Вы здесь

Они сошлись – вода и камень

Версия для печати

Несколько лет назад началось строительство нового парка на берегу канала Слепянской водной системы в районе Национальной библиотеки. Первая очередь (небольшой участок) уже завершена.

Слепянский канал, созданный в 1970-е годы, до сих пор впечатляет своими оригинальными формами и смелостью архитектурных решений. Однако время берет свое. Встала задача воссоздания зеленого каркаса пойменных территорий канала, что должно не только улучшить санитарно-экологическую обстановку, но и восстановить ранее не востребованный рекреационный потенциал.

Идея реконструкции набережных канала Слепянской водной системы возникла параллельно с идеей создания парка общегородского значения, строительство которого напрямую связано со строительством здания Национальной библиотеки. Концепция его развития хоть и перекликается с “хранительницей знаний” своей познавательной тематикой, однако вполне самостоятельна. Прогулка по парку задумывалась как “путешествие во времени по эпохам и континентам с раскрытой книгой”. А поскольку каждой эпохе присущи свои символы, архитектурные стили и направления, то и отдельные фрагменты парка должны были иметь свои индивидуальные особенности, связанные с определенными временными вехами.

Проектом предлагалась гибкая тематическая структура парка без жестко закрепленной последовательности исторических ракурсов и архитектурных эпох.

Путешествие во времени должно было начаться от здания Национальной библиотеки, обогнув которое посетители могли видеть всю панораму парка и выход на мост через канал Слепянской водной системы с продолжением путешествия через ул. Филимонова.

Затем посетители попадали в клуб-кафе “Машина времени”, композиционно напоминающий песочные часы, символизирующие бег времени.

Извилистый мост, пронизывающий “Машину времени”, как бы разрезает территорию парка на различные зоны и переносит нас из одной эпохи в другую. Фламандский ландшафт с двумя кафе-модулями “Фландрия” (ХVI век) и “Ветряная мельница” (ХIV век) чередуется с “Античным миром”, где на изгибе канала Слепянской водной системы напротив здания Национальной библиотеки как ландшафтный акцент набережной располагается античный амфитеатр. Небольшая площадка становится моделью античного города.

На другой стороне разместился игровой замок “Сказочно-былинная страна” с персонажами из любимых детских книг. Завершает композицию у воды лодочная станция с эллингом для лодок. Проходя по главной аллее парка в восточном направлении, посетитель должен был окунуться в “Сад восточной поэзии” – традиционный японский сад с характерной для него системой символов как в архитектуре кафе-модуля, расположенного вблизи воды, так и в окружающем ландшафте. Философское и поэтическое осмысление мира, четкая логика пространственно-композиционных решений, уважительное отношение к природным материалам присущи этой среде. Общая планировка и расположение построек, мостиков, водоемов, даже некоторых растений регламентированы вековыми традициями. Пребывание там успокаивает, уравновешивает.

В районе ул. Парниковой на входе в парк – зона “Белорусское наследие”. Здесь на фоне исторического ландшафта разместилась экспозиция под открытым небом: исторические памятники Беларуси, в том числе утраченные, в виде макетов в масштабе 1:20.

Севернее, вдоль канала Слепянской водной системы, исторический ландшафт приобретает более четкие очертания и переходит в регулярный парк. Это французский парк эпохи Ренессанса. Пропорциональность, четкость композиции, строгая иерархия главного и второстепенного – его характерные особенности. Широкая центральная аллея с регулярными посадками деревьев по обеим сторонам, водный каскад с фонтанами, сплошной массив растительности, узорчатые партеры и боскеты, зеленые лабиринты, скульптурные композиции – далеко не полный перечень элементов, присущих этому парку.

Историческую тему продолжает зона с усадьбой Ваньковичей, а завершает путешествие “Уголок средневековой эпохи”. Изолированность данной территории от окружающей застройки, наличие уникального ландшафта позволяют создать в этом “уголке” замковый комплекс, который отражал бы различные аспекты средневековой жизни. Здесь имеются все необходимые условия для проведения рыцарских турниров, праздников.

Проект реконструкции набережных должен был показать многообразие художественно-эстетических, социально-экологических и культурных идей освоения акватории канала. Для рекреационного использования пойменных парковых территорий необходимо было обеспечить комплексное благоустройство, озеленение и ландшафтное оформление набережных канала, причем художественно-декоративные приемы ландшафтного дизайна должны соответствовать экологическим принципам реабилитации.

