Концепция сбалансированного размещения и развития рекреационных и урбанизированных территорий. Полноценная среда обитания человека невозможна без развитой системы отдыха и оздоровления. Она включает городские и пригородные парки, центры отдыха и развлечений; рекреационные леса и водоемы, обеспечивающие отдых горожан в выходные и будние дни; курорты, зоны длительного отдыха и туризма, предназначенные для населения во время отпусков и каникул (рис. 1, 2).
Имеющиеся природные рекреационные ресурсы ограничены. В условиях роста городов и увеличения численности городского населения необходимы резервирование и рациональное использование природных рекреационных ресурсов, сбалансированное размещение рекреационных и урбанизированных территорий.
В начале 1960-х гг. численность городского населения Беларуси достигла 2,5 млн человек и выезды горожан в летние выходные дни за город на отдых стали приобретать массовый характер. В пригородных зонах Минска, областных центров активизировались работы по формированию мест загородного отдыха, строились учреждения отдыха. Возникла необходимость упорядочения размещения и развития рекреационных территорий и объектов, резервирования природных курортно-рекреационных ресурсов с учетом возрастающих рекреационных потребностей населения.
Выполненные в секторе рекреационных систем БелНИИПградостроительства научные исследования позволили автору в 1978 г. обосновать и сформулировать концепцию сбалансированного размещения и развития рекреационных и урбанизированных территорий, суть которой заключается в планировочно взаимоувязанном формировании ареалов охраняемой природы и ареалов урбанизации (рис. 3).
Основные положения концепции вошли в “Рекомендации по проектированию рекреационных систем в условиях Белорусской ССР” (Г.А. Потаев, Н.А. Еленская, Р.Н. Заикин и др., 1981 г.) и в “Рекомендации по совершенствованию территориальной организации Белорусской ССР. Формирование и развитие комплексных территориальных систем”, раздел “Режимы и параметры организации рекреационного обслуживания” (Г.А. Потаев, Н.А. Еленская, Г.Р. Потаева и др., 1984 г.). Разработанные научно-методические положения использовались проектировщиками при выполнении схем и проектов планировки курортов и зон отдыха, в том числе Генеральной схемы размещения и развития курортов и зон отдыха Белорусской ССР (БелНИИПградостроительства, 1980 г.), в соответствии с которой были установлены границы курортов и зон отдыха Беларуси, велись размещение и строительство курортно-рекреационных учреждений (рис. 4).
В 1983 г. была разработана Схема рационального размещения охраняемых природных территорий по Белорусской ССР (Академия наук БССР), в которой также использовались предложения автора по объединению существующих и проектируемых охраняемых природных и рекреационных территорий в единую взаимосвязанную систему с помощью ландшафтных русел.
Дальнейшее развитие концепция получила при разработке планировочного каркаса территории страны в составе Генеральной схемы комплексной территориальной организации Белорусской ССР (БелНИИПградостроительства, 1987 г.) и при ее корректировке с учетом последствий аварии на Чернобыльской АЭС (БелНИИПградостроительства, 1990 г.), в государственных схемах комплексной территориальной организации Республики Беларусь (УП “БелНИИПградостроительства”, 2000, 2003, 2007 гг.).
Эколого-планировочное регулирование процессов формирования рекреационных территориальных образований. Ограниченное количество рекреационных ресурсов предопределяет необходимость их охраны и рационального использования. По мере преобразования природных ландшафтов в рекреационные меняется их облик, природная среда трансформируется в антропогенную. Различные растительные сообщества обладают разной устойчивостью к антропогенным воздействиям (толерантностью) и разной способностью к самовосстановлению, что связано с видовым составом растительности, почвенно-грунтовыми и гидрогеологическими условиями, микроклиматом и другими природными особенностями.
Экологизация является характерной особенностью современных методов проектирования рекреационных территорий. Об этом свидетельствует проведение ландшафтных и экологических исследований, предшествующих разработке проектной документации: определяются особенности и анализируются изменения ландшафтных условий, проводится таксация насаждений, составляются карты растительности, выявляются места обитания животных с тем, чтобы получить достоверную картину отдельных участков проектируемой территории, оценить состояние растительности, водоемов и водотоков, взаимодействие отдельных компонентов экосистем.
Эколого-ориентированное проектирование рекреационных территорий предусматривает их рациональное размещение, разработку системы мероприятий, обеспечивающих экологическое равновесие и устойчивость среды, воспроизводство природных ресурсов, сохранение природных ландшафтов [1].
Разработанные в 1970–1980-е гг. автором принципы и методы эколого-планировочного регулирования процессов формирования рекреационных территориальных образований направлены на обеспечение охраны и рационального использования природных рекреационных ресурсов, предотвращение деградации природных комплексов под воздействием рекреационной деятельности людей. Они вошли в разработанные в отделе рекреационных систем БелНИИПградостроительства “Рекомендации по формированию рекреационных ландшафтов в условиях Белорусской ССР” (Г.А. Потаев, Н.А. Еленская, Т.В. Шестак и др., 1984 г.) и использовались проектировщиками при создании проектов планировки, застройки и благоустройства курортно-рекреационных территорий.
