В статье рассматриваются процессы трансформации архитектурного облика современных городов и их причины. Дается оценка позитивных и негативных тенденций развития современной белорусской архитектуры. Приводятся критерии оценки архитектурных объектов профессионалами, инвесторами и пользователями, в том числе критерии маркетинговой оценки архитектурных объектов, которая становится все более значимой для архитекторов. Рассматривается понятие «мода в архитектуре», взаимосвязи облика архитектурных сооружений с их философией, логичностью и эффективностью функциональной организации и конструктивных решений.
The article examines the processes of transformation of the architectural appear-ance of modern cities and their causes and the evaluation of the positive and negative trends in the development of modern Belarusian architecture. Criteria of evaluation of architectural objects by professionals, investors and users, including criteria for evaluating the marketing of architectural objects, which are becoming increasingly important for architects. We consider the concept of “fashion in architecture”, architectural image of the relationship with their philosophy, logic and functional efficiency of the organization and design solutions.
ВведениеМир, в котором мы живем, коренным образом изменился и продолжает стремительно меняться. Наступила постиндустриальная эра, идет информационно-коммуникационная революция, развивается инновационная экономика, креативная индустрия. Мы вступили в эпоху кардинальной трансформации среды жизнедеятельности людей.
Главный вектор современного развития человечества - глобализация. Со второй половины ХХ века активно развиваются постиндустриальные города (post-industrial cities), среди которых можно выделить: глобальные (мировые) города, креативные города, технополисы, экополисы, города-культурные центры, города-центры туризма [1].
Архитектура формирует облик нового мира. Поэтому необходимо критически осмыслить уже сделанное, оценить позитивные и негативные тенденции развития наших населенных мест, задуматься о направлениях развития белорусской архитектуры.
Основная частьГорода находятся в процессе постоянной перестройки и развития. Они не могут быть сохранены в том виде, в котором однажды были созданы. Они должны трансформироваться в соответствии с меняющимися потребностями общества.
Давайте сносить проспект Сталина и здания Ланг- барда! Современные инвесторы хорошо понимают ценность местоположения архитектурных сооружений. Они инициируют, а мы покорно смотрим на то, как сносятся или перестраиваются до неузнаваемости здания, в том числе и памятники архитектуры, в центральных зонах городов. Это первая электростанция в Минске рядом с цирком, гостиницы «Свислочь» («Беларусь») у стадиона Динамо, «Октябрьская» у здания ЦК КПБ, другие объекты. Уже снесено здание музея Великой Отечественной войны на Октябрьской площади для нового прибыльного вложения инвестиций.
Кто же такие «современные инвесторы»? Это люди, имеющие доступ к большим деньгам, как правило, не своим, а занимаемым в банках под проценты, которые оплачивает будущий покупатель или арендатор построенных зданий. «Инвесторы» не имеют не только своих денег, но также своих проектных и строительных организаций. Все нанимается за деньги, взятые в банках под проценты, что составляет существенную часть конечной стоимости построенных объектов.
Самым прибыльным видом вложения денег для «инвесторов» является строительство жилья. Жилой дом строится в среднем 1 год. Квартиры продаются и прибыль («моржа») кладется в карман «инвесторов».
Панельные дома как эталон жилья будущего. Крупнопанельное домостроение (КПД) со времен Хрущева остается доминирующим видом многоэтажной жилой застройки в наших городах. Однотипные, многократно повторяющиеся здания продолжают нивелировать облик городов. Образуются унылые, однообразные пространства улиц и жилых дворов.
Да, здания, выпускаемые нашими заводами, видоизменяются, улучшаются внутренне и внешне, но сам принцип КПД - массовое повторение одних и тех же архитектурно-строительных форм - вынужденно порождает однообразие.
Мы настолько привыкли, что лучше и дешевле крупнопанельного домостроения ничего нет, что даже не задумываемся - так ли это на самом деле? Приведу пример для размышлений. В начале 1990-х годов в Беларуси было построено несколько жилых городков для военнослужащих, выводимых из Германии. Немцы, которые давали деньги на строительство, провели тендер на строительство жилого городка в Барановичах и его выиграла турецкая строительная фирма, дома которой из монолитного бетона оказались дешевле, чем наши крупнопанельные. В монолите можно было построить дома с любыми квартирами, но жилой городок проектировал «Военпроект» из типовых 5-этажных жилых домов. Поэтому, турки в монолите воспроизвели все те же крупнопанельные «хрущебы».
