Из моря засохшего,
Ставшего камнем, бревном,
Из мертвого ныне поля для бурь
Напилены доски
Умной пилой человека.
Велимир Хлебников
Если следовать мысли Плиния, все декоративные материалы – керамика, стекло, металл – рождаются благодаря огню. И только дерево – это та субстанция, которая, сгорая, дает им жизнь. Культ дерева из древнейших времен дошел до наших дней, сохраняя свою сакральную сущность и одновременно становясь средством создания экспрессивных образов. Не зря деревья были атрибутами богов. Зевс, например, имел прозвище dendries (от лат. – связанный с деревом). Средневековые мистики говорят о Боге как о “цветущем прелестном дереве вечной жизни”…
У дерева в зодчестве особая роль, поскольку это единственный природный “живой” материал. Дерево – живое существо, объект заботы, огромного человеческого труда и поклонения (рис. 1, 2). У него есть душа и биополе. Деревья являются средством номер один для обеспечения экологической безопасности человека. Фитонциды сосны помогают излечивать туберкулез, пребывание человека в лесу снимает стрессы. Может быть, поэтому мы так часто встречаем во внутренних пространствах архитектурных объектов живые деревья (рис. 3, 4) . Это и сады Семирамиды, и зимние сады-оранжереи во дворцовых комплексах классики, и парковые деревья, введенные в объемы павильонов Международной выставки в Брюсселе.
Живя, растения дают людям основу для создания художественных образов, а умирая, превращаются в уникальный строительный материал. Это подтверждается тем фактом, что дерево входит в интерьер как опорный элемент (колонна, стена), как экран, членящий пространство, как материал для отделки стен и потолка, мебели и светильников (рис. 5—9). Из дерева выполняются многие декоративные элементы, панно, скульптура.
Уникальность этого материала проявляется и в его конструктивных возможностях, ведь он прекрасно работает на сжатие и достаточно хорошо сопротивляется изгибу (рис. 10). Огюст Перре абсолютно прав, когда утверждает, что “исходной формой архитектуры был деревянный каркас. Чтобы избежать пожаров, начали строить из твердых материалов. Но престиж деревянного каркаса был так велик, что, сооружая здания из камня, стали имитировать фактуру и строительные особенности дерева”.
Большие конструктивные возможности дерева определяют номенклатуру выпускаемых индустриальным способом изделий: бревно, брус, доска, рейка, однослойная и многослойная фанера, ДСП, ДВП и другие. И каждый из них диктует свои методы набора поверхности и обеспечивает свой характер выразительности (рис. 11).
Дерево — интереснейший декоративный материал благодаря естественной красоте самой древесины — богатству текстуры, утонченности цвета, разнообразию оттенков в различных породах. Текстура древесины определяется характером годичных слоев, направлением волокон к оси ствола, наличием сучков и спящих почек. Тополь, клен, карельская береза обладают удивительной декоративной текстурой, носящей название “птичий глаз”. У ореха, березы, клена, карагача встречаются наплывы – своеобразные наросты, создающие живописное переплетение волокон, темных линий, атласный блеск и глубину тона.
В этой связи существуют две группы методов поверхностной обработки древесины. Первая группа ставит целью сохранить и подчеркнуть природную красоту древесины, и сюда входят:
— прозрачная полировка поверхности;
— лакировка;
— натирание воском;
— обжиг, который дает широкую растяжку полутонов и у некоторых пород древесины (например, у сосны) не только не затушевывает рисунок текстуры, а еще больше выявляет его;
— использование эмали с увеличенной долей растворителя и термической обработкой, что создает прозрачную небликующую пленку, сохраняющую текстуру дерева, придающую ей бархатистость и матовость.
Вторая группа содержит методы, позволяющие создать защитные непрозрачные пленки с помощью:
— инкрустации;
— золочения;
— окраски непрозрачными красителями;
— росписи.
Широко распространенным приемом обработки древесины служит декоративная резьба. В Беларуси традиционно ею украшались фронтоны, наличники, ставни, скамьи, сундуки и т.п. Чаще всего это — простые геометрические узоры, построенные на сетке из квадратов и кругов. Тем не менее и они преобразуют гладкую плоскость в рельеф, горельеф.
Архитектурный объект с использованием дерева обладает особой выразительностью. Эта мистическая атмосфера объясняется особой связью между человеком и природой. “Почему же не учесть эту дружескую связь между нами и нашим окружением. Она может дать нам ощущение привязанности, спокойной уверенности, это драгоценный источник, бьющий из глубин архитектуры разных стран и народов” (Ле Корбюзье).
Поэтому с использованием дерева человек создает образы, обладающие уникальной духовной жизненностью и выразительностью. Это достигается большим разнообразием приемов:
— живое дерево вводится в архитектурное пространство (рис.12);
— дерево обрабатывается, получает новую декоративность, но сохраняет свою природную достоверность (рис. 13);
— дерево в силу своей пластической универсальности усиливает образность органических форм, вводя в архитектуру образы фантастических существ (рис. 14);
— в качестве знака живого дерева или его элемента выступает фрагментом архитектурной среды (рис. 15);
— образ, текстура, свойства дерева имитируются другими материалами (стеклом, мозаикой, бетоном, металлом и т.д.) (рис. 16).
В результате создается мир, постоянно подпитывающий человеческие эмоции, мир, характеризуемый афоризмом Мис ван дер Роэ: “НО ТОЛЬКО ЖИВАЯ СУЩНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЖИВОЕ ВНЕШНЕЕ”.