Вы здесь

Проектировать будущее

Идет строительство. На глазах растет новый дом. Каким он будет в масштабе города, как будет соседствовать со своими собратьями, возведенными ранее, какие эстетические чувства вызывать у нас?

Есть люди, которые организовывают городское пространство, вписывают в него новые дома и микрорайоны, благоустраивают среду, создают масштаб отдельно взятого места и города в целом, наконец, стараются превратить каждый свой дом в произведение искусства. Это архитекторы. Не всегда все получается так, как задумывалось, – и тому есть множество причин, порой от них не зависящих. Именно об этом говорил начальник АКМ-3 УП “Минскпроект” Вячеслав Николаевич Шелковский, к которому мы обратились с просьбой рассказать об архитектуре современного крупнопанельного дома.

– “Нельзя сегодня строить, как вчера, а завтра – как сегодня. Это диалектика развития” – цитата из Вашей статьи в “АиС” № 1 за 2007 год. Это кредо профессионала, Вячеслав Николаевич?

– Несомненно. Жизнь наша идет по возрастающей: то, что ты делал вчера, нельзя делать сегодня, а завтра то, что сегодня, – это уж точно. На этом построена вся эволюция. Изобретенное сегодня кажется высшим пилотажем, чем-то недостижимым, осмысливается, воплощается, внедряется, в процессе эксплуатации находятся недостатки, снова все переосмысливается и принимаются новые решения. Ну как не осмыслить вчерашнее, не внести поправки? Это недопустимо. Мы устареем уже завтра, если будем строить то, что запроектировали вчера. И вообще зайдем в тупик, если не найдем применения тому, что открыто в других областях, – без движения, без поиска, без совершенствования нет прогресса.

Каждое архитектурное произведение должно иметь четкое решение, содержать что-то новое, неожиданное, необычное. И сегодня нам есть чем гордиться. Это и дома с усовершенствованными секциями базовой серии М464–9-У1, в которых впервые применена поквартирная горизонтальная разводка тепловых сетей с возможностью индивидуального регулирования расхода тепла. Шаг несущих поперечных стен увеличен в этом доме до 3,2 м. Это и модернизированная серия М464М-9, в основе которой конструктивная схема с шагом 1,5 м в виде несущих наружных панелей и скрытого безригельного каркаса, объединенных жестким диском перекрытия. Благодаря этому в индустриальном домостроении появилось жилье с возможностью свободной планировки внутреннего пространства квартиры без вмешательства в несущий остов здания. Все они и многие другие являются украшением города. Но вот чем мы будем гордиться завтра?..

– Урбанизируемая среда требует особого к себе отношения и разнообразной трактовки. Человек привязан к тому месту, где он живет, и задача градостроителя, архитектора – предоставить ему массу преимуществ.

– Следует начать с того, что завтра человек должен жить лучше, чем сегодня. Это относится и к городу. Каждый архитектор понимает: запроектированный для Минска дом нельзя делать одинаковым даже по колористическому решению – у города есть свой масштаб.

В арсенале у зодчего множество средств, с помощью которых он достигает гармонии. Создавая архитектурную “оболочку” для выполнения определенной функции, он пользуется параметрами высоты, ширины, физического объема. Каждый физический объем имеет свой масштаб в застройке, и характеризуется он не только этими параметрами. Масштаб задается архитектурным ритмом, деталью, цветом. Большой объем можно сделать без цвета – и его масштаб уменьшится, и наоборот, создать такое цветовое решение для маленького здания, что его объем увеличится. Масштаб жилого дома и застройки в целом в городе Минске – один, в Заславле, например, – совсем иной. Можем ли мы “минское” цветовое решение перенести в Заславль? Конечно же, нет. Там должен быть свой масштаб, в том числе и цветового решения, который впишется в среду этого города. Да, здесь можно поставить 9-этажный дом, но только приведя его к масштабу Заславля.

Так что над созданием среды, чтобы она получилась разнообразной, кое в чем даже элегантной, архитектору надо работать. А если у него “связаны” руки? Какую среду в таком случае получим мы и в чей адрес будет направлена критика? Безусловно, не в адрес чиновников, а в первую очередь разработчиков, архитекторов, инженеров – всех специалистов, которые участвуют в создании дома. Вспомните 1960-е годы и пресловутые “хрущевки”. Что, строителей ругали за них?

– Наши “хрущевки” – продукт эпохи и несут на себе печать ее достоинств и недостатков…

– Да, они вытянули часть страны, вывели из бараков, коммуналок, но создали среду, которая еще в самом начале вызывала противостояние общества. И ведь она живет до сегодняшнего дня. А какова ее востребованность со стороны общества? Можно сказать, нулевая – это жилье считается вторым сортом. Хотя по параметрам это та же квартира, как и в современном доме, но она находится в другой среде. А следовательно, ее эстетические и потребительские свойства нуждаются в коренном преобразовании.

Мы рискуем получить вторую волну, при том что у нас есть возможность “создать гармонию из хаоса”. Если раньше на каждом предприятии индустриального домостроения имелось лишь 3–5 секций, по которым была сделана опалубка, то сегодня опалубочный парк позволяет индивидуализировать фасад каждого дома. Наработано множество вариантов. Можно поставить глухое ограждение балкона 1 м 10 см, а можно и 60 см, что мы уже сделали по всем сериям – т.е. открыли квартиру в пространство. При высоте 1,10 м видно только небо, начинающееся выше 5-го этажа, но не видно среды, в которой живем. При высоте глухого ограждения 60 см в квартиру проникает больше света и солнца, которое обогревает также и фасад – работает “парниковый эффект”. Надо изобретательнее трактовать дома в застройке, а не брать вчерашний дом и “сажать” его, не задумываясь о последствиях.