Многие новые жилые дома, построенные в последние годы с применением современных строительных технологий, также традиционно воспроизводят своих крупнопанельных «собратьев». Когда же мы задумаемся о том, каким должно быть жилье в 21 веке?
Еще одна проблема жилой застройки крупных городов - появление «жилых небоскребов». Казалось бы, все просто - чем выше плотность жилой застройки, тем больше квартир можно разместить на каждом гектаре ценной городской территории. Однако при этом возникают серьезные проблемы: ухудшение условий проживания на верхних этажах зданий, нехватка мест для парковки автомобилей жильцов, уменьшение озелененных участков во дворах и на междворовых территориях.
Плотность жилой застройки не должна быть чрезмерной, а должна давать возможность горожанам жить в комфортной и экологически благоприятной городской среде. Например, жилой дом «У Троицкого» (я бы назвал его - «Над Троицким») нарушил масштаб не только Троицкого предместья, но и одной из главных доминант Минска - Национального театра оперы и балета. Троицкому предместью вообще не везет с соседями - сначала появился рядом дом- забор «Панорама», а вот сейчас новый сосед-переросток.
Парки и набережные - лучшие места для новой застройки. Мы бездумно продолжаем уничтожать природу в городах, причем не только первую (естественную), но и вторую (воссозданную нашими отцами и дедами). На космических видиосъемках Google хорошо видно, как стремительно застраиваются озелененные территории Минска, в том числе гордость минчан - водно-парковая система вдоль реки Свислочь, придающая городу индивидуальность.
Как «шагреньева» кожа уменьшаются озелененные территории городского значения. В последнем генеральном плане Минска уже нет 7 «зеленых клиньев», которые должны были «врезаться» с разных сторон в городскую застройку из лесов пригородной зоны и обеспечивать взаимосвязь городских и пригородных озелененных территорий. Из них реально сохранились только 2 - северный и юго-восточный. Территория восточного «зеленого клина» рядом с Национальной библиотекой активно застраивается. Остальные «зеленые клинья» превратились в узкие полоски озелененных территорий.
Уже перегорожена высоким зданием у цирка долина реки Свислочь - канал воздушного проветривания центра Минска. Под высокоплотную застройку повышенной этажности планируется отдать настойчивым «инвесторам» излучину реки Свислочь в районе улицы Красноармейской. Понятно, что «инвесторам», особенно иностранным, хочется получить максимальную прибыль и вывести ее из страны. Но ведь есть главный архитектор города, есть министерство, отвечающие за градостроительную политику.
В градостроительных нормах за период с 1954 г. по 1989 г. показатели обеспеченности населения озелененными территориями в жилой застройке уменьшились с 12 кв. м / чел. До 6 кв. м / чел. В нор-мах 2002 г. была сделана попытка увеличить этот показатель до 9-10 кв. м / чел. для Минска и 10-11 кв. м / чел. для областных центров. Однако, нормы предусматривают включение в состав озелененных территорий площадок для игр детей, отдыха взрослых, пешеходных дорожек. Под них отводится 30% озелененных территорий. То есть фактически нормативная обеспеченность населения озелененными территориями в жилой застройке составит для Минска 6,3-7 кв. м / чел., для областных центров - 7-7,7 кв. м / чел.
Участки, занятые непосредственно деревьями, кустарниками и газонами (не будем касаться их качества) - это «клочки» озеленения, прорезанные автомобильными проездами и пешеходными путями, соседствующие с автостоянками, мусоросборниками и не способные выполнять необходимые экологические и рекреационные функции.
В градостроительных нормах 2008 года предусмотрено еще большее «ужатие» зеленых насаждений в жилой застройке. В площадь участков озелененной территории квартала, микрорайона включаются площадки для физкультурно-оздоровительных занятий, прогулок, игр детей дошкольного возраста, удельный вес которых должен составлять не менее 25 % жилых территорий (пункт 9.1.2, таблица 9.1 ТКП 45-3.01-116-2008). То есть площадки и дорожки могут занять практически все так называемые озелененные территории в жилой застройке [2].
