Вы здесь

Мир, затерянный в Степянке

Проектировщик – УП “Минскградо”

Авторский коллектив:
ГАП – Л.П. Ларина,
архит. Н.Н. Афанасьева, Ю.А. Бабий, Я.Л. Линевич,
ГИП – И.С. Жидович,
экономист – Н.В. Дьяченко,
транспортное решение – С.А. Алексеева, В.В. Прищепов,
охрана окружающей среды – Е.З. Уснич

при участии ТМ архит. Б. Школьникова (архитектурнопланировочное решение ФОКа “Степянка”), Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича и Института проблем использования природных ресурсов и экологии НАН Беларуси (оценка структуры, состояния и экологической ценности лесного фонда)

Заказчик и застройщик ФОКа – СООО “Гиперком”

Удивительно, но факт: в центре техногенного Минска можно попасть в настоящий “затерянный мир”. В северовосточной части города в прекрасном состоянии сохранился обширный, площадью в 216 га зеленый оазис с практически девственной флорой, где произрастает великовозрастный (от 100 до 130 лет) елово­сосновый лес и встречаются редкостные растения – занесенная в Красную книгу Республики Беларусь лилия кудреватая и необычная для наших широт сосна с воротничковой формой коры. Эта ландшафтнорекреационная зона в Партизанском районе столицы более известна минчанам как лесопарк “Степянка”.

Целостность сохранившегося лесного массива кажется еще поразительнее, если учесть уровень накладывающейся на него нагрузки: с юговостока лесопарк граничит с железной дорогой направлением Минск–Москва с высокой интенсивностью движения и расположенной рядом товарной станцией “Степянка”. На севере он соседствует с гаражами часового завода по ул. Подлесной, а на западе – с кварталом усадебной застройки “Степянка” и ул. Филимонова.

Разработанный Минскградо детальный план предусматривает комплексное градостроительное развитие этой территории с созданием ландшафтнорекреационного и культурно­развлекательного парка общегородского значения. При этом реконструкция лесного массива будет осуществляться без нанесения ущерба зеленой растительности.

Функционально лесопарк “Степянка” разбит на несколько зон: тихого отдыха, спортивную, детскую и санитарно­защитную. Его емкость – 2000 человек.

Спортивным ядром парка станет физкультурнооздоровительный комплекс “Степянка” площадью 11 га. Он предполагает новое строительство на месте печально известной дачи бывшего главы НКВД БССР Лаврентия Цанавы. Построенный в 30е годы прошлого столетия загородный особняк “белорусского Берия” имел дурную славу: в 1930–1940х это место бесчинств и расправ, здесь, по некоторым сведениям, был убит лидер еврейских националистов и народный артист СССР Соломон Михоэлс. Дача, сменившая многих владельцев (последний официальный – детсад № 33), являлась пристанищем бездомных, а сейчас полуразрушена пожаром.

Новая, светлая история этого места начнется с возведения здесь ФОКа, включающего миниаквапарк, фитнесцентр, боулинг, сауну, СПАцентр, ресторан с дискотекой, универсальный спортзал и открытые спортивные площадки. Рядом запроектирована конюшня на 5 лошадей с манежем для верховой езды. Посетители физкультурнооздоровительного центра смогут задержаться на уик­энд, разместившись в малоэтажных гостевых домиках или в апартаментах гостиничного комплекса, запланированного с конференц­залами и подземным паркингом на 28 машин. Застройка ФОКа будет осуществляться на участках, свободных от зеленых насаждений, и высота строений планируется не выше рядом стоящих деревьев. Архитектурным решением объекты “закамуфлированы” под окружающую среду: домики делаются в виде землянок, с грунтовым покрытием и обильным остеклением. Проектирует физкультурнооздоровительный комплекс “Степянка” ТМ Б. Школьникова.

