Вы здесь

Древнейшая Стена-путница: Русский след

Китайский альбом. Эпизод 1
Китайский альбом. Эпизод 2

Мудрые китайцы утверждают, что история Великой стены – половина истории Китая и чтобы проникнуться духом Поднебесной, нужно обязательно совершить восхождение по 2000 ступеням в местечке Цзюйюнгуань. Почитай, по одной ступеньке на каждый год Стены существования. И так прочувствовать, принять ее  как уникальный след общечеловеческой культуры. Хотя на ней обнаруживаются и персональные людские следы, и следы инокитайских культур.

ДРЕВНЕЙШАЯ СТЕНА-ПУТНИЦА: РУССКИЙ СЛЕД 

За воротами Холода
Властвует грозный дракон…
…Только северный ветер
Свистит, свирепея в ночи.
Только снежная вьюга
Бушует недели подряд,
И громадные хлопья
На древнюю башню летят.

Ли Бо
китайский поэт VIII в.

 

Историю, как известно, пишут победители. Однако победители на полях брани и политических ристалищ, но отнюдь не на культурном поле. В нем нет окопов, где можно спрятаться правде навсегда…

Похоже, грядут и уточнения в родословной Стены. Так, распространяется версия, что она искони – задумка и детище отнюдь не китайцев, но гораздо более древней цивилизации, которая зачала первый участок Стены еще за двести лет до ее официального творца Цинь Ши Хуанди. А наиболее поздние и боеспособные ее фрагменты, построенные в 1366 – 1644 гг. – дело якобы русских поселенцев на Амуре и в Северном Китае для защиты от китайцев. И только экспансии их новой династии на север Стена заключили ее внутрь территории Китая.

При этом указывается на ее бойницы, что смотрят на юг – то есть на китайцев.

И на древние географические карты.

И на архитектуру башен, что словно срисованных с башен древнерусских городищ-кремлей.

 

Сюда можно добавить и безупречную в своей аллегорической правдивости народную молву, былины-предания, где русские богатыри-молодцы противостоят нападкам многоголового и, кажется, неистребимого Змея Горыныча, первого профессионального пиротехника и древнейшего «огнемета», изобретшего таинственный порох за далекими  горами. Почему многоглавого? Думаю,  и это объяснять не надо. И сегодня провинциальный китайский город – это несколько миллионов жителей.

 

Примечание.  Змей Горыныч - в русских былинах и сказках представитель злого начала, многоголовый дракон. В  самом имени его заложено и  «гореть» и «гора». Словом, огонь с гор или гора огня… Справиться с ним доводится разве что Добрыне, добру молодцу, который и сразил незваного злыдня. А тот вослед предложил мирный договор заключить, написать «велики записи немалые» - не съезжаться более в чистом поле и не устраивать кровопролития. Однако, возвращаясь к себе и пролетая над Киевом, Змей Горыныч нарушает «записи»…

Короче, смотришь на изображение их Дракона и «нашего» Горыныча - близнецы-братья.

Более того дальние ристалища и нашими пращурами, и китайцами воспринимались как поход на злобного Дракона. Пусть для одних он притаился  за горными вершинами,  для других – за «воротами Холода», это историческое обстоятельство не могло не оставить схожий след в душах, в образах и переживаниях.

…Я тоскую о муже,
Воюющем в диком краю,

………………………

Жив ли мой господин
Далеко - за Великой стеной.
Взял он меч, чтоб дракона…
Ли Бо

…Ясно - посечь.

Чем не прославленный в веках «плач Ярославны», что с такой же тревогой–печалью ждала князя Игоря из дальнего ратного похода?!..

Или еще один из таких мотивов, раскрывающий духовное родство, которое не выкажешь формальными обмерами и взвешиваниями…

Вполне можно переиначить знаковое изречение насчет того, что Время боится только Пирамид, и сказать, что оно уважает также и Стену. А раз уважает, значит и побаивается Пространства. Ибо оно, словно ненасытный дракон, поглощает все кроме Стены.

 

Так, где пронизывая, а где просачиваясь сквозь дальние дали, Стена становилась путеводной и демаркационной линией между двумя мирами-культурами, преисполненными духом простора-свободы и проникновения в манящую даль дальнюю, несусветную. 

