SUMMARY
This article discusses the phenomenon of large cities development like suburbanization. Is done the causes and conditions of suburbanization. Are compared two spatial patterns of suburbanization: the functional diffusion and polycentric development. On the example of the city of Minsk is discussed the evolution of suburbanization over the past 20 years: from the diffusion of specific functions into suburb area to the creation of satellite towns. At the present time identified six small towns in the suburbs of Minsk, which will have development as its satellites. To fulfil the central role in the polycentric metropolitan area are defined the minimum size of satellite town population. Suggests ways of economic specialization satellite towns of Minsk, as well as approaches to the creation of its architectural image. In accordance with the decision of Belarus Government the experimental design of the satellite is carried out in Smolevichi town. All project works must be completed by 2012, the town should be developed by 2015.
После войны, возродившись из руин, столица Беларуси Минск, как и многие другие крупные города мира, десятилетиями развивался по классической схеме компактного города. Функции, размещаемые в пригородной зоне, дополняли его гармоничное существование. Практика развития пригородной зоны следовала теории градостроительства, разработанной еще в 40-е гг. прошлого века. Здесь обеспечивалось ведение пригородного сельского хозяйства с размещением немногочисленных, но крупных сельских поселений, в которых жили сельские труженики, создавались зоны кратковременного и длительного отдыха для городских жителей, поселки летнего жилища – дачи (вначале для городской элиты, а затем для всех горожан – садоводов и огородников). В пригородной зоне размещались головные инженерные сооружения, такие как водозаборные и очистные, кладбища и полигоны бытовых отходов, ряд других незначительных по территории объектов, обслуживающих крупный город. Казалось, по такой схеме компактный город может развиваться вечно. Однако в 90-е гг. ХХ в. картина бесконфликтного сосуществования крупного города и его пригородной зоны начала безвозвратно меняться. В профессиональных кругах новое явление назвали субурбанизацией. Видимой частью айсберга субурбанизации Минска стало размещение в пригороде большого числа районов коттеджной застройки.
Начавшийся процесс субурбанизации ни для Минска, ни для областных центров страны не явился уникальным белорусским феноменом. Исходя из выявленной в ходе исследований закономерности, проявляющейся в общности процессов и форм урбанизации в глобальном контексте, можно судить о том, что наша страна четко следует европейским тенденциям с отставанием от них на 20–30 лет.
Субурбанизация: модели развития
Российский эконом-географ А. Перцик сделал вывод, что процесс урбанизации наиболее экономически развитых стран мира прошел три стадии: от "классической", характерной для 1950-х и отчасти 1960-х гг., через субурбанизацию 1960–1970-х гг. к реурбанизации.
Причинами субурбанизации, вынуждающими крупные города "выбрасывать"свои основные функции на пригородные территории, в разной степени являлись такие знамения ХХ в., как экологические проблемы крупного промышленного города, внутригородской транспортный "коллапс", межэтнические социальные конфликты, высокая стоимость недвижимости. Субурбанизацию стимулировала эмиграция населения из других регионов страны и даже других стран в крупные города. Оно правдами и неправдами размещалось в пригородной зоне в пределах такой временной доступности, которая позволяла им осуществлять ежедневные поездки на предприятия города. Субурбанизация не была бы возможной без активного развития транспортных средств и коммуникаций, телекоммуникаций, технологий децентрализованного инженерного обеспечения.
Анализируя морфологию субурбанизации зарубежных стран, можно выделить две принципиальные модели ее пространственного выражения. Первая предполагает развитие на основе диффузии, или "разбрызгивания", отдельных функций крупного города по территории пригородной зоны, таких как жилые спальные районы, производственные предприятия, крупные коммерческие объекты, объекты транспорта и др. В данной модели территория осваивается небольшими по площади, близко расположенными друг к другу монофункциональными объектами, существование которых тесно связано с городом-центром. Диффузионная модель часто является результатом самоорганизации и саморазвития территорий, когда застройщик самостоятельно определяет удобную для него площадку и инициирует ее развитие, осуществляемое без градостроительной документации.
Вторая модель строит развитие пригородных территорий крупного города по принципу полицентрической агломерации. Согласно ей, в пригородной зоне размещаются новые либо развиваются существующие полифункциональные поселения компактной формы. Они не только обеспечивают управляемое расселение в пригородной зоне, но и принимают на себя часть центростремительных функций крупного города-центра, снижая тем самым ежедневные миграционные нагрузки на него.
Примеры реализации первой модели можно найти в Латинской Америке и Южной Европе. В частности, в Венесуэле развитие (или, точнее, саморазвитие) столицы страны Каракаса осуществляется по диффузионной модели. Страны Западной Европы, такие как Нидерланды, Германия и др., избрали вторую модель.
Конечно, ни одна из них не реализуется в чистом виде. Как правило, субурбанизация строится по двум моделям одновременно, но с приоритетным развитием одной либо другой.
