Темой нашего первого номера мы провозгласили вечерний город. Тема очень благодатная, “красивая” и яркая, и нам казалось, что недостатка в материалах по основам дизайнерско-светового искусства у нас не будет. Ан нет. Если теоретики откликнулись и в своих статьях затронули отдельные аспекты воздействия света на окружающее пространство, то чиновные люди не скажу чтобы отмахнулись, но им из-за острой нехватки времени недосуг было заниматься такими частными вопросами. Поделился своими успехами только Мингорсвет. Не все хотели раскрывать секреты своего мастерства, рассказывать о тонкостях технологического процесса, некоторые, наоборот, скромничали: дескать, как это мы будем себя выпячивать, да и критиковать сотоварищей по цеху какое мы имеем право? Правда, последние при этом охотно все объясняли и показывали, но, как в анекдоте, — “чукча не писатель…”. И тогда мы решили провести собственное рассследование световой экспансии, совершить небольшое “путешествие” в мир света. Выезжали с фотографом на натурные съемки, встречались с профессионалами, задавали вопросы и выясняли мнение людей, “потребляющих” “плоды освещения”. В этой статье — результат осмысления информации, полученной в ходе изучения темы.
Введение в темуВечер, ночь — это всегда таинство. Вечерний город — таинство вдвойне, и в значительной степени вуаль таинственности и загадочности набрасывает на него свет. Свет, заливающий все городское пространство и рождающий самые невероятные образы. Свет, воздействующий на восприятие человеком себя и пространства. Свет, изменяющий информационное содержание этого пространства…
В мировой архитектурной практике светом “владеют” в совершенстве и используют его архитекторы в своем творчестве как полноценный инструмент. Исследуется психофизическое воздействие света на человека, разрабатываются концепции освещения, проводится большая работа по применению светового оборудования, спектр выбора которого огромен. У нас же использование света до недавнего времени воспринималось как вторичный процесс. Между тем хорошо проработанный световой проект с учетом различных функций освещения способен придать конкретному объекту и городу в целом совершенно новые качества. В этом мы убеждаемся на многочисленных примерах мировой и отечественной практики. Опыт работы по внешнему освещению в Беларуси пока еще минимален, и приобретаем мы его путем проб и ошибок. У нас ничего не было на эту тему — ни законодательных актов, ни расчетов, ни технических требований. Все начиналось с нуля. И каждый удачно сделанный объект — результат творческой удачи архитектора и техника, работающих в тандеме, их умения правильно расставить световые акценты, дабы подчеркнуть или, наоборот, скрыть ту либо иную деталь. Поэтому не лишним будет взглянуть на созданное в области архитектурной подсветки, оценить реальные возможности, увидеть собственные ошибки, а если получится — показать читателю ту “кухню”, где “готовятся” световые “блюда” — яркие, сверкающие, привлекающие и радующие глаз, а иногда, что греха таить, и совсем неудобоваримые.
В основе всякого начинания лежит идея и — далее — концепция. Освещение любого объекта — будь то административное здание, выставочный павильон, торговый центр, вокзал или аэропорт — требует индивидуального подхода, поскольку зависит от его функционального назначения. Теория освещения торговых центров, например, связана с привлечением покупателей. Здесь в первую очередь учитываются физиологические и психологические факторы. “Прозрачная” освещенность витрин магазинов привлекает внимание и как будто приглашает войти, освещение павильона снижает сдерживающий физиологический порог. Вот простой пример освещения продовольственного магазина. Используется один (!) простой прожектор. А к нему прилагается набор специальных фильтров — для хлеба, овощей, фруктов, рыбы и т.д. Все красиво, аппетитно, и вы вряд ли сможете уйти без покупки, даже если и не намеревались ее сделать. Если это казино, целесообразно использовать большое количество цветных ламп, чтобы реклама “заиграла”. Если административное здание — тут свои задачи. На первый план выступает концепция сочетания света внутренних помещений, архитектуры и структуры фасадов здания. В нем нелогично применять красные, синие, зеленые лампы, потому что это здание люди должны воспринимать по его назначению. У него есть своя функция, и оно не должно выглядеть броско. Возьмем для примера два объекта в Минске. Первый — цирк. Купол синий, зеленые прожектора, много света. Его функция — привлекать внимание. Второй — штаб-квартира СНГ. Там тоже купол. Но он выполнен в строго-официальном, преимущественно белом цвете. С соблюдением всех необходимых норм и учетом функций сделана архитектурная подсветка здания по пр. Машерова, 23 (институт “Белпроект”) и административного здания Управления Белорусской железной дороги. Стильное, эффектное решение по освещению гостиницы “Беларусь” с прилегающим к нему казино также пришлось по вкусу ценителям светового дизайна.
