Последние несколько лет у подножья Анд недалеко от Сантьяго, столицы Чили, медленно поднимается таинственное шаровидное сооружение. Новый Храм Бахаи в Южной Америке станет первым таковым на континенте, когда откроется в 2016 году. Впервые религия Бахаи попала в Чили в 1919 году, и вот спустя столетие архитекторы, инженеры и строители работают над созданием уникального храма этой веры.
Уже прошло более десяти лет с тех пор, как этот проект впервые появился на бумаге. «Форма ни разу не менялась с 2003 года», – говорит Дорон Майнхард, главный инженер проекта и ответственный за реализацию сотрудник Hariri Pontarini Architects.
Разработанный канадским архитектором Сиамаком Харири и его фирмой в Торонто Hariri Pontarini Architects храм черпает вдохновение из бахаистического учения о свете, как о символе единения. Кроме того, согласно священной книге Бахаи, у храма должно быть девять входов – для людей со всех частей мира – и купол, пропускающий свет.
Архитекторы создали форму, состоящую из девяти «парусов», которые изгибаются и закручиваются ближе к отверстию в вершине купола. Кажется, будто здание извивается и волнуется, возвышаясь с бетонного основания. Язык архитектуры создан при партнёрстве с американскими инженерами из фирмы Simpson Gumpertz & Heger и немецкой фирмой Gartner Steel and Glass GmbH. Он представляет собой комбинацию хай-тека и органики, цифрового дизайна и технологий создания металлоконструкций.
«Паруса» снаружи сделаны из литого стекла, которому придают форму с помощью гидромеханической резки, а внутри они отделаны светопроницаемыми мраморными панелями. Эти два пропускающих свет слоя покрывают сложную железную сеть. Подобная структура позволила соединить «паруса» максимально близко друг к другу, не оставляя щелей.
Наружное стекло было разработано художником Джеффом Гудманом. Он хорошо поработал с боросиликатом, чтобы избежать любого термального стресса. Затем провёл материал через большое количество разных тестов: заморозку и разморозку, погружение в воду, сейсмическую нагрузку. 2,000 стеклянных панелей на каждом «парусе» уникальны.
«Мы много раз тестировали это стекло», – говорит Френк Кан, директор SGH. «Этот тип литого стекла, также известный как пирекс, меньше поддаётся термальному расширению».