Если в жилых помещениях все активнее используются различные средства художественной выразительности архитектуры, то в офисах, как правило, наблюдается безликость, сухость, отсутствие духовного и эмоционального наполнения и даже минимальной индивидуальности. Хотя существует эффективное средство для достижения художественной выразительности и создания уникальности — монументальная и монументально-декоративная живопись1. Она уместна в релаксационных зонах офисных помещений (вестибюлях, кафе), в кабинетах для переговоров и встречи клиентов. Ее произведение может изначально задавать определенное настроение, дружескую, располагающую к открытой беседе обстановку или строгую деловую атмосферу, а также снимать напряжение и др.
Можно задействовать этот вид живописи в коридорах для направления потоков людей, ухода от глухих торцов. Тактичное ее применение позволяет целенаправленно преобразить, эмоционально окрасить и рабочие кабинеты. Здесь задачей специалистов становится создание контролируемой архитектурной среды, в которой заранее определен характер ее визуального воздействия.
Монументалист в содружестве с архитектором имеет огромные возможности:
— подчеркнуть и раскрыть род деятельности организации (тематическим произведением либо использованием в работе материалов, производимых, продаваемых организацией);
— сделать облик организации легко узнаваемым и запоминающимся, т.е. “фирменным”;
— раскрыть духовную составляющую и достойный эстетический уровень (вкус) руководства или владельца учреждения;
— выявить достоинства архитектуры либо скрыть ее недостатки (например, “расширить” помещение), скорректировать температурные ощущения (используя теплые или холодные цвета), наполнить темное помещение светом, создать акценты в монотонной архитектурной композиции и др.;
— выказать материальное благосостояние учреждения благодаря уникальному художественному решению, причем даже относительно дешевыми, но выразительными средствами и техникой.
Все это достигается благодаря тому, что монументальная живопись — это не временное искусство. Фрески, мозаики сохраняются в веках, и это обстоятельство указывает на солидность учреждения, его устойчивость и нацеленность на будущее, что на уровне подсознания важно как для клиентов, так и для сотрудников. Лучшую рекламу для фирмы трудно и придумать.
Преобразованные таким образом офисы уводят из монотонно-однообразной урбанизированной и техногенной среды. Более того, они изменяют ее, выходя на внешние поверхности сооружений, привлекая эффектную световую поддержку. Поэтому пошедшие на это фирмы служат и городам, их художественной выразительности, сомасштабности человеку, его эстетическому обогащению. Ведь синтетические подделки уже дают обратный эффект. Особенно с усилением внимания к экологической проблематике.
С другой стороны, можно понять и хозяев офисов, так как оригинальные художественные произведения и стоят соответственно.
С точки зрения природности, быстроты исполнения и дешевизны материала особый интерес представляет техника сграффито (наслаивание слоев штукатурки, подкрашенных пигментами в различные цвета с последующим проскребанием верхних слоев). Ограниченная палитра из естественных цветов, характерная для этой техники, придает оттенок строгости и лаконичности. К тому же мастерски примененная техника гармонизирует живописное и архитектурное произведения.
В особых случаях целесообразно использовать витраж. В частности, чтобы смягчить яркий солнечный свет (матовыми светлыми стеклами), скрыть неприглядный вид из окна, оградиться от внешнего мира и др. Витраж может оживить помещение, “залив” его разноцветным светом и непрерывно взаимодействуя со всем пространством интерьера. Произведения, выполненные в этой технике, эффективно работают и на экстерьер здания.
В помещении, лишенном естественного света, витраж с искусственной подсветкой может использоваться как дополнительный источник освещения. Витражные перегородки, стены также могут служить средством конструктивной организации интерьерного пространства. В этой связи особенно интересен литой витраж. В гуще его стекла с богатой фактурой свойства цвета усиливаются — он кажется еще более активным, ярким. Такое произведение вполне может “работать” и как скульптурное, рельефное. При этом массивность и глубина литого витража в сочетании с иллюзорностью, прозрачностью и легкостью придает ему особую монументальность. Однако для офисных помещений он выгоден еще и тем, что интересен и выразителен на максимально близкой дистанции, демонстрируя загадочные и притягательные эффекты отражения, искрящую игру света в толще плавленого стекла.
Старинная техника мозаики выделяется устойчивостью к температурным перепадам и влажности. Мозаика из смальты обладает уникальным оптическим эффектом: при отходе цветные крапинки сливаются в один сложный цвет, а при приближении вновь рассыпаются многоцветьем. Плюс дополнительная игра цвета и света на сколах смальты. Мозаичным произведениям и соответственно архитектурной среде с их участием свойственны и благородная простота, и изысканная роскошь (за счет ассоциаций с древними дворцами).
Заслуживают внимания и мозаики из натурального камня. “Достаточно положить несколько камней вместе, чтобы сразу почувствовать, что они начинают взаимодействовать величиной, формой, цветом”2. В подсознании людей природный “доисторический” камень наделяется сакральностью и почитанием как носитель естественной красоты. “Простой” камень привносит и национальный колорит. Наконец, привлекательна его приемлемая стоимость.
Энкаустика (в пчелиный воск подмешивается пигмент и добавляется канифоль, состав разогревается, и художник пишет, по существу, расплавленным подкрашенным воском), пожалуй, наиболее романтичная техника монументальной живописи, она способна создать лирическое, поэтическое настроение. Цветные слои и подтеки просвечиваются, образуя сложную фактуру. Кроме этого, привлекательна и долговечность, устойчивость энкаустики к влажной среде.
Однако наибольшее количество сложных задач можно решить с помощью росписи. Например, скорректировать архитектуру, используя иллюзорные изображения, разрушающие, трансформирующие физические габариты и очертания ограждений. То есть можно достаточно легко и разнообразно разрешить проблему небольших помещений или отсутствия окон. А также остроумно обогатить стены изображениями “ложных” архитектурных элементов и предметов интерьера.
Существуют и другие интересные техники монументальной живописи, с помощью которых любой типовой офис имеет шанс стать уникальным. Это и роспись по керамической плитке, привносящая в среду трепетную утонченность. Это, наконец, и гобелен, исстари создающий теплоту, уют, душевность и в то же время парадность и торжественность, чего так не хватает многим современным и претендующим на популярность и неповторимость офисам.
Остается сказать, что в наше время помимо совершенствования традиционных появляются новые интересные материалы, дополняющие возможности синтеза искусств и подвигающие заказчиков и художников создать из, казалось бы, предельно консервативных и сугубо “производственных” офисов в меру яркие, выразительные и уникальные места для продуктивной деятельности.