Борис Эммануилович Школьников — художник большой, ищущий. Все его объекты хорошо узнаваемы. Без излишеств и напластований, столь свойственных современной белорусской архитектуре, они изысканно просты, но за этой простотой скрывается разнообразие стилистических решений, неординарность подходов к выявлению пластики, выразительности. Немало среди работ мастера и офисов, объектов специфических, где существуют свои каноны, правила и требования. Мы решили задать ему несколько вопросов на тему…
— Борис Эммануилович, образ офиса в Вашем понимании — это…
— В моем понимании в задачу архитектуры не входит придумывание образов. Создание архитектурной формы, в том числе внутренней структуры, — процесс осознания и ответов на конкретные обстоятельства.
— За счет чего достигаются такие отличительные черты, как спецификация, узнаваемость, выразительность?
— Прежде всего за счет скрупулезного, тщательного анализа этих конкретных обстоятельств, которые нет смысла перечислять, так как с ними сталкивается каждый архитектор. Узнаваемость и выразительность — это не самоцель. Главное — “…чтобы не было мучительно больно…”
— Офисы, как правило, делятся на классы — А, В, С и т.д. В чем заключается “классность” офиса?
— Как любой проект, строительство офисного здания должно быть успешным, экономически выгодным. В немалой степени решение этой задачи зависит от архитектора. К сожалению, не многие заказчики это понимают. Кроме всех компонентов решения профессиональных задач требуется еще что-то такое, что лежит за пределами кажущейся сегодня “выгодности”.
— Как создается достойный офис? Что включают понятия “типовой” и “идеальный” офис?
— Если рассматривать типологию, то офисное здание, как правило, предназначенное для аренды или продажи, в момент проектирования не имеет конкретного потребителя, он анонимен в своих запросах. И кажется, что слово “типовой” наиболее подходит данному типу зданий. Но это мнение, на мой взгляд, ошибочно. Скорее в нашей работе нам ближе идеализированный образ успеха, который выражается в несущей положительную энергетику архитектуре.
— Ваше административное здание “Лукойл-Беларусь” уже стало хрестоматийным примером достойного объекта. Сейчас Вы работаете над “Александров-пассажем”, который возводится на улице Филимонова в Минске. Расскажите о художественной концепции этого объекта. Что было Вашей основной целью при его проектировании, что задумывалось и что в результате получается? Насколько изменения в ходе строительства влияют на окончательный результат?
— Как часто случается, проектирование здания “Александров-пассаж” не останавливалось с началом строительства. Мы совместно с заказчиком находим различные возможности его совершенствования. Заказчик стремится к получению дополнительных площадей, в нашу задачу при этом входит не испортить архитектуру строящегося здания. В 2000 году “Александров-пассаж” проектировался как 2–3-этажный общественно-торговый центр. С того времени он успел значительно “подрасти”, изменив свое местоположение и этажность. На промежуточном этапе это был 9-этажный корпус, затем 16-, а сейчас уже 19-этажный с 2–3-этажным общественно-торговым центром. Основной композиционный элемент общественно-торгового центра, расположенный параллельно проспекту Независимости, — продольный пассаж. К нему примыкает 3-этажное атриумное пространство, объединяющее торговые этажи центра. На 16–19-м этажах размещаются ресторан, конференц-залы, панорамо-бар. Последним “достижением” является уже построенный панорамный лифт, ведущий на эти этажи. Мы стараемся, чтобы все изменения, вносимые в ходе строительства, шли только на пользу архитектуре здания и, как следствие, приносили дополнительный коммерческий эффект, повышая статус строящегося объекта.
Сегодня на “Александров-пассаже” мастерская разрабатывает дизайн-проект интерьеров основных торгово-общественных помещений центра. Как раз вот здесь возникают самые большие проблемы. Задуманный как единый комплекс, центр предназначен для большого количества арендаторов. Их разнообразные собственные представления о дизайне и рекламе не всегда укладываются в стилевую авторскую концепцию. К сожалению, должен сказать, что им на помощь приходят наши коллеги, рисуя то, что им говорят. Предлагаю подумать о профессиональной этике.
— Приходится ли Вам идти на компромиссы, отказываясь от собственных идей?
— По поводу компромиссов… Многие знают Юрия Пантелеймоновича Григорьева. Так вот, он, будучи главным архитектором города Минска, мне, начинающему архитектору, согласовывающему у него некий проект, сказал: “Ни при каких обстоятельствах, никогда и никому ты не сможешь объяснить и оправдаться, что кто-то или что-то помешали тебе сделать хорошую архитектуру”. Обстоятельства уходят, а архитектура остается, и иногда немым укором.
— Какие отличительные, “фирменные” признаки Вашего архитектурного почерка присутствуют в последнем объекте?
— Каждый объект — это все заново. Конечно, что-то незаметно для тебя “переползает” из одного объекта в другой. Не хотелось бы, чтобы это называлось фирменными признаками. Недавно услышал о еще недостроенном “Александров-пассаже”: “легкая архитектура”. Мне это понравилось.