В последние десятилетия XX века наблюдались две феноменальные по своим масштабам тенденции. Первая — невероятно быстрый рост количества путешествующих людей, в результате чего туризм из малозначимой сферы экономической деятельности превратился в одну из крупнейших и наиболее прибыльных индустрий мира. Вторая — распространение идей охраны окружающей среды, которые стали неслыханно популярны среди представителей цивилизации, особенно западной. Экологизация сознания коснулась, естественно, и туристов.
В результате возник спрос на виды туризма, альтернативные массовому, — всякого рода “зеленые” путешествия. Согласно различным статистическим данным, экопутешествия занимают от 7 до 20% в общем объеме поездок. Темпы их роста огромны — 30% в год.
Беларусь пока “terra incognita” на туристической карте мира. Причин тому несколько. Это недооценка Беларуси на мировом рынке туризма как туристического направления и в этой связи отсутствие у нас серьезного отношения к туризму как к бизнесу. Это и недостаток рекламы. И наконец, некоторая обделенность традиционными туристическими ресурсами — мы единственная страна в Европе, где нет ни моря, ни гор.
Но в нашей стране есть другое. А именно то, что особенно ценится сейчас, — нетронутая природа, красивые пасторальные сельские пейзажи и добрые, гостеприимные люди. Беларусь — идеальная страна для всех видов “зеленых” путешествий: экологических, сельских, приключенческих, этнографических.
В мире в настоящее время наблюдается поворот от активного и массового туризма к более умиротворяющим и камерным видам путешествий, в частности к сельским. На смену трем S (Sun-Sea-Sand) — солнце-море-песок — приходят три L (Landscape-Lore-Leisure) — пейзаж-традиции-досуг. И здесь нашей белорусской деревне есть что предложить — лирические сельские ландшафты, традиционный крестьянский образ жизни, экологически чистые продукты. Можно научиться доить корову, ловить рыбу, плести корзины из лозы, ездить на лошади. Можно собирать грибы, ягоды, лекарственные травы и многое другое. Иными словами, отдых в деревне, или сельский туризм.
Сельский туризм — очень широкое понятие, общепризнанного определения которому пока не дано. С точки зрения геодемографической — это туризм за пределами городской черты на территории с низкой плотностью городского населения. С точки зрения туристского продукта — это набор разнообразных услуг от проживания в сельском доме, экотуров, приключенческих походов до непосредственного участия в жизни местного населения.
Сельский туризм — относительно новый вид туризма, развитие которого поддерживается в большинстве европейских стран. Он полностью соответствует концепции устойчивого развития, которой следует большинство цивилизованных стран. В основе этой концепции, применительно к туризму, лежат следующие принципы:
— бережное отношение к природным ресурсам;
— участие местного населения в оказании туристских услуг;
— доходы, полученные от туризма, должны оставаться в регионе.
В Европе как самостоятельная отрасль сельский туризм возник лишь во второй половине XX века. Страны-пионеры — Италия, Австрия, Франция. Беларусь, пожалуй, одно из последних европейских государств, которое присоединилось к этому движению.
Однако сказать, что сельского туризма в Беларуси не существовало никогда, было бы неправильно. Отдельные его проявления мы находим в нашей истории, ведь Беларусь — край старинной усадебной культуры. Благодаря рисункам Наполеона Орды можно воссоздать облик многих поместий.
Шляхетские и дворянские усадьбы были, можно сказать, сельским туризмом для себя и для друзей. Очень часто богатые люди приобретали имение как возможное место отдыха, меньше всего их интересовали его доходность, экономическая сторона. В подавляющем большинстве они содержали строения и территории, лишенные утилитарного экономического назначения: парки и цветники, пруды, беседки, зимние сады, зверинцы, вольеры для животных. То есть традиционная структура белорусской усадьбы изначально была нацелена на выполнение рекреационной функции.
В отечественной истории есть примеры истинно сельского туризма — своего рода курортно-санаторные комплексы в сельской местности. Так, известный врач, натуралист, экспериментатор Наркевич-Иодко в конце XIX века в своем имении принимал туристов с 15 мая по 15 сентября. Отдыхающим предлагались воздушные и солнечные ванны, санаторное питание, гимнастика, массаж. Действовала даже кумысолечебница. Для проживания курортников имелись отдельные домики.
В довоенный период сельский туризм был хорошо развит в Западной Беларуси, которая в те времена входила в состав Польши. Издавался даже ежегодный гид-справочник “Лето в усадьбах Восточных земель”. Как правило, туристам сдавались поместья мелкой шляхты. Одна из таких усадеб — “Святск”.
