Вы здесь

Улучшить и сохранить…

Уже в самом названии объекта – “Реконструкция и реставрация памятника архитектуры здания Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь” – отражена вся многогранность и сложность задачи, стоявшей перед специалистами, задействованными в работе: не только реконструкция, но и реставрация. А это совсем иная мера ответственности – и перед творческим коллективом одного из ведущих белорусских театров, и перед зрителями, которые придут на спектакли. Перед историей, к которой мы прикоснулись, и перед будущим…

Реконструкция (от ре… и лат. сonstructio – построение) – 1) коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования; 2) восстановление первоначального вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам (БЭС).

Реставрация (от позднелатинского restauratio – восстановление) – восстановление чего-либо в первоначальном или близком к первоначальному виде.

Что под собой подразумевала реконструкция? Прежде всего устранение тех причин, по которым дальнейшая эксплуатация здания становилась невозможной. Семьдесят непрос-
тых лет существования оставили свой отпечаток – сооружение уже не соответствовало основным нормам безопасности, в первую очередь пожарной. В административно-артистическом блоке были деревянные перекрытия, потолок осыпался, под ним подвешивали сетку. Стропила шатровой кровли, возведенной в 1950-е гг., – тоже деревянные, к тому же не пропитанные огнезащитным составом.

Анализ деревянных элементов здания указывал на то, что их несущая способность нарушена, а дальнейшая эксплуатация – опасна. Дошло до того, что во время спектаклей в театре дежурила пожарная команда. Словом, ситуация стала критической и наспела необходимость обновления всех внутренних коммуникаций.

Кроме того, театру остро не хватало репетиционных помещений, подготовка спектаклей велась в крайне стесненных условиях – требовалась перепланировка служебных помещений.

Реконструкция в отличие от нового строительства очень тесно связана с ранее сложившейся структурой и заключается не только в исправлении негативных влияний времени и человеческой деятельности, но и в модернизации и преобразовании сооружения в соответствии с актуальными требованиями настоящего. “Улучшить и сохранить” – вооружившись таким девизом, мы приступили к проектированию.

Всеобъемлющая задача, стоявшая перед нами, требовала скрупулезной и внимательной работы на всех этапах: от предварительных научных изысканий до проработки художественно-архитектурных и технических решений и контроля за их воплощением. В этом проекте не было незначительных деталей и мелочей. Вплоть до подбора предметов мебели, вариантов обивки стульев, выбора отделочных материалов – все оказывалось важным, так как участвовало в создании цельного образа.

В реставрации главным является сохранение материальных и духовных ценностей, заложенных в каждом конкретном памятнике, которые в свою очередь становятся основой и базой для дальнейшего существования этого наследия.

Что предполагала реставрация нашего памятника архитектуры – здания Большого театра оперы и балета в Минске? Прежде всего приведение его в соответствие с замыслом и первоначальным образом, заложенным Иосифом Лангбардом.

Необходимые научные изыскания и исследования проводились ПРУП “Проектреставрация” и научным руководителем Л.В. Ивановой. Шатровая кровля, появившаяся в 1950-е гг., была вынужденным явлением. Конструктивно она не решала вопросы водоотлива, а с точки зрения художественного образа не соответствовала духу конструктивизма, так что естественным решением было вернуться к первоисточнику, заменив ее на плоскую.

Изучая архивные материалы, проектировщики уделили пристальное внимание эскизам Лангбарда со скульптурными изображениями на фасаде театра. В ходе творческих поисков и обсуждений, регулярно проводившихся в Министерстве культуры, на монументально-художественных советах высказывались различные точки зрения. В результате коллегиально с коллективом театра и специалистами было принято решение украсить фасад бронзовыми скульптурами – как продолжение театральной темы. Министерством культуры был проведен конкурс, победителями его стали Г. Буралкин, А. Финский и М. Шкробот, которые выполнили скульптурные композиции, получившие высокую оценку монументально-художественного совета.

И теперь зрителей встречают Мельпомена и Полигимния, Терпсихора и Каллиопа на фасаде, а над входным портиком – Аполлон и прославляющие его вестницы.

Какие перемены произошли внутри здания? В результате устройства новых перекрытий стало задействованным пространство в верхней части сооружения, так называемый барабан. Туда переместились живописная мастерская, складские и технические помещения.

Торжественное открытие обновленного Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь состоялось 8 марта 2009 г. Реконструкция и реставрация были проведены в рекордно короткие сроки – три года вместо предусмотренных нормами пяти. На церемонии открытия Глава государства особо отметил самоотверженный труд проектировщиков, строителей и поблагодарил всех, кто принимал участие в восстановлении театра, оценив их вклад в создание “символа суверенитета нашей страны” как “выдающееся трудовое свершение”. Возрожденный театр стал подарком всем почитателям великого искусства.

У коллектива появился большой репетиционный балетный зал. Здесь же предусмотрены места для оркестра и хора, игровая площадка 15x16 м. Уникальность этой сцены в том, что по размерам она дублирует основную площадку, а главное – дает возможность не прерывать репетиционный процесс. К тому же акустика – одна из главных составляющих успешного “диалога” актера со зрителем – по всем параметрам не уступает акустике основной сцены.

Обновлены и помещения, не видные зрителю, но необходимые для работы творческого коллектива и обслуживания. Продуманы интерьеры вспомогательных помещений, репетиционных залов, кабинетов руководства театра, артистических гримерных, бара, кафе. В холле и коридорах административно-артистического блока – пол с индивидуальным рисунком.

