Малый город — особое явление в материальной культуре белорусского народа. Когда речь идет об экономике страны, крупных градостроительных достижениях и масштабных градостроительных ансамблях, мы имеем в виду столицу и крупные города. Но если мы говорим об образе Беларуси, то обязательно вспоминаем о наших малых городах.
Малый город, как и город вообще, — сложная, не всегда постижимая даже для профессионала-градостроителя система. Поэтому позволим себе поделиться некоторыми взглядами на это уникальное явление — “малый город”.
Малые города Беларуси во многом сохранили следы богатейшего и непростого исторического развития государства, элементы планировочной структуры и застройки периода Киевской Руси, Великого Княжества Литовского, Российской империи. Города и поселки несут нам информацию из XI–XIII вв., сохраняют следы готической и ренессансной культур XIV–XVI вв., барокко конца XVI–XVIII вв. Большинство белорусских городов возникло в древнерусский период. В X в. уже существовали Туров и Заславль, в XI в. — Браслав, Волковыск, Кричев, Новогрудок. В литературных источниках XII–XIII вв. упоминаются Копысь, Слуцк, Клецк, Мстиславль, Каменец, Речица, Несвиж, Копыль, Кобрин и др.
В IX–XIII вв. трассировки улиц были подчинены рельефу, площади имели сложную конфигурацию, кварталы застройки — мелкие, неправильной формы.
Градостроительство в средние века сопровождалось созданием регулярной планировки с формированием прямоугольных центральных площадей. Площадь стала многофункциональной. Здесь размещались городская ратуша, культовые здания, торговые ряды, дома богатых горожан. Иногда на городскую площадь выходил и замок (Кричев), но чаще он размещался на некотором удалении (Новогрудок, Мир, Несвиж, Ружаны).
В XVIII–XIX вв. ведется активная перепланировка малых городов на регулярной основе, а центры обогащаются выразительными по своей архитектуре и крупными по масштабу комплексами культовых зданий (костелов, церквей, синагог), зданий ратуш (Слоним, Слуцк, Поставы и др.). Малые города получают более рациональную структуру улиц, площадей, сохраняя региональную специфику и черты (следы) предыдущих этапов развития. Сочетание различных масштабов застройки, древней и регулярной планировочной структур создали свойственную белорусским малым городам особую неповторимость.
По значимости сохранившихся ценностей малые города классифицируются на несколько категорий, отражающих культурные и стилевые исторические эпохи, включая нерегулярные средневековые пространственные структуры, готическое, ренессансное, барочное и классическое градостроительное наследие, информативно-эмоциональный и функциональный потенциал которого огромен.
Его ценность обусловлена и типологическим богатством архитектурных ансамблей, например городских площадей, дифференцирующихся по культурологическим, функциональным и композиционным признакам. Исследование художественного построения ансамблей обнаруживает несколько десятков видов планировки площадей с различным положением замка в комплексе застройки, культовых и гражданских высотных доминант с разнообразными приемами раскрытия или замкнутости внутреннего пространства и другие специфические особенности.
Градостроительное наследие Беларуси сформировалось в общем контексте с культурной традицией Западной и Центральной Европы, а также впитало достижения русского зодчества, но при этом сохранило только ему присущие черты, что позволяет говорить о “белорусском градостроительстве”.
Взгляд 2. Город и природаВозникновение и развитие городов происходило, с одной стороны, на важнейших путях обмена, с другой — в богатейших природных условиях. Природа Беларуси удивительно разнообразна: регион пущ — Гродненщина, Полесье — Брестчина, край голубых озер — Витебщина, край лесов и рек — Гомельщина и Могилевщина.
Многие малые города возникли на берегах рек и озер (Рогачев, Верхнедвинск, Сураж, Быхов, Шклов, Поставы, Глубокое, Браслав и др.). Природные условия подчиняли себе планировочную структуру (от линейной — вдоль рек до узловой и линейно-узловой — в окружении лесных массивов и на берегах озер). Рельеф в значительной степени определял трассировку городских улиц. С учетом природного комплекса и особенностей рельефа формировалась и “большая композиция” городов. Здания-доминанты размещались на господствующих отметках рельефа, а иногда и на пониженных участках, но на замыкании визуальных направлений вдоль рек и оврагов. Несмотря на периоды активной перепланировки и масштабного строительства, именно малые города сохранили планировочную функциональную и визуальную связь с элементами природных систем. Ландшафтные особенности влияли и на семантику городской среды, вместе с историческими святынями давали основу названиям площадей и улиц, что и сегодня должно стать неотъемлемой составляющей своеобразия каждого города.
Взгляд 3. Город и архитектураИсторическое развитие городов оставило яркие примеры архитектурных творений прошлого — от замковых комплексов (Мир, Ружаны, Несвиж), культовых сооружений до отдельных жилых домов. Историческая застройка задала малому городу масштаб жилого дома (от одноэтажной на окраине до двухэтажных жилых и общественных зданий в центре), который был близок человеку и одновременно создавал фон для уникальных объектов культового зодчества на центральных площадях городов. Архитектурные решения отдельных зданий существовали в общей градостроительной гармонии. Достаточно вспомнить ансамбль центральной площади в Поставах — уникальное произведение периода барокко, созданное по проекту Джузеппе де Сакко. Он включал (к 1628 г.) костел, Николаевскую церковь, корчму, торговые ряды, постоялый двор, лечебницу, школу и несколько жилых домов ремесленников.
Строительство в 1960–1970-х годах в некоторых малых городах 5-этажных жилых домов, поиск нового “столичного” масштаба, создание больших открытых пространств административных площадей привели к нарушению их облика, утрате сомасштабной человеку городской среды. Современная архитектура должна прийти в малый город, но прийти деликатно, находя свое место в историческом контексте городской среды.
Взгляд 4. Город и его образМалый город является хранителем истории, воплощенной в планировочной структуре (улицах, площадях), отдельных исторических комплексах, зданиях либо их сохранившихся архитектурных элементах, традиционных принципах благоустройства. Созданная на протяжении веков архитектурно-градостроительными средствами городская среда в единении с уникальной для каждого малого города природной системой и составляют его облик. Запечатленный в сознании человека, он являет собой образ города, и образ этот должен быть неповторим и уникален.
Важнейшей задачей градостроителей и архитекторов сегодня является сохранение, а в ряде случаев воссоздание облика каждого малого города. Его уникальность является не только критерием качества городской среды, но и важнейшим признаком конкурентноспособности города, делая его инвестиционно привлекательным.
Сегодня градостроительная идея не всегда обосновывает архитектурное решение в застройке малого города. А без нее даже яркая архитектурная форма может не обогатить художественное полотно города, а создать средовой диссонанс.
Архитектурная идея должна развивать идею градостроительную, которая рождается в процессе глубокого осмысления принципов пространственного развития города на протяжении веков, закономерностей “большой композиции” и позволяет оценить роль каждого участка городской территории в функциональном и композиционном преобразовании.
В настоящее время выявление и сохранение своеобразия белорусских городов является национальной идеей. Это вселяет надежду на то, что каждый малый город, сохранив принципы исторического развития, региональную специфику, неповторимость природного ландшафта и обогатившись современным благоустройством, обретет свой уникальный образ. И мы сможем сказать: “Малый город! Все-таки у Беларуси — твое лицо!”