Какой из моделей будут отданы приоритеты в нашей стране?
С момента обретения независимости и до середины 2010 г., а именно до появления правительственного Плана реализации мероприятий по строительству крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках, пригородная зона Минска развивалась по диффузионной модели. С 1998 по 2005 г. количество земель, отводимых под застройку в столице и Минском районе, увеличивалось приблизительно одинаковыми темпами, а если учитывать, что пространственное расширение Минска шло за счет механического включения сельских поселений и территорий Минского района в городскую черту, то земли под застройку в Минском районе отводились большими темпами, чем в городе. Всем очевидно, что за последние 20 лет природные ландшафты вокруг Минска изменились не в лучшую сторону. Если раньше они простирались до линии горизонта, то сейчас трудно найти место, в котором горизонт не ограничивался бы унылым силуэтом жилой усадебной застройки. "Выброс"жилья в пригород не решил городских транспортных проблем, так как без мест приложения труда жители этих районов вынуждены ежедневно осуществлять поездки на работу и за услугами в Минск, создавая каждое утро и вечер транспортные пробки. Мало того, в условиях ограниченного предложения территориальных ресурсов в Минском районе, в частности при запрете использования сельскохозяйственных земель под застройку, застройщики стали все чаще атаковать территории уникальных рекреационных зон, созданные предыдущими поколениями. Они предлагают строить здесь не объекты отдыха и развлечений, свойственные данным местам, а банальные дорогие жилые коттеджи. Такие агрессивные интересы, как грозовые тучи, нависли над зонами отдыха "Минское море", "Птичь", "Веселка", и я не уверен, что власть не уступит им.
Город-спутник: параметры, функции, архитектурный облик
Появление постановления Совета Министров Республики Беларусь "О государственной программе строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов"позволяет говорить о реализации новой градостроительной концепции Минской субурбанизации – создании Минской полицентрической агломерации. Для роли городов-спутников отобраны существующие городские поселения, расположенные на железнодорожных коммуникациях, что позволяет обеспечить их надежной и недорогой связью с Минском. В перечень вошли Заславль, Фаниполь, Дзержинск, Руденск, Смолевичи, затем к списку присоединился Логойск. В планах развития транспортных коммуникаций между Минском и Логойском фигурирует строительство линии скоростного трамвая, что позволит ему иметь современную скоростную связь со столицей.
Назвать существующие города в пригороде Минска городами-спутниками – это лишь полдела. Важнее определиться с сутью изменений, которые в них должны произойти, для того чтобы они реально стали выполнять свою роль.
Город-спутник можно определить как населенный пункт областного или районного подчинения, расположенный в пригородной зоне крупного города, формирующий с ним единую производственную и социально-культурную инфраструктуру, единые стандарты среды жизнедеятельности на основе разработки и реализации общих комплексных планов социально-экономического и градостроительного развития, программ и проектов развития социальной, инженерно-транспортной инфраструктур. Важно, что по данному определению города-спутники не становятся объектом административной принадлежности Минску, как это произошло с г.п. Сокол. Для сохранения аутентичности их взаимодействие со столицей должно строиться на базе инновационных для страны форм управления – партнерства органов местного управления различных административно-территориальных единиц, схожего со столь популярным в последнее время государственно-частным партнерством.
Одним из важных вопросов является размер города-спутника, минимальные параметры численности его населения. В настоящее время она составляет (на 01.01.2011 г.): для Заславля – 14,3 тыс. чел., Фаниполя – 13,0 тыс. чел., Дзержинска – 25,4 тыс. чел., Смолевичей – 15,3 тыс. чел., Руденска – 2,7 тыс. чел., Логойска – 11,3 тыс. чел. Для того чтобы город-спутник взял на себя выполнение части центральных функций крупного города в полицентрической агломерации, функций т.н. "ловушки"для населения окружающих территорий, он должен обладать достаточным количеством трудовых ресурсов, которые кроме обслуживания собственного населения смогут предложить качественные услуги и населению окружающих территорий в пределах одного или нескольких районов. Детальные исследования российских ученых, проведенные еще в 80-е гг. ХХ в., доказали, что население такого города должно составлять не менее 30 тыс. человек. Мы можем принять данные выводы как рекомендацию для определения нижней планки численности населения города-спутника, с которой начнется формирование социальной инфраструктуры, не уступающей по потенциалу крупному городу. Ближе всех к этим параметрам Дзержинск. Численность населения Заславля, Смолевичей, Фаниполя и Логойска необходимо увеличить в несколько раз. Если говорить о Руденске, то в роли "спутника"должен быть создан практически новый город.