Были разработаны показатели предельно допустимых рекреационных нагрузок для характерных типов природных и рекреационных ландшафтов Беларуси, которые используются для расчета допустимой емкости рекреационных ландшафтов (рис. 5).
Важное значение имеют прогнозы ожидаемых изменений в природных комплексах в соответствии с планируемым рекреационным освоением территории, мероприятия по предотвращению нежелательных последствий, создание устойчивых к антропогенным нагрузкам рекреационных ландшафтов [2].
Формирование и развитие водно-зеленых систем в городах и пригородных зонах. Если на ранних стадиях урбанизации природно-ландшафтные условия определяли выбор мест для поселений, направления их развития, то современные технологии позволяют строить поселения практически в любых ландшафтных условиях, преобразуя природный ландшафт и формируя новую среду. В то же время с ростом урбанизации, повышением плотности и этажности застройки, ухудшением экологической ситуации в городах отношение к природно-ландшафтным компонентам городской среды существенно изменилось. От преобразования природы человечество пришло к осознанию необходимости сосуществования с природой, рационального сочетания урбанизированных и природных компонентов жизненной среды, обеспечивая баланс между ними.
Водно-зеленые системы в городах и пригородных зонах, включающие озелененные пространства и акватории, формируются с целью улучшения условий проживания населения в городах: оздоровления городской среды, создания озелененных мест отдыха вблизи мест проживания населения, обогащения архитектурно-художественного облика городов. Создание развитых водно-зеленых систем особенно важно для больших городов с многоэтажной высокоплотной застройкой и неблагоприятной экологической обстановкой – значительной загрязненностью воздушного бассейна, почв, повышенным уровнем шума.
Выполненные в отделе рекреационных систем БелНИИПградостроительства под руководством автора научные исследования позволили разработать научно-методические положения по формированию и развитию водно-зеленых систем в городах Беларуси и их пригородных зонах, которые вошли в “Рекомендации по планировке, застройке и преобразованию городов с учетом освоения пойменных и заболоченных территорий”, раздел “Формирование водно-зеленых систем и парков” (Г.А. Потаев, Н.А. Еленская, А.В. Афанасенко и др., 1981 г.) и “Рекомендации по совершенствованию территориальной организации Белорусской ССР. Архитектурно-планировочная организация водно-зеленых систем и рекреационных территорий в городских поселениях Белорусской ССР” (Г.А. Потаев, Н.А. Юргенсон, А.В. Афанасенко и др., 1987 г.).
Эффективность планировочной организации водно-зеленых систем городов обеспечивается за счет:
- оптимального соотношения застроенных и озелененных пространств;
- создания крупных, пространственно целостных внутригородских и пригородных озелененных территорий, что расширяет зону их оптимизирующего воздействия и повышает экологическую устойчивость к антропогенным нагрузкам (рис. 6, 7);
- создания удобных, преимущественно пешеходных связей между озелененными территориями и жилыми районами;
- совмещения реакционной и средорегулирующей функций в пределах озелененных территорий;
- использования для создания и развития водно-зеленых систем существующих лесных массивов и ограниченно пригодных для застройки территорий (пойменных, заторфованных, заболоченных).
В сложившихся городах возможности территориального развития озелененных территорий обычно ограничены. Резервом являются поймы рек, заболоченные участки, овраги, карьеры. Особенно важно использование пойменных земель, так как их площадь составляет значительную часть территорий белорусских городов. В то же время необходимо учитывать, что пойменные территории являются местами концентрации химических загрязнений. Поэтому размещение на них парков и других рекреационных объектов должно опираться на санитарно-гигиенические исследования и обоснования [1, 3].
При проектировании водно-зеленых систем городов особого внимания требуют вопросы резервирования пригодных для рекреационного освоения территорий. Резервируемые с учетом перспективного развития городов территории могут продолжительное время сохранять свой естественный облик, и в дальнейшем на их основе формируются рекреационные ландшафты. В отношении их должны устанавливаться соответствующие режимы охраны и ограничения хозяйственной деятельности.
Формирование водно-зеленых систем является также средством повышения архитектурно-художественной выразительности облика города. Раскрытие архитектурных ансамблей на озелененные территории и водоемы, обеспечение панорамного обзора застройки, включение озелененных пространств и акваторий в градостроительную композицию – важнейшие требования, которые должны учитываться при проектировании водно-зеленых систем (рис. 8).
Стратегия развития городов – центров туризма и туристских территорий. Туризм в современном мире стал важной частью жизни каждого человека. Это одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Города заинтересованы в притоке туристов. Туризм позволяет активизировать процессы социально-экономического развития: увеличить инвестиции, налоговые отчисления, повысить занятость населения за счет создания новых рабочих мест в сети объектов обслуживания туристов. Развитие туризма создает экономическую базу для восстановления, содержания, ремонта историко-культурных ценностей.
