Вы здесь

Спасо-Преображенская церковь в Полоцке. концепция реставрации

Версия для печати

УДК 726.71(476) (091)

В статье сравниваются концепции реставрации Спасо-Преображенской церкви в Полоцке. Одна из них направлена на сохранение памятника в существующем виде, другая - на восстановление облика храма который он имел в XII в. Способ показа элементов архитектуры влияет на критерии системы ценностей, которые приобретет объект после реставрации.

Введение

Особенность научной реставрации заключается в том, что исследование памятника продолжается и после утверждения проекта реставрации, и в процессе производства восстанови­тельных работ. Более того, новые данные могут изменить перво­начальную программу реставрации. В настоящее время ведутся консервационно-восстановительные работы на уникальном объ­екте - Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского монастыря в г. Полоцке. После проведения комплекса работ по консервации фресок XII в. и натурных исследований сезона 2012 г. открылись новые уникальные фрагменты храма.

Это во многом повлияло на изменение концепции ре­ставрации архитектурного облика выдающегося памятника, разработанной и утвержденной в 2007 г. Такая концепция за­висит от многих факторов, в первую очередь, архитектурно­ценностных. Изменение концепции реставрации нашло свое отражение и в отношении к постаменту, решенному в виде «кокошников». Именно этот элемент, выделяющий Спасо- Преображенскую церковь из ряда храмов XII в., является важ­нейшей составляющей системы ценностей всего памятника.

Общая часть

Гармоничность и цельность архитектурного облика храма продиктована каскадом завершений закомар, выполненных в форме трехчастных арок с пламеневидным завершением. Эта конструкция давно привлекала внимание ученых. Начиная с материалов академика А.М. Павлинова, командированного в мае 1892 г. Императорским Московским Археологическим обществом в Витебскую губернию для обследования и «опи­сания в научном отношении старинных храмов, церквей, монастырей» [1] до сегодняшнего дня продолжаются опыты графической реконструкции, выдвигаются теории целесоо­бразности «кокошников».

Многочисленные исследования памятника до 2000 г. ос­новывались на неточных обмерах. Обмеры и опыты графи­ческой реконструкции В.В. Ракицкого позволили уточнить и приблизиться к пониманию идеи древнего зодчего. Обычно ученые, работавшие с материалами исследований, восприни­мали план, не как логический компонент всей конструктивной системы, а как «рисунок протяженности пола» [2]. При таком подходе в самом начале проведения анализа совершается мето­дическая ошибка. Если формально спроецировать план храма на отметке «+9.500», на план на уровне пола, можно подумать, что постамент с «кокошниками» нависает на сводах. Отсюда и проблема конструктивного обоснования этого элемента [3]. Таким же образом воспринимали эру конструкцию и древние зодчие. Теснота боковых нефов воспринималась как конструк­тивная необходимость, и, начиная с кон. XII в., в Смоленске, Пскове, Новгороде, Москве предпринимаются попытки усо­вершенствовать композицию полоцкого храма. Обычно при этом увеличивали ширину боковых нефов и пространств, при­мыкающих к подкупольным столпам по продольной оси. В ре­зультате происходило обрушение сводов. Это было следствием того, что зодчие воспроизводили «кокошники» только как де­коративный элемент без понимания их конструктивной связи с опорами. Впоследствии декоративные кокошники буквально «приклеивались» к цилиндрическим поверхностям барабанов.

Секрет конструктивной стабильности Спасо-Преобра- женского храма с «кокошниками» станет понятен, если про­анализировать продольный и поперечный разрезы. Опустив перпендикуляр с выступа «кокошников» на пол, легко уви­деть, что сами подкупольные колоны наклонены, и нагрузка постамента приходится на их верхнюю плоскость. Именно такое простое и логичное конструктивное решение позволи­ло создать башеннообразное величественное сооружение. На­клоны подкупольных столпов не ощущаются, если смотреть на своды снизу. Формально каждый глядящий воспринимает их как вертикальные.

Концепции реставрации. В соответствии с «Венециан­ской хартией»

(Международная хартия по консервации и рестав­рации памятников и достопримечательных мест, ст. 11) целостная реставрация может быть использована в исключи­тельных случаях. Стилистическое единство не должно быть конечной целью реставрационных работ. В 2007 г. была разра­ботана программа реставрации архитектурного облика Спасо- Преображенской церкви в г. Полоцке [4]. Во многом она была связана с характером реставрационных работ в интерьере: пред­полагалось не только восстанавливать аутентичные фрески XII в., но и консервировать фрагменты росписей XIX в. При реали­зации этого решении сложилась бы интереснейшая экспозиция запечатленной истории развития декоративной программы памятника. Было бы хорошо видно, как менялась стилистика росписей, а вследствие этого и богословская программа. Особен­но эффектно выглядели бы многократно переписанные фигуры святых, притом, что все росписи хорошо сохранились.

