Предпосылки. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доля его в мировом валовом продукте составляет 12%, в торговле услугами – более 30%. По прогнозам специалистов, бурное развитие туризма ожидается и далее, эта отрасль станет ведущей в мировой экономике.
В соответствии с программными документами (Национальные программы развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 и 2006–2010 годы) Минск определен как центр туризма международного значения [1, 2].
Развитие туризма позволяет активизировать социально-экономические процессы: увеличить приток инвестиций, так как туристская инфраструктура быстро окупается, а также приток средств, в том числе в иностранной валюте, за счет обслуживания туристов; увеличить налоговые отчисления в местный бюджет и бюджеты других уровней от объектов туризма и смежных отраслей хозяйственной деятельности; повысить занятость населения за счет создания новых рабочих мест в системе обслуживания туристов. Развитие туризма создает экономическую базу для восстановления, содержания, ремонта историко-культурных ценностей.
В настоящее время туристские ресурсы Минска используются недостаточно эффективно. Белорусская столица мало известна на мировом рынке как город, имеющий древнюю историю и культуру. Тем не менее у нас есть возможности для развития делового, спортивного, культурного, развлекательного, познавательного, транзитного, религиозного, ностальгического и других видов туризма.
Туризм, принося доходы, требует значительных затрат на создание инфраструктуры. Поэтому ее объекты необходимо формировать с учетом интересов как туристов, так и жителей города.Имеющиеся проблемы
1. В Минске мало объектов, которые могут стать побудительной причиной приезда туристов. Нет современных выставочных комплексов, позволяющих проводить крупные международные выставки, ярмарки (площадью 100 га и более). Нет залов большой емкости (на 10–20 тыс. чел.), предусмотренных для проведения международных конгрессов, конференций, массовых культурно-развлекательных мероприятий. Нет пользующихся большой популярностью тематических парков развлечений. Нет уникальных архитектурных сооружений – символов города, вызывающих всеобщий интерес.2. Недостаточно развита туристская инфраструктура. Обеспеченность гостиничным фондом в Минске составляет 2,5 места на 1000 жителей, что почти в три раза ниже нормативных показателей и на порядок ниже уровня крупных туристских центров Европы (около 30 мест на 1000 жителей).3. Не сформированы туристские зоны и комплексы, предоставляющие разнообразные туристические услуги, отвечающие спросу. Для удобства важно, чтобы объекты обслуживания размещались территориально близко к центрам притяжения туристов и друг к другу. Туристы готовы тратить деньги на развлечения, удовольствия. Поэтому наряду с обязательными видами услуг (проживание, питание, информация и связь, банковское и страховое обеспечение, транспортное, экскурсионное, первичное медицинское обслуживание, обеспечение безопасности) важно предоставление разнообразных дополнительных услуг – приобретение сувениров, произведений искусства, изделий народных мастеров, посещение мест развлечений и проведения досуга.4. Плохо организованы транспортные связи с туристскими зонами и комплексами. Уже сегодня в часы пик проезд экскурсионных автобусов в центральной части Минска затруднен. Эта проблема обострится в условиях ожидаемого роста автомобилизации и туристских потоков. Серьезной проблемой является отсутствие мест парковки для крупногабаритных автобусов.5. Нет индивидуальной, эмоционально выразительной среды туристских зон и комплексов. В зонах туризма должна создаваться праздничная, эмоционально насыщенная атмосфера. Необходимо наличие “знаков” – узнаваемых элементов, которые ассоциируются с данным местом и отличают его от других.Стратегия развития
1. Создание новых объектов, притягательных для туристов. Конкурентоспособность Минска на национальном и мировом туристских рынках заключается в использовании ресурсов, отсутствующих в других местах, и на создании новых привлекательных для туристов объектов. В дополнение к уже имеющимся 20 предусматривается строительство новых 14 уникальных объектов, ради посещения которых можно потратить время и деньги.2. Формирование и развитие туристских зон в разных районах города, позволяющее рассредоточить туристские потоки. В Минске планируется создание 11 зон, включающих 38 комплексов разного функционального профиля с объектами туристско-экскурсионного показа и сервиса.3. Поэтапное развитие туристской инфраструктуры во взаимосвязи с общей стратегией развития города, формированием и развитием общественных центров, жилых, производственных, ландшафтно-рекреационных территорий. Для размещения туристских объектов должны быть зарезервированы необходимые территории.4. Комплексное использование туристских объектов и территорий