Другой пример сельского туризма — дачный промысел, особенно распространенный в России. Для этой цели вокруг крупных городов (Петербурга, Москвы и др.) специально строились дачи, которые на летний период сдавались горожанам. В Беларуси подобный промысел не достиг большого размаха, но всем известные Ждановичи именно так и возникли. Врач по фамилии Жданович рекомендовал своим пациентам проводить время за городом. Именно он стал пионером дачного строительства под Минском, куда позднее было организовано движение пригородных, так называемых дачных, поездов. Детство многих городских детей 1960– 1970-х годов прошло на дачах, которые снимались во многих живописных местах Беларуси. А каникулы у бабушки в деревне? Чем не сельский туризм!
Еще один уникальный пример сельского туризма в Беларуси — музейный комплекс “Дудутки”, в котором экскурсионно-музейная деятельность и развлечения проходят в полном согласии с природой и историей. Кем бы вы ни были, независимо от возраста и социального положения, сможете провести здесь время нетрадиционно и увлекательно, окунуться в атмосферу белорусской провинции XIX столетия, познакомиться с укладом сельской жизни, постигнуть смысл народных обычаев и тайны древних ремесел.
Модель успешно функционирует вот уже 10 лет. В предлагаемой в Дудутках системе понятие “музейный экспонат” расширяется и переносится на территорию, постройки, технологию, ландшафты, традиции, праздники, фэсты. И при этом Дудутки остаются именно исторической усадьбой, которая не исчезла с лица земли, а напротив, развивается, как и раньше, подчиняясь здравому смыслу, экономической целесообразности, веяниям моды.
Хозяйственно-экономическая функция усадьбы осуществляется весьма успешно. Каждое музейное подразделение — гончарный цех, кузница, хлебопекарня, сыродельня, конюшня, ферма, корчма — зарабатывает деньги. Вся продукция и услуги реализуются туристам, активно посещающим комплекс, благо расположен он недалеко от белорусской столицы.
Опыт Дудуток продемонстрировал большой интерес туристов к сельскому быту и доказал: если к поместью добавить рекреационную функцию (туриста), то оно выходит на новый уровень рентабельности.
Идея развития сельского туризма в Беларуси, можно сказать, витала в воздухе. Причем для этого у нас всегда был значительный потенциал: 20 тысяч рек, 10 тысяч озер, 36% территории — леса, 7% — национальные парки. И при этом — множество деревень, в которых мало что изменилось с XIX века — идиллия и пастораль.
Трудно представить, кому в белорусском обществе могла бы не прийтись по душе идея сельского туризма. Для жителей деревень — это реальный заработок и возможность улучшить свое жилье. Для местных властей и региона в целом — приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Для страны в целом — возможность развития туризма за пределами городов, где полностью отсутствуют гостиницы. А если посмотреть шире, то и гуманизация общества — снятие противоречий между городом и деревней. Для туристов же — возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде.
Не хватало лишь какого-то организационного начала, которое объединило бы людей и дало возможность этой замечательной идее материализоваться. Для этого 20 ноября 2002 года и создано общественное объединение “Агро- и экотуризм”. Хочется верить, что именно эта дата — день рождения сельского туризма. Среди инициаторов были люди, которые уже работали “в теме” — сотрудники музея сельской культуры “Дудутки”, профессионалы туризма и просто патриоты.
В настоящее время в объединении более 300 человек. Это главным образом жители сельской местности Беларуси, которые хотят освоить новую профессию и организовать на своих усадьбах гостиницы типа “Bed&Breakfast” — “Ночлег и завтрак”. Среди них люди разных возрастов и профессий: учителя, фермеры, экономисты, пенсионеры, молодежь. Они хотят начать свое дело, обеспечить себе и своей семье достойное существование, а заодно— вдохнуть жизнь в свои, порой умирающие деревни.
За два года работы сделано достаточно много: состоялась первая международная конференция по сельскому туризму; проведена серия семинаров для желающих заниматься этим направлением; в Литве и Украине прошла подготовку команда преподавателей-тренеров; разработаны и направлены к рассмотрению поправки к “Закону о туризме”: создан сайт общественного объединения ]]>http://www.ruralbelarus.by]]>; получен диплом “За развитие нового направления в туризме” в первом республиканском туристическом конкурсе “Познай Беларусь”; в системе среднего специального образования появился новый предмет по сельскому туризму; издан рекламный буклет “Отдых в белорусской деревне”.
