В середине ноября в Минске состоялся международный научно-технический семинар “Инвестиционная политика, проблемы и перспективы международного лизинга строительной техники и технологического оборудования”. Широкий круг обсуждавшихся вопросов практического применения лизинга — от экономических и финансовых до технических и юридических, их актуальность сделали эту встречу профессионалов значимым событием для отрасли и всех заинтересованных структур. Участие в ней приняли заместитель министра архитектуры и строительства Леонид Соколовский, заместитель министра экономики Леонид Демидов, председатель правления Белорусского союза лизингодателей Александр Цыбулько, директор бюро по оказанию организационной поддержки инвестиций и экспорта ФРГ Фолькмар Крайсик, представители белорусских, российских, украинских и зарубежных банков и лизинговых компаний, известных иностранных фирм-производителей — “Hess”, “Liebherr–Ehengen”, “Britex”, “PERI”, “Robert–Bosh AG”, руководители предприятий отечественного стройкомплекса.
В качестве организаторов делового форума выступили Министерство архитектуры и строительства, УП “Институт НИПТИС”, Международный информационный центр новых технологий в строительстве, Белорусский союз лизингодателей.
Открывая деловой форум, Леонид Соколовский сказал, что в Минстройархитектуры есть четкое понимание того, что будущее отрасли — в новых технологиях, в постоянном их развитии. И хотя в течение года отрасль стабильно показывает хорошие результаты и 46% выпускаемого объема стройматериалов востребовано на внешних рынках, обновление основных фондов необходимо, как воздух. Выпуск конкурентоспособной продукции, качество которой должно опережать сегодняшние требования, а номенклатура расширяться, без весомых инвестиций в реконструкцию невозможен. Поэтому руководство отрасли предпринимает энергичные усилия по активизации этих процессов. Так, за последние годы серьезным преобразованиям подверглись почти 40% предприятий. В первую очередь — производители цемента. Благодаря этому сегодня в стране выпускается 3 млн т данного стройматериала: 2 — для внутреннего потребления и 1 млн т отгружается на экспорт. Произошли масштабные перемены в стекольной промышленности. Техническое перевооружение проведено также на предприятиях “Гранит”, “Спецжелезобетон”, “Доломит”, Гомельский горнообогатительный комбинат. Процессы модернизации с использованием технологических линий немецких фирм “Маза Хенке” и “Верхан” активно идут на заводах по производству газосиликатных блоков в Могилеве, Гродно, Сморгони. В целом по отрасли в нынешнем году вложено в развитие более 100 млн долларов США, в 2005-м инвестиции планируется увеличить еще на 15–17%.
Однако предприятия, как прозвучало на семинаре, в последнее время по разным причинам становятся более осторожными при использовании банковских кредитов. И эта ситуация, в числе прочих, инициирует поиск новых источников финансирования. Одним из них, на взгляд участников форума, достаточно простым и доступным, является лизинг.
О том, может ли он стать важным фактором технического переоснащения в отрасли, наш корреспондент беседует с директором Международного информационного центра новых технологий в строительстве Игорем Трофимовым.
— Как известно, лизинг получил распространение на постсоветском пространстве с начала 90-х годов минувшего столетия. Этим инструментом инвестиционной политики не только интересуются все большее количество профессионалов в различных отраслях экономики, но и довольно широко применяют его на практике. Например, российские строительные организации в 2003 г. получили по лизингу оборудования на сумму порядка 330 млн долларов США. Как обстоят дела у нас?
— Строительная отрасль только начинает двигаться в этом направлении. Первые попытки использовать лизинг для решения проблемы технического перевооружения отдельные предприятия стройкомплекса начали предпринимать только в последние годы. Наиболее же активно осваивают лизинг в нашей стране транспортники — авиаторы, железнодорожники, автомобилисты. В развитых странах на долю лизинговых операций приходится 25–30% от общего объема инвестиций, в Беларуси — пока только 4%.
Для того чтобы обновлять оборудование, строительную технику, у предприятий сегодня нет достаточных средств. Ситуация усугубляется тем, что активная часть основных фондов изношена. Отработав несколько десятилетий, они практически полностью исчерпали свой ресурс. Мало того, эти машины и оборудование проектировались в 60–70-е гг. прошлого века и очень энергоемки. Разумеется, продукцию современного качественного уровня с их помощью производить все труднее, товар дорог, так как в нем высок удельный вес энергозатрат, следовательно, и сбыт становится проблематичным. Отсюда невысокая рентабельность. Значит, нужны новые линии, новые технологии. Стоят же они дорого, особенно современные, глубоко компьютеризированные автоматические системы, начиненные сложной электроникой. Более того, чтобы серьезно реконструировать производство, нужно не только машину-другую купить, а произвести проектные работы, проработать сырьевые источники и технологические процессы, смонтировать оборудование. Это очень существенные затраты, но и тот путь, который позволяет получать высокое качество как в производстве материалов и изделий, так и строительных работ.
Что делать предприятию, если свободных денег у него нет и в ближайшее время не предвидится? Можно, конечно, ждать помощи от государства, уповая на “удачное стечение бюджетных обстоятельств”, что, кстати, не всегда хорошо. Потому что отношение к незаработанным средствам соответствующее. Примеров, когда, пользуясь гарантиями правительства, предприятия приобретали новые технологии, но на ожидаемые мощности не выходили, множество. По большому счету, выделяя бесплатные кредиты, государство сильно рискует, а с другой стороны, развращает тем самым людей. Хотя поддержка в том или ином виде, несомненно, нужна.