туристами и жителями города. Объекты посещения и обслуживания туристов являются составной частью социальной инфраструктуры города и должны комплексно использоваться туристами, экскурсантами и жителями города. Расчеты показывают, что туристы и экскурсанты составляют около 1/3, жители города – около 2/3 от общего количества посетителей туристских объектов.5. Обеспечение удобной транспортной доступности туристских объектов и территорий, размещение автостоянок необходимой площади, включая места парковки крупногабаритных туристских автобусов. К объектам массовых посещений должны быть организованы подъезды, обеспечивающие проезд туристских автобусов (соответствующие профили улиц, радиусы поворотов), созданы места высадки-посадки, автостоянки.6. Организация в пределах туристских зон безопасной, комфортной и эстетически выразительной среды. Безопасность – один из важнейших факторов, влияющих на туристский спрос. Вопросам поддержания общественного порядка в Минске уделяется должное внимание, в то же время при формировании туристских зон должно предусматриваться размещение отделений милиции, служб безопасности. Комфортные условия пребывания туристов обеспечиваются наличием необходимого оборудования (в?том числе информационного), элементов благоустройства, озеленения и цветочного оформления, удобной транспортной и пешеходной доступностью объектов массового посещения. Поскольку люди в первую очередь эмоционально воспринимают и оценивают среду, в которой находятся, важно обеспечить не только физический, но и психологический комфорт пребывания.7. Создание индивидуального облика каждой туристской зоны, комплекса. Индивидуальность облика туристских объектов и территорий характеризуется их оригинальностью, отличием от привычных представлений (пробуждается первичный интерес), разнообразием архитектурных решений застройки, открытых пространств (поддерживается устойчивый интерес).
Важно формирование имиджа Минска как города, привлекательного для туристов. Наряду с использованием существующих туристских ресурсов большое значение имеет создание новых притягательных объектов, развитой системы услуг, развлечений, аттракций.
Планируемое появление новых объектов привлечения туристов и развитие туристской инфраструктуры позволят увеличить количество посетителей туристских объектов со 108 тыс. чел. единовременно (современное состояние) до 258,8 тыс. чел. единовременно к 2030 г., в том числе туристов – до 44,5 тыс. чел., экскурсантов – до 44,2 тыс. чел., жителей города – до 170,1 тыс. чел. Прогнозируемый годовой туристский поток в Минск к 2030 г. составит 2,76 млн человек.
Ожидается, что наиболее посещаемыми туристскими объектами в городе будут объекты делового туризма – научные центры, высокотехнологичные производства, выставочные комплексы (1/3 от расчетного перспективного туристского потока). Деловой, особенно конгрессный, туризм относят к одному из самых выгодных для принимающей стороны видов туризма (он приносит вдвое больше доходов, чем поездки “на отдых”). Развитие делового туризма эффективно также в связи с возможностью использования туристской инфраструктуры в межсезонье. Ежегодные темпы роста доходов от этого вида туризма в мире составляют 8%.
Вторыми по посещаемости будут объекты развлечений – центры и парки развлечений и проведения досуга (1/4 от расчетного перспективного количества туристов). Именно развлекательная составляющая играет все более значительную роль во всемирной индустрии туризма.
1/5 часть от расчетного количества туристов составят посетители объектов спортивного туризма. Проведение крупных международных спортивных мероприятий, пользующихся большой популярностью у туристов, возможно при наличии спортивных объектов, отвечающих специальным требованиям, установленным для проведения соревнований соответствующего ранга. Поэтому развитие данного вида туризма обусловлено строительством таких объектов и подготовкой спортсменов международного класса.
Около 13% от расчетного перспективного количества туристов будут представлять посетители культурно-развлекательных мероприятий – театральных, кино-, музыкальных фестивалей, концертов выдающихся исполнителей и коллективов, художественных выставок и др. Примерно столько же ожидается посетителей объектов познавательного туризма – историко-культурных и природных достопримечательностей, музеев, мемориальных комплексов и др.Туристские зоны и комплексы. Туристские зоны размещаются вдоль основных транспортных магистралей, по которым экскурсанты въезжают в Минск (туристских трасс), и образуют систему “лучей”, радиально расходящихся от исторического центра города. При определении местоположения и планировочных параметров туристских зон наряду с уже используемыми в системе туризма пространствами выявлены потенциальные туристские пространства, обладающие ресурсами для развития, которые пока не востребованы.
