УДК 711.454
Особое место в градостроительной практике Беларуси занимало строительство в 1960-х гг. «новых» городов промышленного типа. В статье представлен сравнительный анализ развития исследуемых городов в соответствии с изменениями экономических условий. Выявлены общие черты и особенности исследуемых поселений, из них выделены главные, способные определить направления развития городов на современном этапе.
The designing of “new” industrial cities was a specific practice that took part in Belarusian urban planning in 1960th. The article offers the comparative analysis of development of “new” cities according different economical conditions. The common and particular features of cases of study are defined. The main characteristics that establish vectors of urban development on modern stage are emphasized.
ВведениеОсобое место в градостроительной практике Беларуси занимало строительство в 1960-х гг. «новых» городов промышленного типа - Новополоцка, Солигорска, Светлогорска, Жодино, Новолукомля и Белоозерска. «Новые» города возникли на базе, как правило, одного крупного предприятия: электростанции либо на основе объектов новых для республики производств добывающей и нефтехимической промышленности. Моногорода составили особый тип поселений, поскольку были основаны преимущественно на новом месте в сжатые сроки строительства при полной проектной разработке и ориентированности архитектурнопланировочной структуры города на промышленное предприятие [1]. Вопросы градостроительного и социально-экономического развития городов-«новостроек» в период их строительства широко освещались в периодических изданиях, научной и специализированной литературе. В период независимости внимание ученых было сконцентрировано на анализе эволюции отдельных городов, который проходил при разработке генеральных планов поселений. Сравнительный анализ развития исследуемых городов в новых экономических условиях не проводился.
В условиях структурной перестройки экономики промышленные моногорода оказались наиболее подвержены пространственным трансформациям. Сегодня доля экономически активного населения «новых» городов, занятого в промышленности достигает 65%. Исследуемые поселения наиболее уязвимы к любым изменениям, т. к. зависят от устойчивости развития головного предприятия, которое определяет темпы социально-экономического роста и инвестиционную привлекательность города.
Анализ градостроительной эволюции «новых» городов позволил выявить общие черты и особенности исследуемых поселений, выделить главные из них, способные определить направления развития городов на современном этапе.
Основная частьИсторию формирования «новых» городов целесообразно рассматривать в региональном контексте, поскольку их развитие было обусловлено следующими факторами:
- формированием комплексной энергосистемы БССР (1950-1960-е гг.);
- разработкой схем размещения производительных сил республики (с конца 1950-х гг.) [2, 3];
- разработкой схем районной планировки (с конца 1950-х гг.) [4].
Города были основаны на новых площадках либо на базе существующих поселений. Развитие городов шло согласно генеральным планам, разработка которых велась параллельно со строительством и проектированием головных предприятий [1].
Проекты «новых» городов были реализованы в послевоенный период, однако предпосылки для развития некоторых из них возникли уже в конце 1930-х гг. Промышленное развитие республики в предвоенный период сдерживалось слабой энергетической базой, что требовало строительства новых энергетических центров республики. Богатые залежи торфа и близость железнодорожного сообщения определили площадки размещения Василевич- ской и Смолевичской ГРЭС, которые позже стали базой для появления городов Светлогорск и Жодино [5]. Однако их строительство было прервано Второй Мировой войной.
В восстановительный период производство сконцентрировалось в крупных населенных пунктах, что усилило неравномерность размещения производственных мощностей республики и привело к ее неодинаковому градостроительному развитию [12]. Ключевым оставался вопрос обеспечения электроэнергией всей территории Беларуси, решением которого явилось строительство новых энергетических центров: Смолевичской ГРЭС на базе ст. Жодино (1958 г.), Василевичской ГРЭС около д. Шатилки и Белоозерской ГРЭС на новой площадке. В 1969 г энергетический комплекс республики был усилен строительством Лукомльской ГРЭС, крупнейшей электростанцией республики.
Созданная в 1962 г. единая энергосистема БССР, связывающая все электростанции республики, дала необходимый импульс градостроительному развитию, которое определялось комплексными схемами районной планировки и схемами размещения производительных сил республики [6]. Приоритетным направлением территориального планирования 1960-х гг. явилось развитие малых и средних городов: строительство промышленных предприятий и создания на их базе новых фокусов населения.