Созданные в предшествующие годы озелененные участки на междворовых жилых территориях активно отводиться под новую застройку для ее уплотнения.
В условиях, когда в крупных городах высока загрязненность воздушного бассейна автотранспортом, повышенный уровень шума, необходимо изменить отношение к городским озелененным территориям.
По каким критериям оценивать архитектуру? Критерии оценки архитектурных объектов профессионалами, инвесторами и пользователями существенно различаются.
Профессионалы оценивают архитектурные сооружения по критериям, которые наиболее понятно сформулировал Витрувий еще в I веке до н. э. - прочность, польза, красота, что применительно к современным требованиям означает:
- прочность - применение прочных и эффективных конструкций, строительных материалов, методов строительства;
- польза - высокие потребительские качества объекта, удобное местоположение, соответствие функциям, для которых создан объект;
- красота - выразительный внешний вид объекта, его композиционная согласованность с окружающей застройкой, ландшафтом.
Для инвесторов важно выгодно и быстро продать объект, поэтому их критериями оценки архитектурных объектов являются:
- привлекательность и оригинальность облика объекта;
- престижное местоположение;
- минимальные затраты на строительные материалы, конструкции, оборудование, быстрые и дешевые методы строительства.
Для массового потребителя (пользователя, покупателя) архитектурных объектов важны следующие критерии оценки:
- доступная цена покупки или аренды объекта или его помещений, наличие необходимого инженерного оборудования, приемлемые эксплуатационные расходы;
- удобное местоположение по отношению к транспортным коммуникациям, объектам социальной инфраструктуры, местам учебы и работы, озелененным территориям, местам рекреации и спортивно-оздоровительных занятий;
- безопасность;
- привлекательный внешний вид объекта.
Для потребителей с высокими доходами повышается значимость таких качеств архитектурных объектов как престижное местоположение, привлекающий внимание индивидуальный облик [3].
Маркетинг как главный критерий оценки архитектуры. Выразительный архитектурный облик улиц, площадей, городских районов увеличивает стоимость недвижимости. Благоприятный имидж города, городского района во многом создается его архитектурным обликом. Архитектура выступает в роли идентификатора (должны проявляться отличия от архитектурного облика других улиц, площадей, городских районов), в роли рекламы (должна привлекать внимание потенциальных клиентов и покупателей).
Основными критериями маркетинговой оценки архитектурных объектов являются:
- престиж - чувство значимости архитектурного объекта;
- уникальность - исключительность архитектурного объекта, существенные отличия его облика от других архитектурных форм, композиций;
- удобное и престижное местоположения архитектурного объекта;
- «прочитываемость» архитектурного объекта, признание его своим, близким;
- мода - следование художественным вкусам своего времени.
Критерии маркетинговой оценки архитектурных объектов становятся все более значимыми для архитекторов. При этом редко учитывается контекст - культурные и исторические традиции, стилистика окружающей застройки, ее масштаб, особенности ландшафтных условий.
К сожалению удачных примеров «вписывания» современных архитектурных объектов в историческую среду крайне мало.
Как стать модным архитектором? Термин «мода» (англ. fashion) происходит от латинского слова facere - производить, делать, склонять к чему-то, и соответствует понятиям «моделировать», «создавать». В немецком, итальянском и французском языках употребляется термин «mode», означающий господствующий в то или иное время художественный стиль. В этом слове выражается также связь с современностью (mode - modernity).
Архитектурная мода была всегда: во все времена были модные архитекторы, модные архитектурные стили, модные архитектурные формы и детали.
Модные стилевые направления в современной архитектуре получают звучные названия: фрактальная архитектура (Fractal Architecture), архитектура цифровых игр (Fractal Architecture of Digital Games), новый экспрессионизм (New Expres-sionism), микромализм (Micro-malism), интерактивная архитектура (interactive Architecture), морфо-экологичная архитектура (Ecologi-cal Morphology Architecture) и др.