Одна из составляющих комплексного благоустройства – сaнитaрно-гигиенические требования к качеству воды в водоеме. Канал Слепянской водной системы на протяжении длительного времени интенсивно загрязнялся поверхностным стоком с промышленных площадок и ливневыми стоками г. Минска, при этом работы по очистке русла на участке между пр. Независимости и Староборисовским трактом за все время эксплуатации не проводились вообще. Естественно, встал вопрос подчистки русла канала и доведения качества воды до нормативных проектных параметров.

Требовалось комплексное обследование ограждающих конструкций (выполнено Белорусской Академией архитектуры НПУП “Стройреконструкция”), которое показало, что существующая вертикальная левобережная набережная (со стороны Национальной библиотеки) протяженностью порядка 320 м пригодна для ремонта и последующей эксплуатации. Все остальные береговые укрепления (полуоткосные набережные) были в разрушенном состоянии. Ограждающие конструкции полностью пришли в негодность, и ремонтировать их или восстанавливать было нецелесообразно. На этих участках требовалось проектирование и строительство новых береговых укреплений.

Согласно проекту, при реконструкции набережных предполагалось устройство парапетов и ограждающих конструкций, также запроектированы спуски к воде с организацией площадок для отдыха и комплексным благоустройством. В зависимости от функционального назначения той или иной части территории предусматривалось пять типов набережных.

В районе между нынешней ул. Скорины и Национальной библиотекой запроектирована и построена парадная вертикальная набережная, ограждение которой основывалось на чередовании декоративных столбов и металлических решетчатых панелей (тип 1).

Вертикальная стенка набережной устроена из сборных железобетонных прямоугольных шпунтовых свай с сечением 0,3х0,5 м, длиной 8 м в сочетании с анкерными сваями длиной 12 м и сечением 0,35х0,35 м. Шпунтовые и анкерные сваи поверху объединены между собой обвязочным поясом из тяжелого бетона, на который были установлены перильное ограждение и декоративные гранитные тумбы. Набережная через 25 м по длине береговой линии разрезается температурно-осадочными швами на отдельные секции.

В античной зоне парка, там, где по проекту должен был появиться амфитеатр, также запроектирована вертикальная набережная (тип 2). Она отличается от первой архитектурным оформлением перильного и парапетного ограждений, устраиваемых по верху обвязочного пояса шпунтовой стенки, применением декоративных вставок, которые по стилистике соответствуют античной тематике парка. Переход от первого типа набережной ко второму осуществляется через декоративную арку с элементами барельефа и декоративной скульптуры.

Третий тип разработан для реконструируемого участка существующей левобережной вертикальной набережной и предусматривает работы по устройству парапетного (бордюрного) и перильного ограждений по верху накрывочного (карнизного) блока существующей набережной.

В отделке набережных использованы натуральные материалы (гранит). Существующие бетонные поверхности были покрыты декоративной акриловой водонепроницаемой штукатуркой.

В других частях парка предусмотрены наклонные (полуоткосные) набережные без парапета двух типов (тип 4 и тип 5).

Для полуоткосной набережной типа 4 вдоль уреза воды предусмотрена подпорная декоративная стенка сборно-монолитной конструкции.

Береговой откос на участке выше подпорной стенки предполагалось укрепить сборными железобетонными плоскими прямоугольными решетчатыми плитами (размер сторон в плане 4х2 м, толщина 0,2 м) с надежным шарнирным соединением отдельных конструктивных элементов набережной. Ячейки решетчатых плит должны засыпаться растительным грунтом с последующим посевом многолетних трав.

Конструкция полуоткосной набережной по типу 5 принципиально не отличается от конструкции полуоткосной набережной типа 4, за исключением того, что по береговому откосу выше декоративной подпорной стенки вместо решетчатых сборных железобетонных плит предусмотрено биологическое крепление путем посева многолетних трав по слою растительного грунта. Индивидуально разработанная решетчатая монолитная железобетонная плита позволяет разнообразить декоративное оформление набережной в зависимости от концептуальной направленности той или иной части парка.

В районе лодочной станции запроектированы пирс и причал для лодок. Конструктивное решение пирса выполнено аналогично вертикальной набережной первого типа, причал для лодочной станции – по типу наклонной набережной без ограждения. Здесь же запроектирован спуск к воде.

Проектом также предусмотрена реконструкция существующего подпорного сооружения-каскада с водно-перепускным устройством с сохранением его объемно-пространственного решения.

В исторической части парка и со стороны Большой Слепянки набережные приобретают ландшафтный характер. Наклонная плита заменяется укрепленным пологим зеленым откосом с вкраплением валунов и декоративных композиций из невысоких кустарников и ковровых растений.

Общая протяженность всех набережных составляет 1680 м.