Но главное достижение, пожалуй, в том, что идея сельского туризма “овладела” обществом. Сегодня это — “модная тема” на страницах прессы, в парламенте и правительстве, среди жителей деревень и горожан.
Изменит ли сельский туризм белорусскую деревню?Говоря о возможном влиянии, которое способен оказать сельский туризм на облик белорусской деревни, нужно иметь в виду многогранность этого процесса. Он включает экономические и социальные перемены, а также изменения во внешнем облике села.
Начнем с главного — с экономики. Сельский туризм — это прежде всего дополнительный доход населения, новые рабочие места, приток финансов. Причем деньги, которые оставляют туристы, сразу начинают работать согласно эффекту мультипликации, способствуя развитию всего региона. В настоящий момент, правда, трудно еще оценить экономическое влияние сельского туризма на белорусскую деревню. Прошедший летний сезон— первый для хозяев, и статистические данные об его итогах будут получены лишь в конце года. Но опыт соседей впечатляет. Так, сельский туризм в европейских государствах обеспечивает доход, равный внутреннему валовому продукту такой страны, как Венгрия, — 65000млн$. В настоящий момент в Европе зарегистрировано более 2млн койко-мест в сельских усадьбах. Причем, на 1 $, потраченный на оплату ночлега, приходится 6–18 $, которыми оплачиваются питание, сувениры, экскурсии, транспорт и т.д.
Сельский туризм вызывает и социальные изменения в жизни деревни. Взаимоотношения посетителей и хозяев, как правило, развиваются по схеме: приехал туристом — уехал другом. Сельский туризм предполагает общение, обмен информацией. Туристы узнают о жизни деревни, начинают понимать ее проблемы, знакомятся со своей историей, корнями. Это способствует гуманизации общества, сближению города и деревни.
Что касается изменений во внешнем облике деревни, они, безусловно, связаны с экономическими и социальными и происходят поэтапно. Сначала — переоборудование собственной усадьбы, следующий шаг — влияние на облик всего поселения.
Когда современные хозяева решают использовать усадьбу для туризма, они начинают ее приспосабливать и перестраивать. Их цель — создать в глазах отдыхающих образ белорусской деревни и при этом сделать их пребывание в усадьбе эстетически приятным, удобным и безопасным. Данной теме посвящен специальный курс лекций на семинарах, проводимых ОО “Агро- и экотуризм” для жителей сельской местности, желающих принимать туристов.
Вначале ставится задача отделить рекреационную зону от хозяйственной. Для этого используются самые разные ограждения, одно из самых простых — плетень, живая изгородь из растений, штакетник — на усмотрение хозяев. Следующий шаг — обустройство рекреационной зоны. Оно предполагает озеленение, создание цветников, мест для приготовления шашлыка, беседок, песочниц для детей, качелей и площадок для спортивных игр. При этом, как правило, хозяева стараются делать это все в стиле, гармонирующем с основной усадьбой, которая в процессе приема туристов начинает выполнять еще одну функцию — информационно-образовательную. Общение между хозяевами и туристами не всегда носит вербальный характер. Предметы сельского быта несут в себе не только утилитарную, но и социально-культурную функцию. Происходит как бы визуализация материальной культуры и “овладевание” ею туристами. Поскольку большинство хозяев во время обучения посещали комплекс “Дудутки”, они усваивали принцип музеев нового типа — экомузеев, в которых информация передается через соучастие, сопричастность и т.п.
Хозяева творчески применяют в оформлении усадеб старые колеса, телеги, прялки, сечкарни, маслобойки, старые подстилки, домотканые дорожки… И о каждом из этих предметов могут поведать связанные с ними интересные легенды и истории. Самой необычной, пожалуй, оказалась ситуация в огромной усадьбе “Лебединое”. Ее хозяин подвел туристов к большому шкафу и попросил угадать, что там внутри. Не угадал никто. А в шкафу оказался настоящий колодец, оставшийся от старого родительского дома. Хозяин сохранил его как память о своих предках и о своем детстве — ведь возле этого колодца он вырос.
Сельский туризм, несомненно, может оказать большое влияние на нашу деревню. И главная цель этого влияния, на мой взгляд, не возродить былую деревню, а строить будущее, не забывая прошлого. Ведь сельская усадьба — уникальна, она отражает вкус и характер не только конкретного хозяина, но и народа. И даже если она не всегда совершенна, то всегда индивидуальна и неповторима.