На глубине около 40 см относительно существующего деревянного пола находится плиточный пол. Характерно, что материал покрытия пола в храме соответствует покрытию в притворе, причем, уровень пола притвора выведен на уровень современного дощатого пола храма. Предлагается создание возможности экспозиции всего участка стенной живописи, находящегося под полом. Предполагается также устройство плиточного покрытия пола в соответствии с разработанным и утвержденным проектом реставрации.

В свою очередь, раскрытие и экспозиция росписей стен под полом вызывает необходимость понижения общего уров­ня пола (и в храме и в притворе) и соответственно понижение уровня крыльца и прилегающей территории с соответствую­щими мероприятиями по гидроизоляции.

В настоящее время западная стена имеет наружную до- кладку XIX в., которая является историко-стилистическим эле­ментом храма. В соответствии с необходимостью сохранения цельности восприятия памятника архитектуры XII-XIX вв. и стилистических наслоений внедрение в структуру докладки допускалось только в виде экспозиционных зондажей. Есть возможность раскрыть аутентичный портал (или его фрагмен­ты) в притворе. Для этого необходимо разработать инженерные мероприятия по фиксации «нависающей» кладки.

В соответствии с мероприятиями по расчистке фресок предлагалось: разобрать конструкции крипты; провести инженерное обследование подземной части аутентичных конструкций (с обязательными археологическими исследо­ваниями); провести укрепление аутентичных конструкций; провести комплекс мероприятий по гидроизоляции конструк­ций; засыпать подземную часть церкви для устройства пола на первоначальной его отметке.

В соответствии с установлением отметки пола провести понижение уровня земли на территории, прилегающей к церк­ви (с обязательными археологическими исследованиями).

После этого предполагалась: закладка аркосолия снаружи северной стены; раскрытие аркосолиев в северной и южной стенах нартекса; инженерное укрепление конструкций арко- солиев в северной и южной стенах храма; реставрация роспи­сей аркосолиев нартекса.

Архитектурно-реставрационная концепция предполагала устройство на фасадах храма обширных экспозиционных зон- дажных раскрытий кладки и штукатурки XII в. В соответствии с этой концепцией не нарушался архитектурный облик перестро­енного, а точнее, достроенного храма. Важным составляющим данной программы было обеспечение доступа на чердак для обзора своеобразного постамента - «кокошников» XII в. Конеч­но, доступ на чердак был бы довольно ограничен, но при этом возникала бы уникальная возможность для зрителя вблизи, т.е. непосредственно с точки восприятия древнего зодчего видеть конструкции, которые обычно видны только с земли. При раз­работке этой программы учитывалось и то, что в республике нет ни специалистов, ни опыта реставрации конструкций XII в.

Анализ возможности консервации масляной живописи при­вел к выводу, что химические компоненты, которые будут при этом использоваться, разрушат нижележащий слой древней фрески. Поэтому было решено полностью снимать и переводить фрагменты поздней живописи на новую основу с последующей их экспозицией в специально оборудованных помещениях. В процессе расчистки и консервации фресок было обнаружено, что отсутствие воздушных связей и тяжесть конструкций XIX в. вызвали множество трещин в стенах. Возникла необходимость выявить характер деструкции кладки снаружи. Однако, теперь сформировалось и явное противоречие между полностью рас­крытым интерьером XII в. и внешним обликом храма XIX в. Была поставлена под сомнение и историко-архитектурная цен­ность поздних конструкций, тем более, что авторский замы­сел архитектора Лукина не был реализован, а постамент под колокольню в западной части завершения храма стал вредным грузом. Именно он и вызвал деструкцию стен. Раскрытие рас­писанных аркосолиев в интерьере, а также арочных ниш снару­жи значительно снизили конструктивную стабильность соору­жения, что настоятельно требует разгрузки его в верхней части.

В соответствии с вновь разработанной программой (ГАП Бубновский Д.С.) раскрытие архитектурной пластики памят­ника и реставрационные работы должны проводиться одновре­менно. С этой целью весь объект помещается в своеобразный футляр, исключающий неблагоприятное воздействие внешней среды, и в комфортных производственных условиях сверху вниз производится расчистка, укрепление, а при необходимо­сти и фрагментарная реставрация элементов. На заключитель­ном этапе необходимо понизить уровень земли около памятни­ка, провести необходимые мероприятия по гидроизоляции.