Потенциал развития промышленных комплексов в молодых городах «энергетиков» был определен еще при проектировании головных предприятий и имел существенные различия. Исходя из расчетов технико-экономических показателей и оценки транспортно-географического положения была обоснована целесообразность развития г. Белоозерска и г. Новолукомля в качестве малых городов, центров местных систем расселения. Более перспективными были определены промышленные узлы на базе энергетического комплекса д. Шатилки (г. Светлогорск) и ст. Жодино [5]. Предпосылками для их развития явились наличие энергоресурсов, железнодорожной станции и существующей производственной базы (Шатилков- ская судоверфь в н. п. Светлогорск, завод «Дормаш» и научно-исследовательские институты около ст. Жодино). В этой связи в промышленных узлах городов Светлогорск и Жодино были размещены градообразующие предприятия новых отраслей - химической промышленности и машиностроения соответственно (заводы «БелАЗ» и «Химволокно»). Производства определили новый промышленный профиль городов и стимулировали развитие обслуживающих их предприятий. Ускоренному росту поселений способствовало влияние более мощных промышленных районов: так предприятия г. Жодино формировались в качестве предметно специализированных производств Минского промышленного комплекса [3].
Начало 1960-х гг. связано со строительством инновационных для республики предприятий добывающей и нефтехимической отраслей. Освоение Старобинского месторождения и строительство Полоцкого нефтеперерабатывающего завода потребовали основания новых фокусов расселения, обслуживающих предприятия. Изначально рассматривалась организация небольших рассредоточенных поселений по образцу Донбасса и Кузбасса либо концентрация населения в крупных единичных городах- спутниках. В рамках БССР второй вариант был признан более целесообразным и перспективным [5]. Генеральные планы городов Новополоцка и Солигорска разрабатывались на основе данных по градообразующих предприятиям: их мощностям, количестве работающих, перспективам роста. Интенсивный рост промышленного комплекса и численности расселения способствовал быстрому переходу «новых» городов в группу «средних» [7]. Развитие Со- лигорска и Новополоцка рассматривалось во взаимосвязи с более мощными и влиятельными центрами, образующими агломерации «Слуцк-Солигорск» и «Полоцк-Ново- полоцк», которые определили направления дальнейшего роста городов и ориентацию планировочных осей.
На сегодняшний день «новые» города представляют различные по величине группы поселений и играют различную роль в системе расселения Республики Беларусь [8]. Большими городами регионального значения являются города Солигорск и Новополоцк, усилившие автономию от региональных центров. В результате своего развития поселения Жодино и Светлогорск представляют группу средних городов субрегионального значения. Из ряда городов-«новостроек» только Новолукомль и Белоозерск остались в статусе малых городов. Тем не менее всем исследуемым поселениям свойственны общие этапы градостроительного развития (рис.1).
В рамках первого этапа (конец 1950-х- середина 1960х гг.) параллельно с освоением промышленных комплексов и формированием транспортной и инженерной инфраструктур велась разработка проектно-технической документации на 1 очередь строительства и первых генеральных планов поселений. Главной целью жилищногражданского строительства было обеспечение жильем и необходимым обслуживанием строителей и рабочих. Первые городские территории осваивались 2-3-этажной квартальной застройкой [6].
На втором этапе (вторая половина 1960-х - начало 1970-х гг.) был осуществлен постепенный переход к комплексному проектированию на основе последовательной разработки новых генеральных планов. Вследствие интенсивного роста населения приоритет отдавался жилому строительству, в связи с чем значительно отставало развитие социальной и обслуживающей инфраструктур. Произошло укрупнение планировочного элемента до масштаба микрорайона, характеризующегося типовой 4-5-этажной жилой застройкой [7].
Был основан ряд градообслуживающих производств легкой и пищевой промышленности, росло количество и мощности градообразующих предприятий [3]. Строительство заводов индустриального домостроения, а также комбинатов крупнопанельных и сборных железобетонных изделий было необходимым шагом для качественного развития городов на следующем этапе.
Третий этап (середина 1970-х - конец 1980-х гг.) явился периодом активного строительства не только жилых районов, но и общественных объектов общегородского значения. Благодаря мощной строительной базе стало возможным реализовать проекты общественных зданий, не осуществленных на предыдущем этапе, а также создать новые градостроительные ансамбли. Общественные зоны городов получили свое логическое продолжение в виде комплексных городских центров и спортивно-рекреационных зон. Значительно усложнились архитектурно-пространственные решения застройки города и функциональная организация жилых территорий. Произошло укрупнение микрорайонной структуры с повышением этажности до 9-12-ти этажей. Особое внимание было уделено строительству предприятий, обеспечивающих баланс мест приложения мужского и женского труда [6].