– “Жилище должно быть центром вселенной для тех людей, которые обитают в нем”. Можно ли эти слова Чарльза У. Мура интерполировать на то жилье, которое проектируете Вы?

– Внутри мы делаем многие вещи. В прошлом году, к примеру, работали над заказом Мингорисполкома по увеличению количества квартир для многодетных семей – первые этажи в жилых домах перевели в 4–5-комнатные квартиры. В первых этажах 9-этажной секции 111-й серии сделали квартиры для инвалидов. Это все возможно. Сегодня в нашем арсенале и поворотные, и угловые секции, т.е. широчайший набор архитектурно-планировочных решений, не говоря о фасаде. Планировочный “ассортимент” только 9-этажных домов 464-й серии порядка 80 вариантов… А нам говорят: хватит составлять дома из этих секций, возьмите вчерашние разработки и стройте.

Когда к нам приезжают гости, мы едем показывать город: смотрите, как у нас хорошо, чего мы достигли. А второй рукой проводим политику, которая все это хоронит. Не надо, дескать, нам ничего, нужен панельный дом как можно быстрее: главное – квадратные метры. Да, их сегодня не хватает. Но мы не метры строим, а город. А это совершенно иное понимание – это уже и честь, и гордость сегодняшнего поколения, его ответственность перед будущим.

В свете того, чем “живет” наша квартира... Практически во всех своих сериях мы внедряем поквартирную систему отопления – работаем над этим последние 2 года. Сделали первые энергоэффективные дома серий М464М и 3А ОПБ с удельным потреблением тепловой энергии не более 60 кВт•чел./м2. Их возведут на Каменной Горке-5 и 4, а Каменная Горка-3 будет полностью застроена такими домами.

С нынешнего года в сериях М464-У1, а в ближайшее время и в М464М будем делать пониженное глухое ограждение и увеличенные площади остекления лоджий. Сегодня это уже осуществлено в 19-этажке серии М111-90 – на Радужной, в Брилевичах, но данные примеры были промежуточными. В Каменной Горке-1 возвели два дома (№ 23 и 21), где эти ограждения уже индустриального производства.

Переходим на остекление лоджий в пластике и алюминии. МАПИД налаживает производство пластиковых конструкций остеклений вместо деревянных – это совершенно иной уровень. Ведь что такое деревянные конструкции? Самостийное остекление, разный рисунок. Застеклили централизованно и единым рисунком. Но ведь деревянные конструкции требуют при эксплуатации периодической окраски. Проходят 3–4 года – и смотришь: все далеко от того, что замысливалось при сдаче дома в эксплуатацию. Сегодня мы используем алюминиевые конструкции, производимые заводом “Алюминтехно”. Их уж вряд ли кто будет перекрашивать. Хотя не исключено…

– Ваши дома “поселились” в микрорайонах Каменная Горка-1, 5, Масюковщина-3, 4, Брилевичи и т.д. Над чем работаете сейчас?

– Мы уже сделали проект 16-этажной “эМки” (М464М) и сейчас разрабатываем к ней изделия, МАПИД готовит оснастку. Такой дом должен появиться в нашей столице, это новый масштаб жилья, который нам диктует даже регламент генплана. С 9-этажным жильем в наших микрорайонах мы уже захлебнулись. 3А ОПБ тоже разработали в 16-этажном варианте, сейчас идет переоборудование завода, ведутся последние испытания – и будем строить.

Не снимается с повестки дня вопрос о появлении в Минске 25-этажного дома 111-й серии. Есть проектные предложения, и такой дом присутствует в программе модернизации МАПИДа. Сегодня включили в производство на Борисовском заводе серию МС50, модернизируется производство под изготовление индустриальных изделий по новой технологии. Это 5–9-этажные и 14–16-этажные жилые дома, которые придут не только в Минск, но и в города-спутники. Используется новая технология изготовления индустриальных изделий – стендовое производство.

Так что наработки, новинки есть. Другое дело, что основной объем жилищных проблем мы закрываем сегодня на сериях, которые возводятся уже десятилетиями.

Самое обидное, конечно, то, что в жилищном строительстве руководящими структурами пропагандируется и поддерживается политика типового строительства, допускающая лишь минимальные корректировки и изменения “исключительно в случаях, когда предусмотренное оборудование, конструкции и изделия сняты с производства, а также в связи с изменениями требований ТНПА”. Такие “рекомендации” очень сдерживают творческий порыв. Типизация осознанна, и в ней есть вариабельность, которая нам крайне необходима. И чтобы ее можно было осуществлять, нужна свежая проектная документация. Сегодня есть и проектировщики, есть возможности у производителя, обществом востребовано разнообразие, вариабельность – типовое нам уже наскучило. А нам говорят: сделали типовой проект – и стройте!

Выполнить данное распоряжение – поставить на карту достаточно серьезную цену. Я не о стоимости проектных работ, а о цене той среды, которую мы можем в результате получить.

Очень хочется добиться какого-то переосмысления в данном вопросе, задуматься: как надо проектировать и строить? По-прежнему? Или все же с учетом ошибок сегодняшнего дня, по-другому? И нацеливаться на решение комплексных задач, а не просто видеть в проектировании голый рубль и квадратный метр.

Вообще, принимая решение, надо в первую очередь думать о своей ответственности. Ведь мы в итоге работаем на человека, на самое необходимое, что дает ему общество. А дает оно, с одной стороны, возможность работать, с другой – достойно жить, иметь комфортную квартиру. И приемлемую среду, в которой он сможет достойно существовать. Так записано в конституции. Потому что семья и кров, крыша над головой – это изначально. Все остальное – вторично…

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...