Дополнением к комплексной реконструкции набережных стали фонтаны на воде. С одной стороны ближе к пр. Независимости – это комплекс многоструйных фонтанов с высотой струй от 12 до 20 и от 15 до 7 м. При их строительстве используется эффект взлетaющей и падающей искрящейся воды. Оголовки фонтанов представляют собой двухъярусные железобетонные камеры круглого очертания с радиусом 2,5 м. Поверхность облицована декоративным полимерным покрытием. Вообще для художественного оформления фонтанов была задумана декоративная мозаика с барельефами. Однако эту идею реализовать не удалось.

Второй фонтан на воде – фонтан-ширма. Он был задуман как элемент всевозможных шоу на воде. Экран в виде водной завесы, полученной при помощи успокоителя потока, со специальной фонтанной насадкой на бетонном оголовке, расположенном в 40 м от берега. На берегу набережной должен быть установлен специальный проектор, при помощи которого осуществляется передача изображения на водную завесу. В тихую безветренную погоду возможна демонстрация рекламных роликов, праздничных концертов, слайдов. Фонтан уже построен и введен в эксплуатацию.

Современная цивилизация значительно видоизменила роль водных пространств в крупных мировых центрах. Это уже не только транспорт, но и туристская артерия, организующая эстетическое восприятие исторических памятников и ансамблей. И так же, как оживленные набережные Сены с букинистическими лавками в Париже, сеть каналов Амстердама и Венеции с бурным потоком туристов, центр Берлина с новейшими градостроительными комплексами и парками, пронизанными Шпрее, водная акватория Слепянского канала должна была стать живой культурно-туристской артерией столицы, местом проведения массовых праздников и карнавалов на воде, конкурсов и фестивалей. Посетители парка могли стать зрителями и участниками разнообразных действий и событий – от праздничных шоу на воде до познавательных прогулок по пешеходным зонам парка, от посещения клубов-кафе, переносящих вас в отдаленные эпохи и призванных внести элемент не только развлекательный, но и познавательный, до посещения концертов в амфитеатре, от занятий спортом до катания на лодках, от посещения гольф-клуба до участия в рыцарских турнирах. Все это должно было способствовать созданию яркого, запоминающегося паркового комплекса в пойме канала Слепянской водной системы.

Однако задумке не суждено было сбыться. На месте планируемого гольф-поля сегодня уже строятся многоэтажки, а на самом живописном месте парка, в районе усадьбы Ваньковичей, где с набережной открывается вид на острова, усыпанные желтым ковром цветов, прямо в водоохранной зоне, где по проекту размещался “Рыцарский замок”, также планируется жилищное строительство.

Далеко не все объекты даже на территории первой очереди строительства удалось реализовать, чему воспрепятствовали крайне ограниченные сроки проектирования и строительства, завершить которое следовало одновременно с вводом Национальной библиотеки. Не хватило времени на возведение амфитеатра. К сожалению, не удалось реализовать проект пешеходного вантового моста через Слепянский канал, разработанного в составе проекта парка. Однако построенный на его месте мост хоть и не блещет новыми конструктивными решениями, но за счет оригинального дизайна архитектурных элементов перильного ограждения, облицовки, освещения и подсветки получился своеобразным и сразу завоевал популярность, стал знаковым местом для горожан. Свидетельство тому – множество замочков на перильном ограждении моста, которые оставляют молодожены в знак верности и прочности брачных уз. Придите на этот мост – и, глядя на зеркало воды, играющую в струях фонтанов радугу, вы почувствуете, как постепенно заряжаетесь положительной энергией.

 

Проект парка

Авторский коллектив:
Архитекторы: Г.Я. Перлина, Ю.А. Комиссаров, А.Ф. Хворик, Е.В. Дубринская, О.О. Новикова
при участии: В.Л. Агеенко, Е.Л. Черкасовой, А.В. Кашанского

Проект набережной и фонтанов на воде

Авторский коллектив:
Архитекторы: Г.Я. Перлина, А.Ф. Хворик
при участии: В.Л. Агеенко, А.В. Кашанского

Конструкторы: В.К. Кузьмич, О.П. Загузов

Барельефы на арках

Скульпторы: Игорь Зосимович, Павел Журавлев

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 747
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
06.09.2004 / просмотров: 6 403
Беларусь богата великолепными пейзажами и развитыми историческими традициями садово-парковой архитектуры, что является прекрасной основой для...
06.09.2004 / просмотров: 14 183
180 лет назад началось строительство выдающегося памятника технической культуры Европы ХIХ в. — Августовского канала, названного так по имени...