Туристские комплексы, входящие в состав туристских зон, предусматривается формировать как преимущественно пешеходные территории, в пределах которых размещаются объекты посещения и обслуживания туристов. Планировочные параметры и градостроительная организация туристских комплексов должны обеспечивать удобную доступность объектов посещения и обслуживания туристов, остановок пассажирского транспорта, автостоянок – как правило, не далее 500 м.Развитие сети гостиниц. Доходы от гостиничного бизнеса составляют значительную часть в структуре общих доходов от туристской деятельности. Количество гостиничных мест – один из главных показателей оценки потенциала туристских центров. В соответствии с действующими нормами обеспеченность гостиничным фондом в Минске должна составлять 6 мест на 1000 жителей [3]. Для достижения европейского уровня в столице надо построить более 30 тыс. гостиничных мест. При этом важно соблюдать оптимальное соотношение гостиниц разного уровня комфорта. Такое соотношение, сложившееся в крупных европейских городах, составляет: в гостиницах с уровнем комфорта 4–5 звезд – 30% гостиничного фонда и более, в гостиницах 1–3 звезды – 60–70%.
К площадкам для размещения гостиниц предъявляются специальные требования: местоположение вблизи туристских достопримечательностей, удобные подъезды, пешеходные и транспортные связи с объектами массовых посещений и обслуживания туристов, наличие автостоянок, озелененных пространств. Для новых гостиниц с учетом ожидаемого роста туристских потоков требуется около 120 га городской территории. Площадок для расположения туристских гостиниц, отвечающих необходимым требованиям, мало, поэтому важно их зарезервировать и поэтапно осваивать.
Разнообразие предоставляемых мест проживания – важное условие эффективного функционирования туристских центров. Наряду с традиционными в Минске предусматривается создание сети мини-гостиниц (небольшие отели и пансионаты с индивидуальным подходом к клиентам и достойным сервисом), хостелей (дешевые молодежные гостиницы типа общежитий), необходимых для развития молодежного туризма. Целесообразно расширить практику аренды части жилого фонда населения.Развитие сети объектов питания. В Минске функционируют многочисленные рестораны, кафе, бары, пункты быстрого питания. Однако в местах концентрации туристов не всегда достаточно посадочных мест, мало небольших уютных ресторанов и кафе, которым они отдают предпочтение, ресторанов и кафе с традиционной белорусской кухней.
Объектами питания пользуются все категории – туристы, экскурсанты, городские жители, поэтому их вместимость определяется исходя из расчетного единовременного количества посетителей туристских комплексов. С учетом коэффициента сменности (для ресторанов в обеденное и вечернее время – 1–1,5, для кафе и баров – 2–3, для пунктов быстрого питания – 4–6) расчетные показатели потребности в объектах питания составляют: 130–150 мест в ресторанах, 100–120 – в кафе и барах, 100–120 – в пунктах быстрого питания на 1000 единовременных посетителей туристских комплексов.
Рестораны, кафе, бары могут размещаться как в новой, так и в сложившейся застройке. Обычно при этом используются первые этажи зданий общественного назначения. В исторической застройке объекты питания располагаются также в цокольных и подвальных этажах зданий.Развитие сети объектов информационного и организационного обеспечения туризма. В местах массовых посещений туристов должны размещаться объекты, предоставляющие справочно-информационные, экскурсионные и другие туристские услуги. Это службы туристской информации, экскурсионные бюро, представительства туристических фирм, страховых компаний, банков.
Туристы должны иметь возможность в любой момент связаться с домом, туристической и страховой компаниями, вызвать медицинскую помощь, службу охраны, получить необходимую информацию. В условиях широкого распространения мобильной телефонной связи и разветвленной сети телефонных станций, имеющейся в Минске, эти требования легко выполнимы. В то же время в местах концентрации туристов должны размещаться киоски, продающие периодические издания, отделения почтовой, телефонной, телеграфной связи, интернет-кафе, другие объекты связи и телекоммуникаций.
На 1000 туристов и экскурсантов потребность в объектах справочно-информационного обслуживания, связи и телекоммуникаций составляет 3–5 рабочих мест, в экскурсионных бюро, представительствах туристических фирм, страховых компаний, банков – 10–15 рабочих мест. Для этой категории объектов не требуются большие площади, но они должны быть легко доступны и удобны для посещения потенциальными клиентами. Их следует размещать вблизи мест концентрации туристов – в гостиницах, на железнодорожных и автобусных вокзалах, в торговых центрах, около других объектов массовых посещений.Развитие сети объектов развлечений и проведения досуга. Индустрия развлечений в Минске представлена ограниченной номенклатурой и относительно малым количеством объектов. Наиболее развита сеть культурно-развлекательных учреждений – театров, кинотеатров, концертных и выставочных залов, художественных галерей. Есть также казино, другие игорные заведения, зоны аттракционов в парках.