Многое зависит и от материала, из которого сделано здание. Одно дело кирпич, другое — штукатурка или дерево. Самый неблагодарный материал для подсветки — стекло. Если стена светится, она отражает свет. Стекло свет поглощает. Поэтому подсветить стеклянную конструкцию очень непросто, если изначально в проекте самого здания не заложена программа световой динамики. Из практики В архитектурной подсветке главная роль возлагается на двух людей: архитектора и техника. В идеале их функции можно объединить, но архитектор должен иметь светотехнические навыки и уметь работать с программой. Вот примерная схема работы. Он берет “картинку”, всесторонне изучает объект и затем решает, что из этого может получиться. Выбор характера освещения определяется местом, особенностями конструктивного решения, идейно-художественным замыслом и т.д. Ведь главное — как будет выглядеть здание после подсветки. Если выделить фасад, оно будет казаться высоким, подсветишь низ — будет низким. Надо учитывать его архитектурное окружение: именно оно “диктует”, куда “выгнать” объект — вниз или вверх. Видимость здания или его детали зависит не только от количества света, но и от многих других факторов. Это как в выборе одежды: черный цвет стройнит, белый — наоборот, и им не рекомендуется увлекаться полным людям. Затем, если это памятник архитектуры, надо обратиться к истории — что можно с ним делать и чего нельзя.
Дизайн-концепция подсветки обязательно согласовывается с архитектором города или области. Все мы прекрасно понимаем, что выхваченное из общего градостроительного контекста одно здание может дисгармонировать с окружающими его объектами. Только концептуально грамотное световое оформление с соблюдением всех параметров и выбором наиболее приемлемого в той либо иной ситуации светового оборудования сможет подчеркнуть достоинства самого здания и не умалить значение рядом стоящих. В Минске “мало” старого города, мало архитектурных памятников. Но даже с тем, что у нас есть, мы обходимся, мягко говоря, небрежно. Всем нам хорошо знакомы современные здания на Немиге — Дом моделей и Торговый дом. А Петро-Павловский собор, памятник архитектуры XVII– XVIII веков, затерялся между ними, они поглотили его своей мощью. Ночью он и вовсе уходит на второй план. А вот эффектно, профессионально подсвеченный собор вновь, как и прежде, стал бы ориентиром, идейной доминантой в данном градостроительном пространстве. Сколько еще памятников архитектуры по всей Беларуси “исчезают” в ночное время! Посмотрим на эту проблему глазами туриста, которого мы хотим привлечь. Что делать ему, например, ночью в Гродно, который по количеству сохраненных памятников называют вторым Вильнюсом? Отдыхать. А будь эти старые стены “видимыми”, их можно было бы осматривать и изучать хоть всю ночь, погружаясь в историю и быт страны, и какие бы образы рождались у людей, наделенных воображением! Темные же муры ничего не расскажут… Представляете, как хорош будет Мирский замок, светящийся в ночи и привлекающий внимание издалека! Или Несвижский, двойник которого будет отражаться в “подводном царстве”… Если сравнивать, сколько сделано по внешнему освещению в Минске, то, вероятно, количественно мы уже давно впереди Варшавы, Вильнюса, Москвы. Но подсветка у нас, как объяснили мне специалисты, делается в основном “заливкой”. Это не архитектурная подсветка. Архитектурная подсветка — когда не меняется привычный вид здания. В прошлом году в Гомеле был объявлен тендер на дизайн-проект подсветки дворца Румянцевых — Паскевичей. Претендентам на исполнение сказали: фасад “руками не трогать”. Делайте как считаете нужным, но это памятник архитектуры XVIII века, и вторгаться в него нельзя. Сразу же количество конкурентов уменьшилось, потому что если не лепить на фасад ряды прожекторов, работа