А есть ли спрос? Кто они, эти сельские туристы?Что же у нас есть в области сельского туризма сейчас? Уже работает около 50 усадеб, которые начали принимать туристов. Они все бесконечно разные, как и их хозяева. Предлагаются разные программы— рыбалка, сбор ягод и грибов, сплав на байдарках, краеведческие походы, познавательные экскурсии и многое другое. Есть современные усадьбы-коттеджи, которые готовы удовлетворить самых взыскательных туристов, — “Верес”, “Лебединое”, “Над Неманом”. Есть деревенские дома, которые постепенно улучшаются и приспосабливаются к новой деятельности,— усадьбы “Докудово”, “Комарово”, “Свитезянка”. Есть дачи, летние дома для отдыха в деревнях — усадьбы “Соловушка”, “Ив-Ле”, “Хмеля”. У каждого владельца свой резон для занятия сельским туризмом. Хозяева больших коттеджей во многом заложники своих домов: и бросить жалко, и содержать дорого. Появление туриста решает эту проблему. Часто простаивающие дачи, летние домики также вполне могут приносить доход их хозяевам. А для деревенских жителей туризм способен стать новым бизнесом, давать работу членам семьи.
Мировая статистика свидетельствует, что 80–90% сельских туристов — граждане своей страны. У нас это самые разные группы населения: семьи с детьми; молодежь, стремящаяся выехать куда-нибудь на week-end; корпорации, которые хотят провести семинар или отметить памятную дату. Все это люди самого разного достатка. Но и предложения самые разные по стоимости: от нескольких долларов в сутки до 25 с полным пансионом. Как говорится, на вкус и цвет…
Кстати, в 2003 году Беларусь посетили более 1,6 млн иностранных граждан. Четверть из них целью прибытия назвали туризм. По опросу, проведенному работниками ООН, 82% минчан теоретически хотели бы совершать экологические путешествия по своей стране и жить в сельской местности. А иностранцы, что они думают об этом?
Обратимся снова к Дудуткам, где бывает много зарубежных граждан, в том числе работников дипломатических миссий, менеджеров иностранных предприятий, деятелей науки и культуры, руководителей различных фондов, представительств. На вопрос, что им больше всего нравится в Беларуси, они в порядке значимости отвечают так:
— красота сельских ландшафтов, природа в целом;
— заповедники и заказники;
— традиции, обычаи, первозданность сельской среды;
— памятники архитектуры и культуры;
— театры, в первую очередь балет;
— музеи, галереи, мастерские художников;
— развлечения.
Свободное время иностранцы, работающие в Беларуси, стремятся проводить за городом, путешествуя по окрестностям с корзинкой, заполненной едой, и любуясь нашими пейзажами. С большим успехом прошел первый рекламный деревенский тур, специально организованный для представителей посольств и международных организаций. Катание на санях, белорусский обычай разделки свиньи — “свежанiна”, местные песни и танцы, национальная кухня и, конечно, хозяева сельских усадеб покорили сердца иностранных граждан.
Позднее, на удивление всем, свое отношение к белорусскому сельскому быту продемонстрировали посол ФРГ господин Фрик и его супруга Петра. Свой прощальный прием по поводу окончания дипломатической миссии в Беларуси они провели в стиле “кантри”. Здание немецкого консульства наполнилось предметами быта белорусской деревни — телеги, прялки, косы, лопаты. На фоне настоящих стогов сена блеяли в загонах молоденькие ягнята, а у входа стояла запряженная в повозку лошадь. Стены украшала фотовыставка, посвященная белорусской деревне. В своей прощальной речи господин посол выразил уверенность, что за сельским и экологическим туризмом Беларуси— будущее.
Вместо эпилогаНо будущее пока не так ясно, как хотелось бы. Слово за государством. Необходима законодательная поддержка людям, которые решили заниматься сельским туризмом. Его бурное развитие возможно в случае принятия благоприятного закона, предоставляющего льготы и преференции для этой сферы услуг.
Важно также, чтобы процесс происходил не стихийно, а помогали сельчанам в создании, скорее даже воссоздании, среды, умножающей национальное достояние народа, профессионалы. Каждая сельская усадьба индивидуальна. Как сохранить ее неповторимость, и при этом переоборудовать, организовать зону отдыха в соответствии с национальными традициями, могут подсказать архитекторы, этнографы, специалисты по ландшафтному дизайну. Эти вопросы должны стать и частью образовательного курса по сельскому туризму. И тогда, безусловно, мы увидим реальные и позитивные перемены в белорусской деревне, а страна наша будет выглядеть еще привлекательней.