Текущий, четвертый этап определяется с начала 1990х гг. Новые социально-экономические условия изменили требования к городской среде: они стимулировали строительство новых типов коммерческих объектов, духовных, спортивных и культурных центров за счет внутренних городских территорий. Строительство новых микрорайонов продолжается вдоль сложившихся магистралей. Вследствие автомобилизации населения получает импульс освоение усадебной застройкой пригородных территорий. В рамках созданных ранее промышленных районов возникают небольшие предприятия, иных, не свойственных городам отраслей, совершенствуется градообразующий комплекс.
Рис. 1. Этапы градостроительного развития «новых» городов.
«Новые» города развивались согласно генеральным планам в рамках общих градостроительных тенденций. Их планировки отражали основные принципы проектирования своего времени: четкое функциональное зонирование городских территорий, иерархичность транспортного каркаса, многоступенчатость объектов социального обслуживания, взаимодействие урбанизированного и природного каркасов. Несмотря на общность подходов при градостроительном проектировании «новым» городам характерен ряд особенностей по сравнению с исторически сложившимися поселениями: компактная высокоплотная застройка, регулярная планировочная структура, дифференциация транспортной инфраструктуры, целостность архитектурно-планировочного замысла общественного центра, высокая роль системы озеленения в формировании планировочной структуры и ансамблей города, укрупнённый масштаб планировочных элементов жилой застройки, сгруппированное размещение предприятий, расположенных биполярно к структуре поселения.
Интенсивный рост «новых» городов в 1960-х - середине 1980-х гг. требовал частой корректировки генеральных планов. Проектным документам застройки городов характерна высокая степень реализации, а также преемственность архитектурно-планировочного замысла. Проектирование «новых» городов шло в жестких рамках политики экономии ресурсов, которая обосновывала формирование компактных поселений с высокоплотной застройкой. Традиционной для белорусских городов является центричная структура с радиальной сетью улиц либо комбинированная структура со смешанной сетью, однако «новые» города имеют регулярную планировку с прямоугольной системой улиц [6]. В связи с чем отличной является и концепция территориального роста поселений. Расширение традиционного города связано с принципом цикличности - первоначальным освоением зон вдоль радиальных магистралей и последующим заполнений межмагистральных территорий. Города-«новостройки» застраивались комплексными прямоугольными образованиями в одном направлении.
Первые районы, жилые монофункциональные кварталы, были максимально приближены к санитарно-защитных зонам головных предприятий. Дальнейшее развитие города шло вдоль центральной городской магистрали, застройка которой дает полное представление о этапах градостроительного развития поселения. Центральная магистраль проектировалась параллельно главной природной оси - реки или водохранилища. Строительство «новых» городов в зоне влияния железнодорожных станций велось в стороне от железнодорожной магистрали в отличие от исторических поселений, для которых участки последней вошли в структуру и стали основными планировочными осями.
«Новым» городам свойственна дифференциация транспортной инфраструктуры: разделение пешеходных и транспортных потоков, вынос за пределы поселения промышленных железнодорожных и грузовых автомагистралей.
При проектировании «новых» городов особое внимание было уделено организации общественного центра, развитие и пространственное формирование которого шло постепенно со строительством главной улицы города. В особую функциональную зону центральная часть «новых» городов выделилась в конце 1970-х - середине 1980-х гг. Ее структура соответствовала масштабу города и его функциям в системе расселения.
В отличие от исторических поселений, первые застроенные районы остались на периферии «новых» городов, а общественный центр был размещен в геометрическом центре поселения (рис.2). При его проектировании максимально использовались преимущества природного каркаса. Так, были сформированы общественные площади Новолукомля, Светлогорска, Солигорска и Новополоцка, чьи пространственные композиции, раскрытые на реки и водохранилища, открывают с главной магистрали города сквозную перспективу на природное окружение [7]. Система озеленения города и пригородных территорий беспрерывна и высоко интегрирована с жилой и общественными зонами.
Несмотря на величину поселения, с целью экономии ресурсов застраивание жилых территорий происходило с помощью укрупненных планировочных элементов. Многоэтажная застройка достигает 85 % жилых территорий городов, что особенно не характерно для малых городов республики.
