Архитектура — сложная, многогранная система организации среды, в которой взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала, на которую влияет целый ряд разнообразных факторов и в которой всегда присутствует неотъемлемый элемент архитектурной композиции — архитектурная деталь. Что же такое архитектурная деталь? Какое место она занимает в этой системе?
Под деталью в зависимости от смыслового контекста могут подразумеваться как отдельные элементы городского ансамбля (фонари, лестницы, обелиски и т.п.), так и вспомогательные, второстепенные элементы сооружения, не играющие существенной роли в архитектурной композиции (столярка, осветительная арматура и т.п.). С точки зрения композиции к архитектурной детали относятся все относительно малые, композиционно значимые пластические элементы сооружения.
Законченное произведение в любом виде искусства формируется при помощи композиции. Для архитектуры главными средствами художественной выразительности являются организация пространства и тектоника ограничивающих его форм. В гармонизации архитектурного произведения значительную роль играет архитектурная деталь, композиционные возможности которой огромны.
Во-первых, система архитектурных деталей способна во многом определять масштабный строй произведения, корректировать ощущения масштаба. Детали могут выражать структуру здания, зрительно увеличивать или уменьшать его размеры, придавать ему легкость или массивность. В конечном счете они либо способствуют созданию выразительного масштаба, либо разрушают его. Примерами крупного масштаба служат постройки Древнего Рима: Колизей, комплекс храмов в Баальбеке, римские форумы и термы, триумфальные арки и колонны.
Архитектурная деталь используется для взаимосвязи масштаба человека с масштабом постройки, масштаба постройки — с масштабом города. Это осуществляется через двойной масштаб, путем введения в композицию сооружения пластических элементов, адресованных системам разного уровня. Одна часть деталей ассоциируется по своей функции с человеком (наличники, порталы, балюстрады), создает антропогенную шкалу размерности сооружения и окружающего пространства. Другая часть — крупные детали — формирует ритмический строй улицы, площади.
Во-вторых, с помощью архитектурных деталей можно увязать отдельные постройки в единый ансамбль, выявить и подчеркнуть иерархическую связь между ними (разная степень детализации главных и второстепенных улиц, уличных и дворовых фасадов и пр.).
И в-третьих, система архитектурных деталей — это важное информативное составляющее архитектуры. Например, она помогает человеку ориентироваться в пространстве (высотные акценты как основные ориентиры в городе; портики и фронтоны как указатели входов в отдельные постройки и пр.).
Архитектурные детали способны олицетворять и пропагандировать определенные идеалы общества, оказывать эмоциональное воздействие на человека, быть значительным акцентом и завершающим штрихом в композиции здания. Например, в симметричной композиции наличие одной асимметричной детали концентрирует на ней внимание и является сильным художественным акцентом (излюбленный прием древнерусских зодчих).
В современной проектно-строительной практике Беларуси одновременно с усилением художественного начала в архитектуре и восстановлением утраченных культурных ценностей происходит возрождение интереса к архитектурной детали. Увеличение ее разнообразия в творческой палитре белорусских архитекторов во многом обусловлено:
— развитием типологии зданий;
— большим разнообразием объемно-пространственных композиционных решений;
— применением современных конструкций и материалов;
— более активным обращением к детали как неотъемлемой части архитектуры здания.
Возможности архитектурной детали удачно реализованы во многих современных объектах Минска.
Вот, например, проект жилого дома по ул. Могилевской (архит. А. Тельцов). Система горизонталей балконов и декоративных членений в здании композиционно увязывается с горизонталями окружающей застройки. Подобный прием используется и в проекте торгового центра по пр. Машерова (архит. В. Рондель). Ответом на сложный горизонтальный ритм членений окружающей жилой застройки является горизонтальная широкая полоса завершающей части здания торгового центра. Органичная увязка новых построек со сформированной архитектурной средой осуществлена здесь при помощи детали.
Пирамидальное завершение жилого дома по ул. Калининградской (архит. А. Дыдышко) — не только главный силуэтный элемент здания, но и высотная доминанта всего жилого квартала. Подобную роль в градостроительной среде выполняет и жилой дом по ул. Р. Люксембург (архит. А. Тельцов). Его вертикальные элементы, имеющие развитые венчающие части, являются хорошим примером как фиксации уличной перспективы, так и высотной доминанты. В обоих случаях высотные доминанты домов хорошо обозреваются с различных видовых точек. В последнее время этот прием активно используется во многих столичных жилых постройках.
Среди объектов с наиболее активной ролью архитектурных деталей в общей композиции постройки следует отметить административное здание компании “Лукойл” по ул. Немига (архит. Б. Школьников), где применена широкая палитра архитектурных деталей: колоннада, козырьки, балконы, рекламно-информационные панели, лестницы и пандусы с ограждением, импосты витражей. С их помощью сформированы масштабы (антропометрический и более крупный) и силуэт, задан ритм и композиционные акценты. Все детали составляют единую систему, направленную на выявление основной композиционной темы объекта.
Здание “Юкола-центр” по Логойскому тракту (архит. А. Соболевский, А. Гавриков) выгодно отличается от многих современных построек многообразием архитектурных деталей, их особенной выразительностью, достигнутой применением яркого цвета. Металлические фермы, рекламно-информационные панели выявляют силуэт, импосты витражей вводят ритм, а вместе они формируют масштаб и масштабность. Ажурное металлическое ограждение лестницы и балкона, рекламные надписи создают выразительные художественные акценты в композиции здания.
Интересная роль отведена архитектурной детали в композиции торгового комплекса “Декорум” по пр. Ф. Скорины (архит. В. Клюкович). Вертикальные оцинкованные трубы, расположенные в разных точках по периметру здания и относящиеся к инженерному оборудованию объекта, обрамлены металлическими элементами. Выкрашенные яркой краской, они расставляют акценты и композиционно объединяют громадный объем здания.
Принимая во внимание большой потенциал архитектурной детали как средства архитектурной композиции, можно утверждать, что активное использование ее возможностей позволит белорусским архитекторам существенно повысить художественную выразительность и отдельных построек, и целых градостроительных ансамблей.