Примечание.  Караваны, что образовывали Великий шелковый путь, были не сугубо коммерческим предприятием, а скорее символическим и живым продолжением этого проникновения. Все, что было в тогдашней (да, собственно, и современной Европе) у них самих было в достатке. Но они рубили «окно»  в Европу, в то время как русские - в Сибирь и Америку, дойдя и обосновавшись на  Аляске и в Калифорнии.

 Как здесь не родиться парадоксальному проявлению народного духа: где покорное раболепство согласуется с неудержимым свободолюбием, восточный деспотизм с жаждой справедливости, государственная азиатчина с высокой народной культура, жизненная мудрость с  необъяснимой иррациональностью, гостеприимная открытость и погружение в самое себя.

Пытали однажды:
мол, что за нужда –
в нефритовых скалах
гнездо себе вью?
В ответ улыбнулся
и  промолчал,
А сердце запело:
свободу люблю…
Ли Бо 

И эта, столь трепетная совместимость преисполняет Стену-путницу неизъяснимой печалью, сродни приснопамятной тоске-кручине, испытывающей русскую душу, разволнованной и «ушибленной» великим Простором, в бескрайности которого притаился-таки заповедный и вожделенный край, загодя очаровывающий странника.

Он повергает странника
В печаль,
И кто ее поймет, и кто ее измерит,
Когда с горы
Он долго смотрит вдаль?
Ли Бо 

…Архаичная Стена-«полукровка», а может, «двукровка», не комплексует своей этнической принадлежностью. Продолжает плодить старина новое поколение, одолевающее грандиозные расстояния и просторы. Правда, уже заряженное новым, динамичным духом, коим вдохновляется и вся страна.

Это - великолепные совсем еще молодые, но добротные, в прабабушку, автомагистрали, взметнувшиеся стреловидными стенами под самое небо современной Поднебесной.  Рядом с ними, кажется, неудержимо мчатся стены жизнеутверждающих новостроек.

 

А вот по ажурным стенам эстакад следуют металлические не огнедышащие, как и их пращур, внешне вовсе неяркие, не кичливые, но знающие себе цену «драконишки». В их комфортной утробе даже и не ощущаешь, что фактически летишь, не отрываясь от земли. И только бортовые приборы подмигивают на нынешние китайские критерии странничества.

 

И какой китаец, скажем теперь, не полюбит быстрой езды.

Породить такое, да еще в столь короткие сроки!.. Стена, что говорится, отдыхает!

Она, странная странница действительно, по сути, отдыхает от бучей жизни, будучи вполне удовлетворенной своим новейшим потомством. Ведь  оно, столь же многоликое искони призвано не на воинскую службу, а на мирное единение людского Простора.

 

Р.S. С удовлетворением она наблюдала, как рухнула Берлинская стена: время разбрасывать камни противостояния и вражды. Но не то, что принять, но просто понять не может нынешнее скороспелое возведение в чистом русском поле стены-застенков, что буйные добрыни с окраинных  южных степей городят от сродственных веками добрых молодцов с холодного севера.

Жуткое зрелище, след которого еще не скоро заживет на полях памяти и останется рубцом на душе, как траншеей, длиннющей могилой,

 

…И с этого поля сраженья никто
Домой не вернулся живым.
И воины мрачно глядят за рубеж –
Возврата на родину ждут…
Ли Бо 

Что это реликтовый властный рык грозного дракона, то бишь доморощенного общерусского Змея-Горыныча, или ненасытная дурь человеческая?

Неужто это русский дух?
Неужели так Русью нынче  пахнет?..

Умом такое не понять, но и верить не хочется. Сели бы лучше за «велики записи немалые», дабы потом запустить друг к другу с миром и добром скоробеглого «драконишку» и иже с ним…

Словом, хочется воистину недраконовского, свободного, возвышенного, гармоничного, красивого, благородно поэтичного.

Значит… 

(Продолжение следует)

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
«... высшее мастерство эзотерики в архитектуре, когда созданное человеческими руками становится безболезненным продолжением природно-...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
 Вехи жизни и творчества Родился в Минске 1 мая 1932 г. Окончил архитектурное отделение Белорусского политехнического института в 1959 г....