Наряду с имеющимися, реконструируемыми и строящимися объектами в Минске важно создание новых, позволяющих проводить крупные культурно-развлекательные мероприятия с участием известных деятелей культуры и искусства, театральных и музыкальных исполнителей и коллективов, таких, как Центр театральных фестивалей, Центр авангардного искусства, Поле массовых театрализованных действий.
Городу нужен молодежный познавательно-развлекательный центр с демонстрацией в игровой форме новейших достижений науки и технологий. Нужны пользующиеся большой популярностью тематические парки развлечений, имеющие научную, техническую, историческую направленность.
В составе туристских комплексов целесообразно размещение спортивно-оздоровительных объектов (плавательные бассейны, тренажерные и спортивные залы многоцелевого использования, бани, массажные кабинеты, открытые спортивные площадки). Являясь дополнительными компонентами туристского обслуживания, они повышают комфорт проживания туристов и служат источником получения дополнительных доходов предприятиями туризма.
Пик туристского сезона приходится на жаркие летние месяцы. В этот период особенно ценятся озелененные места кратковременного отдыха. Потребность в ландшафтно-рекреационных территориях составляет 0,8–1,0 га в расчете на 1000 единовременных посетителей туристских комплексов.Развитие сети объектов бытового обслуживания туристов, торговли сувенирами. Во время туристских поездок приобретаются сувениры, вещи и товары (путеводители, туристские карты, предметы бытового назначения). Часто покупки совершаются ради удовольствия. Поэтому сеть магазинов, торговых центров, рынков, предоставляющих возможность туристам делать покупки, входит в состав объектов туристского обслуживания.
Наибольшей популярностью у туристов пользуются магазины сувениров, художественной продукции, антиквариата, букинистические, мастерские народных ремесел, в которых можно приобрести изготовленные тут же изделия. В составе туристских комплексов предусматривается обязательное размещение объектов торговли сувенирами и товарами первой необходимости.
У туристов возникает потребность в ремонте фото- и видеоаппаратуры, обуви, одежды, пользовании услугами салонов красоты, других объектов бытового обслуживания. Поэтому подобные объекты крайне необходимы в гостиницах и местах массовых посещений туристов. Наиболее целесообразно формировать их комплексно с учетом потребностей как туристов, так и местного населения. Система объектов бытового обслуживания в Минске достаточно развита, в то же время при формировании туристских зон и комплексов на первый план выходит оптимальное для туристов размещение этих объектов.
Общественные туалеты также необходимы на территории туристских зон. При этом важно наличие тех, что имеют свободный доступ с улицы, а не только находятся в ресторанах, кафе, других учреждениях общественного назначения. Потребность в них составляет 1 прибор в расчете на 1000 единовременных посетителей [3].Наличие объектов поддержания общественного порядка, оказания первой медицинской помощи туристам. Безопасность – один из важнейших факторов, влияющих на туристский спрос. В местах концентрации туристов их охрану и поддержание общественного порядка обеспечивают милиция, службы безопасности гостиниц, концертных залов, других крупных общественных объектов. В туристских зонах и комплексах могут создаваться специальные охранные службы. Потребность в них составляет 3–5 рабочих мест в расчете на 1000 единовременных посетителей туристских комплексов.
В местах сосредоточения большого количества людей, к которым относятся туристские зоны, должны находиться объекты оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях, внезапном заболевании, острой зубной боли и т.д. Эту функцию могут выполнять любые медицинские учреждения, включая аптеки с подготовленным медицинским персоналом.
Потребность в объектах оказания первой медицинской помощи составляет 0,2–0,3 рабочих места в расчете на 1000 единовременных посетителей туристских зон и комплексов, но не менее 1–2 рабочих мест в каждом.
Литература
1. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы. Мн.: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Институт экономики Национальной академии наук Беларуси, 2001. 66 с.
2. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2005–2010 годы. Мн.: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, 2005. 30 с.
3. СНБ 3.01.04–02. Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов. Мн.: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 2003. 87 с.
4. СНБ 3.03.02–97. Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов. Мн.: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 1999. 32 с.
5. П1 к СНБ 3.03.02–97. Сеть улиц и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов. Мн.: Минстройархитектуры Республики Беларусь, 1999. 64 с.