намного усложняется. Тендер выиграла минская фирма “Остардена”. В их проекте на фасаде нет ни одного прожектора. Кто бывал в Гомеле, знает, что дворец из-за его месторасположения и днем не просматривается за сенью деревьев. А благодаря освещению он будет заметен издали. Что касается качества подсветки, то по отдельным объектам мы соответствуем европейским стандартам. И это не просто слова. В мировой каталог Disano (всемирно признанная фирма по наружному и внешнему освещению и производству осветительного оборудования) включены три здания по проспекту Машерова, Главное управление Национального банка в Витебске, Администрация президента. По мнению многих, проспект Машерова — одна из наиболее удачных работ, сделанная в комплексе. Если бы удалось выполнить подсветку всех четырех высотных зданий, получилось бы еще лучше. Но администрация гостиницы “Юбилейная” отказалась финансировать работы, а у города достаточных средств на тот момент не оказалось.
Большие проблемы возникают при подсветке жилых домов. В этом солидарны все работающие со светом. В Минске фасады подсвечены однообразно: во все возможные проемы ставятся металлогалогенные прожектора, под козырек — люминесцентные светильники. В таком стиле, с использованием однотипного оборудования, сделан весь Партизанский проспект. Внешний эффект поразительный, частично решились вопросы безопасности, а вот главное — комфортность проживания — осталось на заднем плане. Кто-нибудь спросил у людей, которые живут в этих домах: как им спится? Ночью там можно читать, не включая света, а вот отдыхать… Кому из нас приятно смотреть на светящуюся лампочку?.. В жилом доме имеет смысл подчеркивать только контуры здания. Яркой заливкой можно сделать первый этаж, на проспекте Скорины он, как правило, технический. В нем расположены магазины, другие объекты сферы обслуживания, и надо выделить эту их функцию. Говорят, альтернативу нынешней подсветке жилых домов можно предложить. Есть узколучевые прожектора беззаливного света, есть специальное оборудование, оно, может быть, чуть-чуть дороже, но как раз проблему комфортности проживания решит.
Все надо решать в комплексе. Если бы разбили проспект Скорины на объекты по их функциональному назначению, мы увидели бы совсем другой результат. Получилось, конечно, красиво, всюду много света, как в неоновой рекламе. Но, к сожалению, назвать архитектурной подсветкой многие из этих решений нельзя.
Актуальным является для нас и вопрос уличного освещения. Городская площадь и улица являются местом времяпрепровождения, местом для прогулок и раздумий. Поэтому при их освещении следует использовать такой прием, который подчеркивал бы характер площади и архитектурную привлекательность окружающих зданий. Источники света должны быть “корректирующими”, ни в коей мере не слепящими и находиться как бы на втором плане.
Дифференцированное освещение в данном случае снижает визуальную нагрузку и становится не только эстетическим достижением, но и ориентиром в пространстве.
У нас, опять-таки к сожалению, особых достижений в этом направлении нет. Отсутствует пока и ландшафтное освещение. Приятно было бы видеть художественно “разбросанные” по скверу или площади элегантные алюминиевые столбики с высокотехнологичными светильниками, но приходится пока довольствоваться железобетонными. Как всегда, вопрос упирается в финансирование. Однако город не в состоянии взять все на себя, а частного инвестора у нас нет. В Литве, например, не увлекаются фасадной подсветкой. Основное внимание уделяется уличному освещению. Решаются сразу две проблемы: экономия и безопасность (у них возле магазина обязательно есть парковка, а парковку надо подсветить, и тротуары, которые подходят к магазину, и чтобы все это было красиво). Широко используются парково-уличные светильники.