Другой выход — банковский кредит. Получение его — дело непростое и сопряжено с рядом сложностей. Бесплатных денег, как известно, не бывает. Но суть даже не в этом. В недалеком прошлом, когда темп инфляции был высоким, длительный кредит “загонял” субъект хозяйствования в вечную кабалу. При нынешней относительной стабилизации просить кредит можно. Но кто ж его даст убыточному или балансирующему на грани рентабельности предприятию, которому нечем обеспечить залог и не имеется серьезного поручителя? Сегодня проще и легче получить финансирование под строительство нового завода. Такова, в сущности, общепринятая банковская практика.
— Проблема, как всегда, упирается в финансы. Чем же может быть полезен в таком случае лизинг? Он ведь тоже небесплатен? Что реально может дать предприятиям эта возможность, Игорь Борисович?
— То, что, заплатив не сразу и не полностью за необходимое оборудование, они начнут им пользоваться, получат возможность развиваться и улучшать свое экономическое положение, расплачиваясь постепенно. Это — облегченный режим получения техники, называемый иногда техническим кредитом. На сегодняшний момент, в связи с низким уровнем рентабельности предприятий и недоступностью для многих из них банковских кредитов, это, по-моему, наиболее приемлемый вариант. Другого, собственно, и не остается.
Что такое лизинг? Это специальные формы юридических, экономических и финансовых отношений. В сущности, аренда, называемая иногда финансовой арендой. Экономическое содержание ее в том, что арендодатель осуществляет финансирование хозяйственной деятельности арендатора путем приобретения необходимого для его производственной деятельности имущества и передачи его в пользование для хозяйственной эксплуатации, сохраняя при этом право собственности на него и взимая арендные платежи. Лизинговые отношения рассматриваются как инвестиционная операция. В ней участвуют три субъекта, которые хорошо видны. Во-первых, это лизингополучатель, желающий взять оборудование в аренду. Во-вторых, товаропроизводитель, который оборудование имеет, и торговый посредник, который может его купить и передать в аренду. То есть лизингодатель — специализирующаяся на такого рода сделках компания, занимающая промежуточное положение между тем, кому, условно говоря, машина нужна, и тем, у кого она есть. Подход ее к предприятию не общий, как у банка, а индивидуальный, более конкретный и глубокий, имеющий под собой устойчивую бизнес-основу. Лизинговая компания подстраивается под специфику своих клиентов, анализируя ситуацию и принимая решение на основании расчета.
Риски при этом у нее минимальные. Являясь владельцем арендуемого имущества, она может в любой момент забрать его и отдать другому, если предприятие вдруг не сможет вносить лизинговые платежи. То есть в любом случае, в отличие от банка, лизингодатель внакладе не остается. Как видно, эта схема выгодна для всех заинтересованных сторон.
Существенный эффект финансового лизинга заключается также в том, что при его долгосрочной форме (считается, что первоначальный срок аренды должен составлять до 75% от срока амортизации) возможен выкуп оборудования по остаточной стоимости. Существует еще один вид лизинга — оперативный, при котором не наступает право выкупа. Обычно он длится меньше года.
Немаловажная особенность лизинга лежит в плоскости бухгалтерского учета и экономики. Если вы взяли кредит в банке, допустим, на 100 тыс. долларов, то возврат этого кредита и процентов по нему можете осуществлять только из прибыли. Это тяжелейшее условие. Лизинговые же платежи относятся на себестоимость. То есть производитель, получив технику, осуществляет их из себестоимости, при нем остается прибыль плюс ускоренная амортизация.
На мой взгляд, лизинговыми отношениями можно вполне воспользоваться, и затягивать этот процесс нельзя. Большинство поставок технологического оборудования и строительной техники логично перевести в лизинг даже под административным нажимом. Тем более, что ситуация на западноевропейском рынке нынче этому способствует.
— Поясните, пожалуйста, чем именно?
— Момент благоприятен тем, что в связи с уменьшением объемов нового строительства в западных странах, в частности в Германии, большое количество техники поступает на распродажу. Да и многие западные предприятия, чтобы успешнее функционировать на рынке, оборудование пятилетней давности меняют на новейшее. Поэтому вторичный рынок перенасыщен, выбор большой и техника хорошая. Поверьте мне, 5 лет немецкой эксплуатации равны полугодию использования любой машины в наших условиях. Цены достаточно дешевы, а уровень оборудования намного выше нового российского либо украинского производства. Поставки эти, к тому же, не могут отрицательно сказаться на отечественном поизводителе, так как из всей гаммы строительных машин и механизмов в нашей стране их выпускается 7–10%.
— Почему же, на ваш взгляд, пользуются таким перспективным инструментом инвестиционной политики в отрасли крайне редко? Что этому мешает?
— По всей вероятности, наши предприятия все еще слабо представляют, как им развиваться и выживать в условиях рынка. Очень многое здесь зависит от активной позиции руководителя, его экономической и юридической грамотности. На деле же у нас многие рассрочку платежей или компенсационную сделку рассматривают как лизинг.
Минстройархитектуры в настоящее время активизирует работу по изучению и использованию на практике механизма международного лизинга строительной техники и технологического оборудования. В частности УП “НИПТИС” поручено подготовить методическое пособие, в котором предполагается свести воедино нормативно-правовые документы, регулирующие этот вид экономических отношений, таможенные правила, особенности бухгалтерского учета, оформления сделок с акцентом на строительную специфику. Сборник должен стать рабочим документом для каждого руководителя.
Подчеркну, что не стоит воспринимать лизинг как панацею от всех бед. Но то, что разумное и грамотное использование этого инструмента инвестиционной политики может быть полезным для решения проблемы технологического переоснащения строительной отрасли, уверен.