Собственная информация
В 2012 году строительным комплексом и организациями Минстройархитектуры выполнены качественные параметры прогноза, обеспечено значительное снижение материальных затрат, а также улучшены показатели внешнеэкономической деятельности.
Обеспечено возведение объектов государственной инвестиционной программы, перевыполнено задание по объему ввода жилья. По итогам отчетного года введено в действие 4 484,7 тыс. кв. метров общей площади жилья, что составляет 106,8 % к предусмотренному заданию на год.
Министерством выполнены все показатели по энергосбережению: целевой показатель составил минус 4,9 % при задании минус 4,0 %; доля местных видов топлива и вторичных энергоресурсов в котельно-печном топливе составила 5,1 % при задании 5 %; экономия светлых нефтепродуктов обеспечена на уровне задания минус 10 %.
Финансовое положение организаций отрасли, осуществляющих производственную деятельность, стабильное, отсутствует динамика прироста чистых убытков. Так, за январь-ноябрь 2012 г. по организациям министерства обеспечено сокращение на 15 единиц количества убыточных организаций к уровню прошлого года (с 62 до 47 единиц). В целом по Минстройархитектуры чистая прибыль составила 1,044 трлн. рублей, или 158,1% к уровню 2011 года. По курируемому виду экономической деятельности «Строительство» более половины организаций, имеющих за январь-ноябрь 2011 г. чистый убыток, в анализируемом периоде обеспечили выход на безубыточную работу (сокращено с 179 до 98 единиц).
Не обеспечено достижение заданных параметров прогноза по объемам производства, инвестиционной деятельности и внешней торговле услугами.
Объем производства в строительной сфере напрямую зависит от динамики развития всех отраслей экономики, ее инвестиционной активности в целом.
За 2012 год темп роста инвестиций в основной капитал составил 86,2 % при плане в 96-97 %. В результате недополучено 17,3 трлн. рублей инвестиций, в связи с чем строительно-монтажные работы не довыполнены в объеме порядка 8,4 трлн. рублей.
В итоге общий объем выполненных подрядных работ по республике составил 66 трлн. рублей и сократился на 13% в сопоставимых ценах. Однако в долларовом исчислении объем подрядных работ к уровню 2011 года возрос в целом на 11%, в том числе по организациям министерства на 7 %. При этом объем подрядных работ, выполненных за пределами республики, также существенно вырос: к 2011 году в 1,6 раза, к 2010 году - в 2,5 раза.
Знаковым событием для отрасли в 2012 году стал ввод в эксплуатацию ряда крупномасштабных инвестиционных проектов, в их числе: технологические линии по производству цемента сухим способом в ОАО «Красносельскстройматериалы» и ОАО «Белорусский цементный завод», линия флоат-стекла в ОАО «Гомельстекло». Обеспечен выход на проектную мощность 5-й технологической линии на РУПП «Гранит», линии по производству облицовочной плитки, в том числе для облицовки бассейнов в ОАО «Березастройматериалы».
В текущем году будет завершено строительство технологической линии в ОАО «Кричевцементношифер», что позволит в целом удвоить мощности производства цемента в республике.
Дополнительно введены в эксплуатацию объекты по производству собственной электроэнергии и тепла в энергоемких организациях: ОАО «Красносельскстройматериалы» - 15 мВт, ОАО «Минский КСИ» - 3,5 мВт. Это позволит получать дешевую энергию, и в результате уже в 2013 году удельный вес электроэнергии собственного производства в общем объеме потребления промышленности превысит 31%.
Проведенная работа по модернизации организаций отрасли позволила не только нарастить мощности, расширить ассортимент, но и производить продукцию, соответствующую по качеству мировым аналогам, что подтверждено проведенной сертификацией на соответствие международным стандартам и полученным правом поставок продукции в страны Евросоюза с СЕ маркировкой по всем базовым строительным материалам.
В рамках проведения дальнейшей модернизации отрасли планируется организовать ряд новых импортозамещающих и экспортоориентированных производств, в том числе по выпуску энергосберегающего стекла, стекловаты, гипсокартона, керамогранита. В стране будет построен завод по производству кальцинированной соды. В планах реализация и других крупных инвестиционных проектов, использующих новейшие ресурсосберегающие разработки, а также ориентированных на применение местных видов сырья и материалов.
В 2012 году в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности в областях и г. Минске РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры» (далее - Служба) проведено 132 проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, входящих в систему министерства. Кроме того, по обращениям правоохранительных органов, дополнительно осуществлено 27 внеплановых проверок подведомственных организаций.
По результатам вышеуказанных проверок Службой в 2012 году выявлено вреда на сумму 4 996,7 млн. рублей, в том числе незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей -4 269,7 млн. рублей (85,5% от общей суммы вреда), предотвращено незаконных и необоснованных расходов средств на 5 804,1 млн. рублей.
Принятые Минстройархитектуры, Службой и организациями в 2012 году меры позволили возместить причиненный ущерб в размере 4 277,2 млн. рублей, или 85,6 % от выявленного, а также перечислить в бюджеты всех уровней 1 418,7 млн. рублей доначисленных платежей, или 90,4 % от доначисленных сумм (1 569,7 млн. рублей).
За допущенные нарушения по результатам проверок в организациях, входящих в систему Минстройархитектуры, привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 245 должностных лиц, уволено с занимаемой должности - 1.
На основании норм Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 Службой по результатам проверок направлено 19 дел в государственные органы для начала осуществления административного процесса, а также для дачи правовой оценки выявленным нарушениям законодательства, по 2 проверкам - в правоохранительные органы.
В 2012 году Службой оказана методологическая помощь организациям, входящим в систему Минстройархитектуры, в проведении проверок эффективности работы субъектов собственной зарубежной товаропроводящей сети, по итогам которых проведено 2 коллегии Минстройархитектуры, разработан План мероприятий по развитию, оптимизации и повышению эффективности функционирования товаропроводящей сети Минстройархитектуры.