Как уже отмечалось, в отличие от диффузионной модели, согласно которой на территории пригородной зоны располагаются небольшие специализированные фрагменты крупного города, в полицентрической конструкции города-спутники должны представлять компактные многофункциональные образования. Поэтому кроме размещения в них жилых кварталов необходимо предусмотреть строительство и новых производственных предприятий. Часть проживающих по-прежнему будет выезжать на работу в столицу, но большая часть населения города-спутника, а также его зоны влияния найдет занятость на новых предприятиях. Они должны быть тесно связаны с экономикой Минска, являясь ее специализированным дополнением. Причем речь идет не только о промышленности – специализация спутников затрагивает такие сферы экономики, как управление, образование, услуги и др.
Исходя из положения в планировочном каркасе пригородной зоны, исторически сложившегося потенциала, города-спутники могут специализироваться по следующим направлениям.
Заславль – это туризм, спорт, административное управление, высшие учебные заведения. Развитие сети региональных пассажирских железнодорожных линий Минска предусматривает создание в Заславле конечной железнодорожной станции, на которой будут заканчиваться маршруты пригородных поездов из всех городов-спутников. Беспересадочная доступность города как для жителей Минска, так и пригородной зоны, исторический потенциал одного из древнейших поселений Беларуси станут привлекательными условиями для размещения здесь части административных функций столицы. Например, в Заславль мог бы переехать Минский райисполком, разместиться отдельные комитеты Минского облисполкома, факультеты столичных университетов.
В Смолевичах, учитывая близость расположения международного аэропорта "Минск", следует активно развивать научно-промышленный комплекс. Основой данного производства могли бы стать фармацевтическая, косметическая промышленность, биомедицина. Фармацевтические предприятия Минска, Борисова и Смолевичей вместе смогли бы организовать первый специализированный производственный кластер страны. С целью диверсификации городской экономики Смолевичей данные производства логично дополнить предприятиями по производству медицинского оборудования и обязательно научными учреждениями и учебными заведениями для подготовки и переподготовки специалистов в области фармацевтики. Таким образом, Смолевичи из аграрно-промышленного города может превратиться в современный, привлекательный для населения промышленный центр с инновационными технологиями.
В направлении Фаниполя за пределами Минской кольцевой дороги планируется разместить новый международный выставочный комплекс "Минск-экспо", и идею эту можно пространственно развить. В Фаниполе, исходя из его удобного расположения на существующих и проектируемых (второе Минское кольцо) транспортных коммуникациях, целесообразно разместить специализированные торгово-выставочные комплексы с необходимой инфраструктурой. Таким образом, Фаниполь может стать уникальным торговым центром страны. Здесь может быть расквартирован обслуживающий персонал объектов туристического курорта и зоны отдыха "Птичь".
Город-спутник Логойск уже приобретает свою специализацию на основе развития индустрии спорта, развлечений и отдыха. Данная специализация может сохраниться и в будущем, тем более что связанность Логойска с Минском качественно улучшится со строительством скоростной трамвайной линии Минск – Логойск.
Что касается еще двух городов-спутников – Дзержинска и Руденска, то здесь могут получить развитие специализированные научно-промышленные и агропромышленные комплексы на базе новых предприятий, тесно связанных с существующим производством Минска.
Не менее важным, чем создание современных мест приложения труда, для городов-спутников является формирование нового архитектурного облика. Навряд ли им необходимо вступать в соревнование с Минском по высотному жилищному строительству, тем более становиться площадкой для "складирования"устаревшей панельной продукции столичных домостроительных предприятий. Образ города-спутника должен полярно отличаться от образа столичныхмикрорайонов. Основой застройки следует сделать малоэтажные здания, формирующие квартальную планировку с уютными, благоустроенными, сомасштабными человеку дворами и улицами, пешеходными зонами, здесь должно быть достаточно озеленения и парковок для личного транспорта. В городе-спутнике всегда найдется место новым технологиям в энергосбережении и ресурсном обеспечении. Таким образом, он сможет воплотить в себе три основных принципа современного города: безопасность, комфортность и эффективность. Такие решения заложены УП "БелНИИПградостроительства"в генеральном плане города-спутника Смолевичи. Дело – за реализацией.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь "О государственной программестроительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов", экспериментальное проектирование первого города-спутника будет осуществлено в Смолевичах. Все проектные и изыскательские работы должны быть завершены в 2012 г., строительство – в 2015 г. Государственная программа развития городов-спутников г. Минска реализуется в два этапа: 1-й этап – до 2015 г., второй – до 2020 г.
Города-спутники – прерогатива не только столицы. Согласно проекту Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь до 2015 года, одной из основных задач, обеспечивающих совершенствование территориальной организации Республики Беларусь, успешное развитие регионов и поселений на основе использования их потенциала, международных и региональных достижений в области градостроительства, является развитие наряду с минской полицентрических агломераций областных центров на базе городов-спутников.
Литература
1. Перцик, Е.Н. Геоурбанистика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Е.Н. Перцик. – М.: Издательский центр "Академия", 2009. – 432 с.
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. № 976 "О государственной программе строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов". Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 12 июня 2010 г. № 5/32149.
3. Проект Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь до 2015 года / УП "БелНИИПградостроительства", 2011 г.