Вы здесь

Театр оперы и балета “…зерно будущего и плевелы настоящего”

Здание Белорусского государственного театра оперы и балета в г. Минске (Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь) имеет сложную историю проектирования и строительства. В начале 30-х гг. ХХ века был проведен ряд конкурсов на лучший проект.

Первоначально строительство театра планировалось по проекту архитектора Георгия Лаврова. Уже в 1932 г. в журнале “Искусство и революция” была опубликована его статья “Да пабудовы Беларускага дзяржаўнага тэатру ў г. Менску”, где подробно описывается этот проект. Отмечалось, что новое здание будет оборудовано по последнему слову техники и даст возможность трансформации для большой эстрады, массовых действий и малых форм цирка с единым залом на 3400 человек.

11 июня 1933 г. на бывшей Троицкой горе (пл. Парижской коммуны) в день празднования освобождения города от белополяков состоялась торжественная закладка здания.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. в стране шли поиски новых форм театральных постановок, рассчитанных на массовые действия пространственного характера. Выдвигались идеи универсального театра с использованием в постановках кино, массовых демонстраций, машин.

В связи с новыми требованиями проект Г. Лаврова был пересмотрен и отклонен, и в 1933 г. СНК и ЦИК БССР объявили новый конкурс на проект театра в Минске. В нем участвовали видные советские зодчие Г.М. и Б.Г. Бархины, Н.А. Троцкий, Л.В. Руднев, И.Г. Лангбард и др., белорусские архитекторы А.П. Воинов, В.Н. Вараксин, Н.Н. Маклецова. По условиям конкурса необходимо было представить проект театра со зрительным залом на 3000 мест и сверхмеханизированной сценой. Как отмечал впоследствии И.Г. Лангбард, “эта программа была обязательной для участников конкурса”.

В сентябре 1934 г. жюри признало “относительно лучшей” работу И.Г. Лангбарда, ему поручалось провести детальную разработку и представить на рассмотрение правительства в декабре технический проект и смету по строительству. Утвержденный проект предусматривал использование новейших достижений техники “в области обеспечения наилучшего обзора, акустики и освещения”. Зрительный зал проектировался овальным, устроенным в виде амфитеатра, и вмещал, как с гордостью сообщалось в газетах, зрителей больше, чем Большой театр в Москве. Быстрая смена декораций предусматривалась при помощи механизмов, размещавшихся вокруг сцены и под амфитеатром. Техническую часть проекта разработал инженер Д.И. Экскузович, специалист по сценическому оборудованию. Объем здания по первоначальному проекту доходил до 300 тыс. м3.

Строительство началось довольно быстрыми темпами. Однако процесс творческой перестройки в области литературы, искусства и архитектуры потребовал пересмотра прежних концепций. Уникальные театральные комплексы гигантских размеров признаются необоснованными, и изменения в театральном искусстве диктовали необходимость пересмотра проектов строящихся зданий.

Переработать проект здания уже строящегося театра предложили и Иосифу Лангбарду. Зрительный зал уменьшился сначала до 2000, а затем до 1500 мест, объем здания – с 300 тыс. до 160 тыс. м3. Одновременно изменялись сценические помещения, пришлось отказаться от второго балкона. Определялось и назначение здания как театра оперы и балета. Все эти изменения сказались на внешнем облике сооружения. Во избежание приземистости сооружения автору пришлось ввести 14-метровый искусственный цилиндр над зрительным залом.

Сокращалась сметная стоимость, упрощалась отделка фасадов и интерьеров. Именно на этом этапе автор отказался от установки скульптур в нишах на главном фасаде.

Основные строительные работы были завершены в 1937 г., но еще почти два года ушло на устранение недоделок и просчетов, и официальное открытие театра состоялось лишь в 1939 г.

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало – в нем фашисты устроили конюшню. Интерьер театра был разграблен, уникальные предметы театрального реквизита, декорации, картины, мебель уничтожены или вывезены в Германию. При отступлении из города здание заминировали. Саперы при проведении работ по разминированию обнаружили 200 авиабомб по 100 кг каждая, 1 “сюрприз”, 50 зажигательных бомб.

После освобождения Минска по предложению В.И. Козлова здание включили в план первоочередных ремонтов. Восстанавливали его по проекту И.Г. Лангбарда (под личным руководством).

22 августа 1944 г. СНК БССР принимает постановление:

“1. Считать необходимым полностью восстановить здание Белорусского Государственного ордена Ленина Большого театра оперы и балета в 1945 году.

2. Обязать начальника Управления по делам искусств при СНК БССР тов. Пестрака вместе с автором проекта театра архитектором Лангбардом представить полную техническую документацию на восстановление театра к 1-му ноября 1944 года.

3. Обязать Госплан БССР, тов. Эйдинова немедленно выделить дирекции театра для выполнения неотложных работ по сохранению здания стройматериалы, согласно приложению”.

Проект реконструкции предусматривал сохранить основные капитальные стены и перекрытия, полностью реконструировать зрительный зал, устроить партер и ярусы, восстановить лепные декоративные детали портала сцены, фойе и вестибюлей, выполненные по эскизам И.Г. Лангбарда скульптором А. Бембелем.

Работы по восстановлению продолжались три года.

По поводу здания театра оперы и балета в адрес автора проекта и при строительстве, и в последующем было много критических замечаний. Вот один из ответов И.Г. Лангбарда: “…театр оперы и балета так и остался почти вчерне, что делает его мишенью для заслуженных и незаслуженных нападок… Бесспорно, довоенная архитектура Белоруссии имеет свои промахи и ошибки, как по вине архитектора, так и не по его вине, тем более заметные через 15–20 лет. Но все-таки я воспользуюсь случаем Вам повторить публично высказанные мнения архитектурной и искусствоведческой общественностью Ленинграда, что по архитектурно-художественной образности общественных зданий Дом правительства БССР и театр оперы и балета являются первыми ведущими постройками в Союзе после революции и в этом отношении Белоруссия среди других республик занимает первое место.

Как автор этих сооружений, я осмелюсь прибавить, что когда Белоруссия наберется сил закончить их архитектурно, по проектам, тогда всем станет ясно, где зерно будущего и где плевелы настоящего”.

В 1967 г. во время очередного ремонта театр технически переоборудовали, устроили скатную крышу, которая не соответствовала стилю здания, поменялось и оформление интерьеров. В конце 1970-х гг. стены второго этажа украсили гобелены – шесть тканых росписей “Беларусь”, “Музыка”, “Космос”, “Революция”, “Песняры”, “Скорина”, выполненные народным художником Белоруссии Александром Кищенко, они удивительно тонко вписались в интерьер здания.

В настоящее время здание театра оперы и балета является памятником архитектуры республиканского значения, оно органично вошло в систему ансамблей центра и хорошо воспринимается с различных точек города.

Сейчас заканчивается еще одна реконструкция. Архитекторы обещали максимальное воссоздание авторского замысла зодчего как во внешнем облике, так и в решении интерьеров, благоустройстве территории. И их работа еще раз подтверждает, что проекты зодчего не подвержены старению и минчане смогут увидеть, как веяния нового времени и задумки автора нашли свое воплощение в здании Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

Статья написана по документам БГАНТД

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...