На севере Кировского района Могилевской области берет начало река Добосна, впадающая ниже города Жлобина в Днепр. На этой реке находятся две красивейшие усадьбы, одна из которых сохранила свое историческое название – Красный Берег, а вторая по имени Добосна его утратила. Сейчас она называется Жиличи.
Согласно сведениям известного польского исследователя дворянских усадеб Речи Посполитой Р. Афтанази, в XV в. имение Добосна принадлежало князьям Трабским (герб Гипоцентавр). В XVI в. Альбрехт Гаштольд Виленский, воевода и староста Гольшанский, получил его в числе других от своей сестры. После смерти в 1542 г. его сына Станислава (последнего из Гаштольдов этой линии) все наследственные имения рода перешли во владение Новогрудского воеводы Александра Ивановича Ходкевича. С первой четверти XVII в. эти земли на два столетия стали собственностью рода Сапегов. В первой четверти XIX в. имение Добосна приобрели представители знаменитого дворянского рода Булгаков, которые владели им до начала XX века. Ими в начале XIX в. там был построен дворец и несколько позднее разбит парк.
На карте конца XIX в. на левом берегу реки Добосна указан населенный пункт Добысна (совр. д. Добосна), который входил в состав имения Добосна (совр. поселок Жиличи), находящегося на правом берегу.
На рисунке Н. Орды и литографии с этого рисунка видно, что дорога к дворцу проходила между двумя высокими холмами. В настоящее время они сохранились на территории парка в нескольких местах. Исследователи парков Беларуси В.Г. Антипов и Т.А. Федорук считают, что это насыпные видовые холмы.
Характеризовать их как что-то другое оснований нет, однако, поднявшись даже на самый высокий холм, видеть оттуда что-либо интересное нельзя. Как можно судить по рисунку Н. Орды, с высоты холма новые перспективы не открывались, незначительно менялся только угол зрения. Гораздо большую возможность обозрения парка и окрестностей давала башня дворца.
Кроме того, все окружение дворца XIX в.: парк, подъездные аллеи, постройки фольварка – очень продумано и логично. Поэтому функция холмов была непонятна, тем более что расположенная в настоящее время на самом высоком холме беседка выглядит непривлекательно и нелепо.
Возможно, холмы были бы оставлены нами без внимания, если бы конфигурация самого большого из них на плане не напомнила рисунок бывших земляных насыпных укреплений вокруг города Слуцка, замка в г. Высокое Брестской области и других укреплений.
Возникло предположение, что холмы являются сохранившимися фрагментами оборонительных укреплений, существовавших до строительства дворца и парка Булгаков.
В процессе исследований было установлено, что на карте 1613 г. центр имения Добосна обозначен как укрепленный пункт.
Земляные укрепления на наших землях в большинстве своем были построены в XVI–XVII вв. По причине частых и разрушительных войн XVI–XVIII вв. практически все населенные пункты имели оборонительные укрепления, считал исследователь замков Беларуси Н.А. Ткачев.
Известно, что в XVII в. имением Добосна, сменяя друг друга, владели четыре представителя рода Ходкевичей: Александр Иванович (1457–1549), Иероним (1500–1561), Ян Иероним (1537–1579), Ян Кароль (1560–1621).
Вероятнее всего, оборонительные укрепления построены при Яне Кароле Ходкевиче, гетмане Великого Княжества Литовского, который кроме участия в войнах активно занимался хозяйственной деятельностью: строил замки, укреплял города, был фундатором костелов и монастырей. Наиболее известны возведенные при нем замки в Ляховичах и Быхове.
Существование укреплений в Добосне можно объяснить следующим. Во-первых, в начале XVII в. экономическому развитию страны мешали частые войны и конфликты, в связи с этим предлагалось строительство укреплений вдоль восточной и южной границ Речи Посполитой, в частности крепостей вдоль Днепра. Во-вторых, дорога от Рогачева в западном направлении разделялась на три, и одна шла через Добосну, давая противнику возможность подойти к Бобруйску и Быхову. В-третьих, стратегическое месторасположение замка было достаточно выгодным – он стоял за рекой, и можно было контролировать единственный в этой местности мост (болотистая местность с севера и юга препятствовала переходу войск противника в другом месте). Косвенным свидетельством существования укреплений является тот факт, что на карте начала XIX в. это место названо “Замок”. Возможно, это связано с тем, что топонимы живут дольше, чем первопричина их появления.
Если укрепления в Добосне существовали, то, вероятно, к концу XVIII в. они уже утратили свое значение, не ремонтировались и разрушались.
Построенный в 20-е гг. XIX в. дворец требовал нового окружения. Большинство валов и бастионы были полностью срыты. Прежде всего произошло это со стороны реки, где земля от валов позволила поднять линию правого, более затопляемого берега Добосны. В результате перед главным фасадом вновь возведенного дворца был образован партер.
Дальнейшая нивелировка укреплений привела к появлению перепада земли вдоль западного фасада дворца. Следует сказать, что создавшаяся ситуация была использована владельцами – в откос встроили ледник, которым можно пользоваться и в настоящее время. Сохранившуюся часть валов и бастионов, автор проекта парка, возможно, сознательно включил в экспозицию как романтический элемент прошлого.
Все вышесказанное является гипотезой, требующей или доказательства, или опровержения. В случае ее справедливости сохранившиеся фрагменты укреплений должны учитываться в проекте реставрации парка как элементы фортификации. Если гипотеза окажется ложной, путь, который пройдет исследователь, доказательная база станут прекрасным материалом по истории усадьбы, кроме того, появится объяснение, зачем были насыпаны холмы.
Кстати, образы оборонительной архитектуры присутствуют в усадьбе и сейчас – это так похожие на руины замка здания бывших конюшен и водонапорная башня с рядом ложных машикулей…