Вы здесь

Архитектура театра: концепция развития

В Беларуси продолжается реконструкция театральных зданий. На очереди – Национальный академический театр им. Я Купалы, требующий обновления, расширения, благоустройства. В конце февраля на очередном заседании Рады Министерства культуры была рассмотрена концепция его развития, разработанная архитектурно-инновационным центром БНТУ по заказу УП “Проектреставрация” (гл. архит. А. Сардаров, архит.: Т. Башаримова, И. Островская, Н. Ящук). Мы обратились к руководителю авторского коллектива доктору архитектуры Армену Сергеевичу Сардарову с просьбой прокомментировать представленный ими проект.

– Армен Сергеевич, для Вас проектирование театральных зданий – не первая проба пера. В Несвиже принят к реализации проект театра, который Вы смогли тонко и органично вписать в историческую ткань города.
Теперь минский Купаловский, о сложностях реконструкции которого профессионалам хорошо известно. Как правило, работа над проектом, тем более проектом реконструкции исторического здания, начинается с архитектурно-градостроительного анализа. Какую историю создания и существования театра “поведала” Вам градостроительная среда Минска конца XIX – XX в.?

– Здание театра было построено по проекту архитектора К. Козловского в конце XIX в. (1890 г.) на территории Александровского сквера на углу улиц Подгорной и Петропавловской. В сложившейся вокруг театра архитектурно-градостроительной среде, типичной для губернского города (главным образом 2-этажная застройка, эклектичная архитектура), авторы, вероятно, решили подчеркнуть значение этого объекта диагонально-осевым размещением его по отношению к перекрестку названных улиц. Типичным было также стремление максимально выявить архитектурными средствами именно главный фасад, создать парадный облик этого сооружения, выходящего на своеобразную площадь – перекресток. При этом использовались характерные для эклектики стилевые приемы из классицизма, барокко и даже Ренессанса. Боковые и задний фасады театра находились как бы “погруженными” в сквер, что придавало им второстепенный характер. В то же время нельзя не отметить достаточно сложное композиционное построение объемов театрального сооружения, что сближает его с архитектурой уже нового времени. К. Козловский очевидным образом хотел акцентировать свое сооружение в сложившейся архитектурной среде и, несомненно, достиг в этом успеха.

Дальнейшая судьба театрального здания была достаточно сложной. На переломе 1950–1960-х годов театр был реконструирован, и его внешний облик изменился кардинальным образом (архит. А. Духан, 1958–1960 гг.). Автор реконструкции не мог не учесть новую архитектурно-градостроительную ситуацию: в послевоенный период принципиально иным стал облик столицы. Возник Главный проспект с его парадной неоклассической застройкой – основная архитектурная ось Минска. Еще в предвоенные годы по периметру Центрального сквера появились выдающиеся (согласно современной терминологии – знаковые) сооружения – Дом офицеров (архит. И. Лангбард) и здание ЦК КПБ (архит. А. Воинов, В. Вараксин). После войны западная сторона ул. Энгельса (бывшая Петропавловская) напротив театра была также застроена жилыми домами в неоклассическом “сталинском” стиле. Совершенно очевидным стало противоречие между архитектурой новых зданий с их монументальным обликом и камерной архитектурой театра. И Духан перестроил театр таким образом, чтобы придать ему максимальную аскетичность, убрав все мелкие детали и обобщив (укрупнив) массы объемов. В период нашей архитектурной истории, известной как “борьба с излишествами”, это было весьма последовательным шагом, к тому же продиктованным новой архитектурной средой.

К началу XXI в. сложился совершенно определенный архитектурный контекст, и роль театра в нем теперь предопределяется двумя основными факторами: визуальным выходом его объема на главную магистраль города и характером (масштаб, стиль) окружающей застройки.

– С возрастом у театров, особенно располагающихся в исторических зданиях, накапливается множество проблем – функциональных, градостроительных и, как следствие, творческих. Какие из них в последнее время особенно остро встали перед театром им. Я. Купалы?

– Градостроительные проблемы перед началом реставрации и реконструкции оказались тесно связанными с внутренними творческими проблемами театра и его функциональной организацией. Национальный театр как духовный, культурный феномен уже не может существовать в тесном объеме губернского театра XIX или советского театра ХХ века. По сути, сложилась парадоксальная ситуация – если мы возвращаемся к архитектурному выражению (образу) театра XIX в., мы вынуждены соотносить не только масштаб его архитектуры, но и масштаб театрального искусства с прошлым (музеефикация собственно театра), что совершенно ошибочно.

Существует также целый ряд острых конкретных пространственных проблем театра – недостаток репетиционных помещений, рекреаций, площадей для хранения декораций и т.д. Каждый, кто ходит на спектакли, знает о тесных проходах, вестибюле и фойе. Камерность архитектуры XIX в. не может не соотноситься с художественной идеей театра, что всегда было в истории зодчества. Достаточно вспомнить пышные эклектичные здания оперных театров (Париж, Вена, Одесса), связанные своим художественным стилем с расцветом итальянской оперы, или попытки выразить новый дух ХХ в. в таких различных объектах, как Театр Советской Армии в Москве или театр в Сиднее.

– Какова концепция дальнейшего развития театра в Вашем видении?

– Мы сформулировали три основные проблемы: архитектурно-градостроительную (контекст среды); функционально-пространственную (потребность в площадях); художественную (искусство национального театра XXI в.). Две последние активно обсуждались с главным режиссером Н. Пинигиным и коллективом театра. В результате предложена следующая форма архитектурного развития: театр развивается в северном направлении, вдоль ул. Энгельса. В соответствии с решением Рады Министерства культуры о воссоздании исторического облика театра конца XIX в. предлагается к реставрируемому зданию пристроить дополнительный пространственный объем, что позволит “открыть” театр на главную магистраль города, увеличить площади помещений на 70–80%, соединить художественные культурные традиции Минска с новыми театральными идеями.

Нами разработаны три варианта развития театра.

Первый предусматривает строительство “театральной галереи” – открытого пространства вдоль ул. Энгельса, где могли бы размещаться (визуализироваться) фрагменты театральной жизни прошлого и настоящего. Эта галерея должна языком архитектуры прямо “цитировать” формы конца XIX в. За галереей внутри сквера создается 3-этажный объем, вмещающий необходимые театральные пространства (рекреация, репетиция, хранение). Фасад нового объема должен быть абсолютно нейтральным по отношению к своему окружению. Возможно использование материалов поверхностей стены с отражающими свойствами.

По второму варианту (наиболее компактному) форма пристройки приближена к знаменитому театру “Арена” В. Шекспира, что должно связывать национальные и мировые театральные традиции, а также дает возможность реального использования внутренних пространств с галереями (как в “Арене”) в качестве дополнительной театрально-сценической площади.

Третий вариант кардинально меняет ориентацию театрального комплекса – главный вход в него создается со стороны пр. Независимости, что фактически означает формирование новой активной пешеходной оси
в пределах ул. Энгельса и Центрального сквера –
театр поворачивается “лицом к городу”.

P.S. В качестве возможного решения принят первый вариант, однако авторскому коллективу предложено доработать проект.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...