Моду в архитектуре все в большей степени определяют не профессионалы, а ее потребители, используя средства массовой информации, в первую очередь, Интернет. Они дают оценку объектам архитектуры в соответствующих рубриках глобальной сети WWW. Таким образом формируется «общественное мнение». Превалирующие критерии оценки архитектурных сооружений - обратить на себя внимание, стать как можно чаще комментируемым в средствах массовой информации. При этом больше обсуждается облик архитектурных сооружений, а не их философия, логичность, эффективность конструкций и функциональной организации.
Внешний вид архитектурных объектов становится главным мерилом оценки их архитектурных достоинств и недостатков. При проектировании также основное внимание уделяется визуализации проекта, что позволяет легче его «продать».
Зданияптицы и торговые замки. Архитектура обладает сильным эмоциональным воздействием на людей. Восприятие красивого вызывает положительные эмоции, создает чувство гармонии, удовлетворенности. Можно выделить ряд градаций эмоционального воздействия на людей архитектурных объектов: восхищение, симпатия, заинтересованность, безразличие, скука, беспокойство, антипатия, отторжение.
Различные районы города могут вызывать разные эмоции. Эмоциональная оценка городских пространств субъективна и может существенно различаться у жителей города, туристов, людей разного возраста, социального положения, профессий.
Красота города, городского района - комплексное понятие, которое включает эмоциональные впечатления об архитектурном облике и планировке города, района, его композиционно-пространственной организации, ландшафте, следах истории, впечатления о жителях и другие визуально и эмоционально воспринимаемые характеристики городской среды.
Красота является не только эстетической категорией, но также социальной и моральной. История оставляет следы в виде зданий, улиц, площадей, памятных мест, названий. Они образуют культурный капитал места - систему символических и эмоциональных ценностей города, городского района, связанных с культурными и историческими традициями, их накопленной памятью.
На протяжении тысячелетий архитектура олицетворяла устойчивость и защищенность создаваемой человеком жизненной среды. Здания строились на века и своим обликом выражали надежность. Архитектор одновременно был художником, конструктором и главным строителем и комплексно решал инженерные и эстетические задачи.
С развитием научно-технического прогресса произошло принципиальное разделение конструктивной основы и внешнего облика зданий. Наиболее ярко это проявилось в небоскребах, имеющих несущий металлический каркас и наружные стены из навесных панелей с металлической, стеклянной пластмассовой облицовкой. Иллюзия надежности и устойчивости зданий рассеялась и они выглядят как временные сооружения, ожидающие скорой замены (что периодически и происходит).
Архитектор стал декоратором, который придумывает привлекательный внешний облик здания, что стало его главной задачей. Планировка внутренних пространств, как правило, «свободная» и они могут выполнять разные функции, меняя их по желанию владельца [4, 5].
ЗаключениеПроблема совершенствования архитектурного облика городских и сельских поселений страны, развития белорусской национальной архитектуры сложна и много- планова. Требования к архитектуре и критерии ее оценки все в большей степени определяют не профессионалы, а потребители, которые не обучались в академиях искусств и архитектурных вузах. Как при этом избежать заполнения наших городов домами с башенками в идее китайских беседок или шотландских замков, интерьеров с золоченой лепниной в традициях восточных монархов? Как сохранить «высокую планку» требований к архитектуре?
Информация об автореПотаев Георгий Александрович - доктор архитектуры, профессор, заведующий кафедрой «Градостроительство» Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, пр. Независимости, 65, Республика Беларусь), e-mail: [email protected]
Литература:
- Потаев, Г.А. Градостроитель-ство: теория и практика /Г.А. Потаев. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014. - 432 с.
- ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки. - Минск: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2009. - 64 с.
- Потаев, Г.А. Композиция в архитектуре и градостроительстве / Г.А. Потаев. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
- Потаев, Г.А. Эпоха архитектурных декораций / Г.А. Потаев. // Архитектура и строительство. - 2015. - №2. - C. 70-73.
- Потаев, Г.А. Архитектурный облик постиндустриальных городов / Г.А. Потаев. // Архитектура и строительство. - 2015. - №4. - C. 16-21.
Поступила в редакцию 18.09.2015 г.