Ценность памятника архитектуры после реставрации и критерии

Очень важно представлять, каким будет памятник после реставрации. Архитектурно-реставрационная концепция пред­полагает прогноз обретения памятником нескольких обосно­ванных уровней ценности. В случае со Спасо-Преображенской церковью можно предположить следующую систему ценностей:

а)  Историческая ценность. Критерии:

  • причастность здания к историческому событию, лич­ности (прп. Евфросиния, игумения Полоцкая);
  • историческая достоверность, правдивость, предпо­лагающая подтвержденные документально сведения об исторических событиях в исторически подлинном архитектурном памятнике (связь возведения купола с «житием» прп. Евфросинии, пребывание на территории монастыря и перестройка храма иезуитами);
  • связь места, где расположено архитектурное сооруже­ние, с историческим событием, архитектурным окруже­нием на момент памятного исторического действия (На момент закладки монастыря здесь существовал храм- усыпальница полоцких епископов (В наст. время сохрани­лись фундаменты, подлежащие раскрытию и экспозиции);
  • историческая значимость арх. элементов (Причаст­ность восстанавливаемых и раскрываемых архитектур­но-пластических элементов к чертам и особенностям архитектурных стилей или архитектурных историче­ских периодов будет совершенно очевидна).

б)  Градостроительная ценность. Критерии:

  • исторически ценная планировочная схема (сложив­шийся веками ансамбль);
  • сомасштабные пропорциональные архитектурно-про­странственные композиции в системе архитектурного ансамбля;
  • значение древнего сооружения в сохранении истори­чески сложившейся среды;
  • силуэт, панорама города, масштабные сочетания раз­ностилевых и разновременных строений (колокольня, жилые корпуса, Крестовоздвиженская и Свято-Евфро- синиевская церкви);

в)  Архитектурно-эстетическая ценность. Критерии:

  • период строительства;
  • принадлежность к стилевой архитектурной эпохе, стилю (СпасоПреображенская церковь является сегод­ня единственным представителем уникальной полоц­кой школы зодчества);
  • место и значимость в мировой и отечественной архи­тектуре (Уникальность и значимость полоцкой школы зодчества вследствие ее влияния на смоленскую, псков­скую и др.строительные традиции, в настоящее время становятся все более очевидными);
  • особые архитектурно-строительные конструкции;
  • особые архитектурно-художественные элементы («Бровки» над окнами, меандр из плинфы, ниши с ро­списями на фасадах).

г) Эмоционально-художественная ценность. Критерии:

  • эмоциональное воздействие объекта древней архитек­туры на человека;
  • декоративные (пластические) средства художественно­го воздействия (обрамления окон, ниши и т.д.);
  • полихромное решение объекта (кладка со скрытым рядом, тонированная штукатурка, графические ак­центы на архитектурных элементах. Восстановление первоначального красочного решения фасадов в целом и отдельных его деталей является необходимым усло­вием научной реставрации здания);

д) Научно-реставрационная ценность. Критерии:

  • система наслоений архитектурных форм (При том, что храм обретет вид, который он имел в XII в., отдельные фрагменты восстановить невозможно. Поэтому на фаса­дах памятника неизбежно наличие элементов XIX в.);
  • изменение первоначального вида памятника (предпо­лагается небольшая экспозиция на территории мона­стыря);
  • реставрационные периоды на памятнике (характерная для Полоцка кладка плинфы со скрытым рядом, восста­новленная окрашенная штукатурка, поздние закладки будут экспонироваться);
  • значимость, ценность и отрицательность проведен­ных реставраций.

е) Функциональная ценность. Критерии:

  • первоначально заданные функции здания. Большое внимание при этом уделено режиму эксплуатации (Не­обходимо полностью исключить загрязнение раскрытых фресок в ходе проведения литургий, т.к. многие из уни­кальных памятников древней живописи в России уже требуют проведения повторной расчистки);
  • возможность выполнения зданием современных функций;
  • памятник как объект назначения под различные функциональные цели (историко-образовательная, ту­ристическая и др.);
  • памятник как собственно объект показа (экспонат).
Заключение

Реставрация Спасо-Преображенского храма на тот ар­хитектурный облик, который он имел в XII в. создаст образ храма, в полной мере выражающий и богословскую и архи­тектурно-композиционную программу древнего памятника. Единство формы и содержания - вот тот принцип который закладывается в основу концепции реставрации. Храм в пол­ной мере будут отвечать современным критериям ценностей. Исторический ландшафт монастыря станет разнообразнее. Появится зримый акцент, центр всей композиции - восста­новленная Спасо-Преображенская церковь.

The church of Transfiguration of Savoir in Spaso-Eufrosinievski monastery is an outstanding example of Polotsk school of architecture. Well-defined planning structure, existing in significant for Polotsk church, was the base for development architectural school at that time. There are two conceptions of restoration.

Литература

1. НИАБ. Ф.1430, оп.1, д. 40978. л. 3.

2. Комеч, А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII вв. /А.И. Комеч. -М. : Наука, 318 с.: ил.

3. Спегальский, Ю.П. Каменное зодчество Пскова /Ю.П. Спе- гальский. - Л. : Стройиздат, Лен. Отд, 1976. - 120 с.: ил.

4. Лаврецкий, ГА. Архитектурный анализ Спасо-Преобра- женской церкви. Историческая записка. Том 2. - Витебск КУНПП «Витебскпроектреставрация», 2006 г. - 56 с.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 740
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: 15 765
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 9 991
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...