19 сентября Московская школа управления «Сколково» отметила четвертую годовщину со дня своего основания. В этот же день самый амбициозный образовательный проект России наконец-то отпраздновал официальное новоселье – в Одинцовском районе Московской области закончено строительство кампуса школы.
Многочисленным гостям Дня открытых дверей комплекс представил сам автор проекта, британский архитектор Дэвид Аджайе.
Напомним, «Сколково» – совместный проект представителей российской и международной бизнес-элиты, создаваемый «с нуля», а не на базе действующего ВУЗа. Основателями школы выступили 18 крупнейших российских и зарубежных компаний и частных лиц, являющихся лидерами в своих отраслях: нефтегазовая промышленность, металлургия, энергетика, инвестиции и т.д. Причем это партнерство не ограничивается исключительно финансовыми вливаниями – будучи сами успешными предпринимателями, ее основатели лично участвуют в образовательном процессе, формируют программы, ведут мастер-классы, организуют для студентов всевозможные стажировки.
Место под строительство этого уникального для страны инкубатора управленческой элиты было найдено почти пять лет назад. На Сколково выбор пал совсем неслучайно: во-первых, близость к Москве (всего 1 км от МКАД), во-вторых, свободная площадка и благополучная экология, в-третьих, по соседству уже тогда планировалось создавать отечественную силиконовую долину, а, если вдуматься, где, как не там, применять свои таланты и полученные навыки выпускникам Московской школы управления? В начале 2006 года был проведен закрытый архитектурный конкурс на лучший проект комплекса школы. Определение «закрытый» в данном случае не просто юридический термин – информации об этом состязании почти нет, про участников известно лишь, что это были три иностранных архитектурных бюро, и широкой публике из них представили лишь победителя – Adjaye/Associates (Великобритания). По мнению жюри, именно Дэвид Аджайе и его коллеги смогли предложить архитектурное решение кампуса, наиболее точно «выражающее инновационный, прогрессивный характер школы и при этом основанное на идеях, возникших в России и получивших всемирное признание».
21 сентября 2006 года состоялась церемония заложения первого камня в строительство будущего комплекса, и ровно четыре года спустя оно полностью сдано в эксплуатацию. Что и говорить, жесткие сроки строительства и их неукоснительное соблюдение – вещь не такая уж и привычная для наших широт, особенно в том случае, когда речь идет о произведении современной архитектуры с неординарной внешностью и сложным конструктивом. Возможно, секрет подобной пунктуальности в том, что проект Московской школы управления финансировался исключительно на средства частных инвесторов, а председателем Международного Попечительского совета «Сколково» является президент РФ Дмитрий Медведев. То есть это такое сугубо частное дело, но развивающееся под чутким руководством главы государства – расклад, при котором шанс что-либо испортить практически равен нулю.
Итак, проект бизнес-школы основан на идеях, «возникших в России и получивших всемирное признание». Если учесть, что эти идеи должен был найти и творчески переосмыслить не кто иной, как архитектор, угадать, что именно послужило источником вдохновения, становится проще простого. Конечно, это был Русский авангард. Работы Малевича и Кандинского, проекты Мельникова, Весниных и Лисицкого Дэвид Аджайе страстно полюбил еще в студенчестве и об этом периоде истории искусства до сих пор говорит с нескрываемым восторгом. Фактически его проект школы «Сколково» – это архитектурная трактовка знаменитых супрематических композиций Малевича. Воплощенная в объеме геометрическая абстракция превращается в яркий, комфортабельный и абсолютно самодостаточный архитектурный комплекс, равно защищенный и от любых капризов погоды, и от упреков в чопорности. Нарисованный Малевичем почти столетие назад круг Аджайе превращает в четырехэтажный диск, на котором размещает четыре разных по назначению корпуса. Правда, если на ранних макетах эти параллелепипеды были выкрашены в самые что ни на есть авангардистские цвета (алый, желтый, зеленый и т.д.), то позже Аджайе решил отдать дань уважения и культуре своей нации (архитектор родом из Танзании) и супрематический план виртуозно скрестил с орнаментом африканских племен. В итоге комплекс может похвастаться композицией, захватывающей своим динамизмом (чего стоят хотя бы 22-х и 28-метровые консоли!), и яркими фасадами, чьи поверхности словно выложены мозаикой из стекол 10 разных оттенков. Каждое стекло при этом имеет ромбовидную форму, благодаря чему абсолютно плоский фасад работает как трехмерная картинка, имитируя структурное остекление.
Дэвид Аджайе не скрывает, что школа «Сколково» – его самый любимый проект. Во-первых, пока это наиболее крупная реализация Adjaye/Associates (общая площадь комплекса – 65 тысяч квадратных метров), во-вторых, благодаря ей, архитектор получил вожделенную возможность поработать без каких-либо ограничений (выделенная под школу территория в 26 га представляет собой чистое поле). «Шанс реализовать утопию выпадает один раз в жизни, – убежден архитектор. – А ведь идея образовательного кампуса – это ничто иное, как утопия, монашеское братство, идеализированный рай, от которого весь мир далеко-далеко». Впрочем, в российских условиях утопичным кажется не столько сам проект бизнес-школы, сколько то, что он действительно реализован, причем по проекту звезды мировой архитектуры, в который за время согласований не было внесено никаких кардинальных изменений. И вот за эту реализованную мечту – о качественной западной архитектуре в пределах московского региона – Дэвиду Аджайе хочется сказать огромное спасибо. Остается надеяться, что и будущие управленцы оценят его творение по достоинству.
автор текста: Анна Мартовицкая