Одна из первых работ, в которой обосновывалась стратегия развития туризма в новом независимом государстве Республике Беларусь, – “Стварэнне турыстычнага кола “Беларусь” на выснове гiстарычных гарадоў и пасяленняў рэспублiкi”, выполненная в 1992 г. коллективом специалистов под руководством автора. Она включала оценку историко-культурного потенциала населенных мест и природных территорий Беларуси; выявление зон концентрации памятников истории и культуры; оценку возможностей туристского использования ценных природных территорий и объектов; интегральную оценку благоприятности туристского использования территорий и объектов; концепцию создания туристского кольца “Беларусь”.
Ряд научно-методических положений этого проекта был использован в “Национальной программе развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы”, в разработке которой участвовал автор.
Огромные туристские ресурсы сосредоточены в городах. Объектами посещения туристов являются выдающиеся памятники архитектуры, истории, культуры, места, связанные с важными историческими событиями и личностями, музеи, художественные галереи и другие объекты познавательного туризма. Активно посещаются объекты культурного и развлекательного туризма – театры, концертные и выставочные залы, парки развлечений, другие места проведения досуга. Развивается деловой туризм – участие в международных конгрессах, конференциях, научно-технических и торговых выставках, ярмарках, посещение научных центров, высокотехнологичных и наукоемких производств. В городах проводятся крупные спортивные соревнования, привлекающие туристов.
Организация туризма в разных типах городов имеет свои особенности. Важно формирование индивидуального архитектурно-художественного облика городов – центров туризма (рис. 9, 10).
Специальные требования предъявляются к функционально-планировочной и композиционно-пространственной организации туристских зон, комплексов, трасс, к размещению и развитию объектов туристской инфраструктуры, оптимизации транспортных и пешеходных связей, организации туристских маршрутов [4, 5].
В мае 2010 г. утвержден новый генеральный план города Минска, в составе которого впервые за всю историю создания генеральных планов белорусских городов разработан под руководством автора раздел “Развитие туризма” (более 200 страниц текста и иллюстраций).
Для территорий туристских комплексов, зон, трасс устанавливаются регламенты градостроительного развития и использования территории – требования (предпочтения, ограничения, запрещения) к застройке и использованию территорий, обеспечивающие преимущественное развитие туристских функций [6].
Градостроительная политика. Градостроительная политика является составной частью политики государства: взаимосвязи градостроительной политики с социально-экономической и экологической политикой страны обусловлены общими стратегическими целями, направленными на создание благоприятной среды жизнедеятельности населения.
Реализация государственной градостроительной политики должна быть обязательна для всех субъектов градостроительной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней. Поэтому важно наличие документа, в котором четко выражена политика государства по формированию и развитию городских и сельских поселений, управлению процессами градостроительного развития. Наиболее приемлемой формой такого документа можно считать доктрину (лат. doctrina – учение, научная или философская теория, политическая система, руководящие теоретические или политические принципы).
Национальная градостроительная доктрина – документ, в котором зафиксированы основные положения градостроительной политики общества и государства на развитие городских и сельских поселений, систем расселения: принципы, стратегические направления, цели, приоритеты развития градостроительства.
В соответствии с положениями Национальной градостроительной доктрины должны осуществляться взаимоувязанные действия в области градостроительства и в смежных отраслях деятельности, направленные на решение имеющихся проблем и повышение эффективности процессов градостроительного развития с учетом долгосрочных стратегических интересов страны.
В 2000–2002 гг. на кафедре “Градостроительство” БНТУ под руководством автора выполнены исследования и разработана Национальная градостроительная доктрина Республики Беларусь, проект основных положений которой опубликован в 2003 г. В развитие этого документа разработаны Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь, утвержденные в 2007 г. Президентом Республики Беларусь.
Литература
1. Потаев, Г.А. Рекреационные ландшафты: охрана и формирование / Г.А. Потаев. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1996. – 160 с.
2. Потаев, Г.А. Экологическая реновация городов / Г.А. Потаев. – Минск: БНТУ, 2009. – 173 с.
3. Искусство архитектурно-ландшафтного дизайна / под общей редакцией Г.А. Потаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 217, [1] с.: ил., [16] л. ил.
4. Потаев, Г.А. Города Беларуси как центры туризма / Г.А. Потаев // Архитектура и строительство. – 2008. – № 6. – C. 27–31.
5. Энциклопедия туризма Беларуси. – Минск: Беларус. энцыкл. iмя П. Броўкi, 2007. – 648 с.: ил.
6. Потаев, Г.А. Стратегия развития туризма в Минске / Г.А. Потаев // Архитектура и строительство. – 2010. – № 4. – C. 90–93.