Промышленный комплекс «новых» городов представлен двумя группами предприятий, биполярно располагающихся в структуре города: градообразующей и градообслуживающей.
Градообразующие предприятия располагаются в рамках промышленных узлов вне жилой застройки. В границах санитарно-защитных зон кроме производств, связанных с головным предприятием, также размещаются объекты городского коммунального хозяйства, инженерные сооружения, гаражные и садоводческие кооперативы, предприятия строительных отраслей. Группа градообслуживающих производств (предприятия приборостроения, легкой и пищевой промышленности) размещается в отдельном квартале на противоположной периферии города и примыкает к вылетной магистрали.
2 . Размещение общественного центра «нового» города:1а- г. Белоозерск; 1б- г. Новолукомль; 2а- г. Жодино; 2б- г. Светлогорск; 3а- г. Новополоцк; 3б- г. Солигорск.
Среди планировочных структур «новых» городов следует отметить как исключение сильно рассредоточенную планировку г. Жодино: поселение формировалось путем объединения нескольких деревень и рабочих поселков, окружающих железнодорожную станцию [9]. В городскую черту вошли также промышленный узел и водохранилище ГРЭС. Г Жодино характерны черты поселения, сложившегося исторически: комбинированная планировочная структура, секторное членение функциональных зон, хаотичная усадебная застройка, размещение промышленных предприятий вдоль железной дороги, делящей город пополам. Его общественный центр начинается от стыковой зоны предприятия ОАО «БЕЛАЗ» и жилой застройки и развивается вдоль пр. Ленина. Центр представлен системой перетекающих площадей разных функций. Выгодное географическое положение и активные связи с Минском способствуют устойчивому росту поселения.
Среди «новых» городов сегодня наиболее динамично развиваются г. Новополоцк и Солигорск, что связано с успешным функционированием градообразующих предприятий, обоснованным их технологическим переоснащением, а также внедрением научных разработок в производственный процесс.
ЗаключениеВ градостроительной практике Беларуси есть ценнейший опыт проектирования и реализации проектов «новых» городов, который нельзя игнорировать. Изучение и анализ накопленного опыта необходимы для качественного роста профессиональной деятельности. Особенную актуальность это имеет сегодня, вследствие реализации аналогичного проекта в рамках новых экономических условий: города «атомщиков», запроектированного в 2011 г.
на базе существующего города Островец с целью обслуживания строящейся АЭС.
Для получения результатов градостроительных экспериментов, какими можно считать и проекты «новых» городов, необходим длительный путь, который мы уже прошли. На сегодняшний день «новые» города представляют собой уникальный для республики тип поселения благодаря ряду рассмотренных особенностей, которые, возможно, и определят направления их дальнейшего развития.
Литература
- Пучкаева, Т. М. Расселение в промышленных узлах Белоруссии / Т. М. Пучкаева // Сборник научных работ Архитектуры и градостроительство. Выпуск 5. - Минск, 1961. - С. 13-19.
- Новые рубежи градостроительства / А. В. Лысенко, Ю. Ф. Потапов // Строительство и архитектура Белоруссии. - 1970. - №1. - С.12-16.
- БГАНТД. - Фонд 3. - Оп. 4 - Д. 1014. Схема размещения производительных сил БССР на 1959-1960 гг.
- БГАНТД. - Фонд 3. - Оп. 4. - Д. 1244. Схема развития и размещения производительных сил в БСССР на 1971-1980 гг.
- БГАНТД. - Фонд 3. - Оп.4 - Д. 1085. Схема перспективного расселения городского населения БССР.
- БГАНТД. - Фонд 7. - Оп.1. - Д.240. Исследовать процессы градо-строительного развития городов Белорусской ССР, опыт реализации их генеральных планов и разработать их типологическую характеристику функционально- планировочных структур городов с учетом их величины, народохозяйственного профиля, природных условий и роли в системе расселения.
- БГАНТД. - Фонд 3. - Оп.4 - Д.1217. Проект планировки г. Жодино Мин-ской области. Генеральный план.
- БГАНТД. - Фонд 7. - Оп.1. - Д.215. Изучить и обобщить практику формирования новых городов и на основе единых методических положений подготовить предложения по улучшению их индивидуального архитектурно-художественного облика: по г.г. Новопо- лоцку и Солигорску (заключительный отчет).
- Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь. Основные положения. - Мн.: РУП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬ- СТВА», 2011.
Поступила в редакцию 16.11.2015 г.