Акустические расчеты зрительного зала проводились РУП “Институт БелНИИС”,
и мы при проектировании учитывали их основные рекомендации. Но поскольку не было возможности изменить геометрию зала, что-либо конструкционно преобразовать, то для оптимального резонирования звука пришлось максимум внимания уделить обивочным и отделочным материалам. Оркестровая яма обита деревом и играет роль своеобразной музыкальной деки. Помимо этого увеличились ее размеры: теперь здесь можно будет исполнять Вагнера, произведения которого требуют большего количества оркестрантов.

Для проведения гала-концертов предусмотрена съемная звуковая аппаратура.

Но самым важным и ответственным было, конечно, переоснащение главного актерского “инструмента” – сцены. Приступая к работе над проектом, мы изучили передовой мировой опыт в сфере театрального оснащения и оборудования. Верхняя и нижняя механизация сцены, запроектированная нашим институтом и установленная на объекте, открывает перед творческим коллективом новые возможности. Нижняя механизация сцены оборудована 21 подъемно-опускной площадкой, которые не просто мобильны, а способны поворачиваться под наклоном, поворотным кругом с кольцом, “бегущей дорожкой”. Благодаря такому оснащению на сцене можно создавать разноуровневые плоскости, обогащая возможность постановки. Данное оборудование ставит белорусский театр на уровень лучших сценических площадок Европы. Использованная гидравлическая система подъема площадок – наиболее прогрессивная на сегодняшний момент. Наш опыт переняли российские коллеги и используют его при реконструкции Большого театра в Москве.

Существенно улучшилась и видимость в зрительном зале – благодаря наклону сцены в 4%, а также увеличившемуся после реставрации на 1 м уклону партера. Зрительных мест в зале тоже стало больше. Раньше на балконе было много эвакуационных дверей, но, как показали расчеты, для обеспечения норм пожарной безопасности такое их количество необязательно. Поэтому центральную часть балкона отдали под зрительские места.

Большая работа в процессе реставрации проведена по обновлению интерьеров. Ведь Опера, Балет – это торжество праздника, парад эмоций, и здесь все должно быть настоящим. Конечно, театр – это игра, но она не терпит притворства и фальши, а интерьеры – своего рода интермедия, не связанная с основным представлением, но в то же время необходимая часть театрального действа.

На балконе (четвертый этаж) оставлен паркет, в вестибюле и фойе второго этажа, где наибольшая “проходная” интенсивность, из соображений практичности и долговечности в покрытии полов использовали гранит. Дело в том, что паркет быстро теряет внешнюю презентабельность. Его приходится регулярно начищать, шлифовать и покрывать лаком, что нарушает график проведения спектаклей. Над рисунком нового пола совместно с архитекторами работали белорусские художники.

Особую атмосферу в театре создает свет – его интенсивность, яркость или, наоборот, игра теней и полумрак. Залитые ослепительным светом холлы дополняют ощущение театральности и роскоши, ведь их освещение – тоже своего рода представление, в котором участниками становятся зрители. Это преддверие, увертюра спектакля, подготавливающая к основному действу, настраивающая зрителей на соответствующий лад.

Великолепна люстра зрительного зала – подлинное произведение искусства. Словно королева света, она притягивает внимание и завораживает.

Следует особо отметить, что все люстры, которыми оборудованы интерьеры театра, мебель и другие элементы декоративного убранства – белорусского производства.

Преобразился и зрительный зал, обрели четкость все линии, рельефнее стали лепнина на балконах и лоджиях, инкрустация на портале сцены. Красный цвет кресел перекликается с золотом декоративных элементов.

И еще одно художественное “вторжение” в облик интерьера. Мы привыкли видеть потолок театра белым, а вот после реставрации на нем появился рисунок, созданный по эскизам И. Лангбарда.

Концепцию благоустройства театрального сквера разрабатывал институт “Белгоспроект”. В ней были предусмотрены создание аллей Оперы, Балета, фонтана, насыщение пространства скульптурными символами театрального искусства. Рабочие чертежи головной части сквера подготовил выигравший тендерные торги коллектив института “Минскпроект” (главный архитектор проекта И.Б. Синельник).

Национальный академический Большой театр оперы и балета – памятник архитектуры, достояние белорусской культуры. В градостроительной ткани города здание занимает выгодную позицию, хорошо просматривается с различных точек. Поэтому концепция его вечернего освещения, которую также создавал Белгоспроект, стала неотъемлемой частью запоминающегося образа Театра, продолжением его философии, средоточием Огня искусства, который заключен в его стенах. Расчетами и подбором оборудования занимались специалисты компании “Остардена”, победившие в конкурсе на осуществление осветительных работ.

Здание Большого театра, “с головы до ног” залитое ровным светом, напоминает горящую в темноте ночи свечу, символизируя неугасимый огонь Искусства, которое вечно, и подчеркивая собственное положение в пространстве города и особый статус в историко-культурном пространстве Беларуси.

P.S. Творение Лангбарда – Национальный академический Большой театр оперы и балета – получило второе рождение. Творчество зодчего увековечено в лучших архитектурных ансамблях Беларуси, а в Минске впервые появилась мемориальная доска с барельефом автора, посвященная выдающемуся Мастеру архитектуры.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...