глиняные модельки домов, найденные на острове Крит (рис. 3). Этой модели 3600 лет!
У нас, белорусов, также есть самое древнее «проектное» изображение архитектурного объекта, относящееся к XII в. (рис. 4). Сохранилось оно на стене Спасо-Евфросиньевской церкви в Полоцке, и совершенно очевидно, что это условное изображение фасада церкви. Значит, наши далекие предки владели умением передавать именно проекцию объекта.
Подлинно проектная технология с передачей пространственной структуры объекта появилась в эпоху Ренессанса. На одном из эскизов гениального Микельанджело мы можем видеть фасад архитектурного объекта, чье объемное решение передается в технике рисунка изображением теней и полутонов. Это своего рода 3D, которому 500 лет! (рис. 5). И что не менее важно – художник, прославившийся своими фантастическими монументальными композициями, здесь выступает как тщательный чертежник и рисовальщик, передающий все особенности формы будущего сооружения.
Как же возникает самый первоначальный замысел будущего сооружения в воображении зодчего? Подробен он или обобщен? Безусловно, многое зависит от образной выразительности будущей архитектуры. Если создание сильного художественного образа является целью зодчего, тогда его замысел может выразить идеальная обобщенная эскизная форма. Если же он не стремится к особой выразительности и склонен к традиционным решениям, тогда началом работы может быть решение схем плана. Вот почти классический пример первоначального создания выразительного художественного образа сооружения. Немецкий (а позже израильский) архитектор Эрих Мендельсон нарисовал эскиз сооружения, которое воплощает связь земли с космосом, со звездами. Это был первоначальный набросок Башни Эйнштейна – обсерватории для города Потсдама, созданный в 20-е годы прошлого века. От футуристично-экспрессивного образа архитектор перешел к точным и глубоко проработанным планам и разрезу (рис. 6, 7).
Другой великий архитектор Фрэнк Ллойд Райт также отталкивался от некоторого идеального художественного образа. Вот проект знаменитого особняка Фоллингуотер (Дома-водопада) (рис. 8). Совершенно иная форма подачи своего замысла – довольно подробное реалистичное изображение перспективы будущего сооружения. Но здесь архитектор хотел выразить иную цель, не поразить оригинальностью объема, а погрузить здание в природу, в пейзаж. Отсюда перепад высот (водопад!), отсюда зелень. Реализация этого проекта не обманула ожиданий зодчего, и его детище стало одной из «архитектурных икон» XX в. (рис. 9).
Драма архитектуры и личная драма архитектора часто заключается в том, что его замысел может навсегда остаться прекрасной мечтой. B отличие от Сант Элиа Мис Вандер Роэ был вполне успешным архитектором – практиком, создавшим свой особый «прямоугольный стиль». Однако и он не чуждался архитектурной мечты. Cвидетельством тому является эскиз небоскреба, относящийся к 1921 г. (рис. 10).
А как создают свои проекты наши современные архитекторы? Воплощаются ли их замыслы в реальность? Поговорим об этом в статьях пятого номера журанала.