Главный въезд в ФОК, равно как и на территорию лесопарка, предусмотрен с улиц Ф. Скорины и Подлесной. Там же будет расположена открытая автостоянка для машин, припарковав которые посетители смогут продолжить путешествие по парку пешими маршрутами. Да и не только ими. Архитекторы постарались насытить лесопарк различными видами познавательного и оздоровительного отдыха: велосипедным, конным, зимой – лыжным туризмом, фотоохотой и т.д. Причем дорожно­тропиночная сеть формируется с максимальным использованием существующих дорог и аллей. Подобная трассировка позволит сохранить ландшафт лесопарка, направить потоки отдыхающих в места наибольшей рекреационной привлекательности, к примеру, к сосне воротничковой или к видовым точкам у зеркала Слепянской системы, защитив таким образом от вытаптывания уязвимые участки с ценными насаждениями. Дорожнотропиночная сеть устраивается с расчетом наиболее быстрого попадания в места отдыха и другие пункты территории.

В зонах свободного доступа будут установлены беседки, скульптуры, разбиты цветочные клумбы, декоративные кустарники, оборудованы пикниковые поляны и лужайки. При входах и въездах в лесопарк “Степянка” и на пересечении главных аллей задуманы центры обслуживания посетителей с павильонами проката и сезонной торговли. А чтобы избежать перегрузки лесополосы различными видами досуга, вокруг нее и на путях следования основных потоков планируется создать буферные зоны, рассчитанные для активного отдыха (спортивные и игровые площадки, места для жарки шашлыков и др.). Они станут своеобразными защитными барьерами, принимающими на себя основную нагрузку, и будут размещены на приграничье с жилой застройкой вдоль улиц Филимонова и Подлесной, а также у станции “Сосновый Бор”, которой завершает свой маршрут детская железная дорога имени К. Заслонова. Для детей, кстати, в лесопарке предусмотрены собственные развлекательные аттракционы, игровые площадки, пара скейт­парков и даже строительство в перспективе зоопарка.

Градостроительный проект предполагает полное высвобождение территории парка от транзитных транспортных потоков. Для этого все парковки выносятся за периметр ландшафтнорекреационной зоны, а участок ул. Парниковой, проходящий по лесопарку, закрывают, трансформировав под аллею, но с возможностью проезда по ней транспорта, обслуживающего парк, ФОК и размещенные в пределах лесного массива дачи дипкорпуса. К тому же ликвидация данной проезжей части снимет нагрузку на памятник архитектуры XIX века – усадьбу Ваньковича по ул. Филимонова, 24.

Все автопотоки, а также транспортное сообщение лесопарка и соседствующего с ним жилого района “Степянка” будут организованы по улицам Филимонова и Подлесной. В качестве дополнительной транспортной магистрали планируется проложить южный дублер пр. Независимости. Реконструкции и расширению подлежит отделяющая территорию парка от жилой и общественной зон города ул. Подлесная. Часть ее малоценной жилой усадебной застройки, попадающей в зону шумового загрязнения железной дороги, в перспективе предлагается трансформировать в общественные объекты для ведения малого бизнеса, а капитальные здания модернизировать под административно­коммунальные.

Предполагается, что обустройство и новая трассировка этих улиц наряду с возведением некоторых объектов ФОКа “Степянка” будут выполнены в первой очереди строительства еще в этой пятилетке. В настоящее время ведутся работы по приведению лесополосы в порядок.

 

 

 

 

Читайте также
24.12.2003 / просмотров: [totalcount]
Мировые города мечтают, стремятся принять у себя очередную Олимпиаду, понимая, что она послужит радикальному преобразованию всей городской...
23.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Первое яркое впечатление от Сочи создается еще на подлете к городу: под тобой — морская гладь, слева по борту самолета тянется узкая береговая...
13.07.2004 / просмотров: [totalcount]
Стадион “Красное знамя” (ныне спортивная база “Неман”) по ул. Горького в Гродно был построен в 1963 г. Комплекс стадиона...