Сегодня человек абсолютно независим от естественного света. Искусственный свет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Создаются новые, более качественные и экономичные источники света для уличного освещения, эффектной подсветки архитектурных объектов. Всем хорошо знакомы лампы накаливания и галогенные, люминесцентные и газоразрядные, которые дают нам свет и применяются во всех сферах жизни. В последнее время появилась новая система подсветки — так называемые LED — светильники на светодиодах повышенной яркости. Устанавливается не лампа, а светодиод. Например, источники света новой системы светофоров на проспекте Скорины действуют на таком принципе. Потребляемая мощность минимальная, а светоотдача огромная. Как можно подсвечивать лестницы? Теперь на них не надо светить прожекторами — в ступеньке делается канавка и на самоклеящейся ленте подсоединяется LED. Создается впечатление, что они сами по себе светятся. Есть светильники, которые позволяют сделать эффективную подсветку парковочной площадки. Правда, они очень дорогие. У нас на дорогу падает прямой свет — сверху вниз напрямую от источника. В этих же светильниках используется отраженный свет. Прожектор светит не вниз, а вверх. За счет вот этого крыла пучок света попадает в кружочек, т.е. отражатель (так мне пытались объяснить принцип его работы), зато внизу он накрывает огромную территорию, и чем больше высота столба, на котором он установлен, тем лучше светоотдача. В Вильнюсе парковку накрыли четырьмя такими светильниками. Экономия электроэнергии — примерно в 10 раз.
Работа с рассеянным светом у нас только начинается. Однако новинки в этой области постоянно появляются. Есть светильник, прожектор которого имеет 65 тысяч цветов. Он не светится каким-то одним цветом. В идеале для подсветки на здание достаточно поставить 10 таких прожекторов. Кроме того, сама подсветка будет меняться: в зависимости от времени года, других нюансов — на что только способна ваша фантазия. Достаточно лишь переключить в программе краску, а лучше покомбинировать с цветами. Но опять-таки вопрос упирается в его стоимость. Значит, не скоро мы увидим этот светильник на наших фасадах.
Высококачественные светильники для наружного освещения выпускают зарубежные фирмы SPB, SiTECO, SIMES, Lanzini, Casarano, ZUMTOBEL, STAFF и др. Если говорить о предпочтениях при выборе осветительного оборудования, то в Минске в основном используется осветительное оборудование фирм Philips, Thorn, Disano, SBP. Эстетика, дизайн, энергосберегаемость, высокая экологичность — все здесь отвечает самым взыскательным требованиям.
Я иду по вечернему Минску, ощущая превосходство знатока, почти сумевшего проникнуть в тайны светопредставления (не путать с похожим по звучанию словом!).
Но, конечно же, его очарование мгновенно пленит меня, создает необыкновенное состояние одухотворенности, возвышенности, поэтичности. Я забываю о концепциях, основах и прочих профессиональных тонкостях. Душа моя созвучна музыке города, его архитектонике, линиям проспектов и улиц, сказочному свету, мерцание которого рождает мысли о вечном и преходящем, о жизни и забвении.
Гаснет мир. Сияет вечер.
Паруса. Шумят леса. Человеческие речи,
Ангельские голоса.
Человеческое горе,
Ангельское торжество.
Только звезды. Только город.
Только. Больше ничего.
Это стихотворение Георгия Иванова постоянно звучит во мне, как только я окунаюсь в атмосферу ночного города. И мне хочется подарить его вам, ибо, на мой взгляд, в нем сокрыта квинтэссенция нашего бытия в этом подлунном дольнем мире: Без конца сияют свечи.
Слаще мгла. Колокола.
Черным бархатом на плечи
Вечность звездная легла.
Тише… Это жизнь уходит
Все любя и все губя.
Слышишь? Это ночь уводит
В вечность звездную тебя.
…А все-таки Свет и звездное небо — это те главные вещи, которые будут волновать человечество всегда.