Вы здесь

Наши университеты. Опыт Белгоспроекта

29.08.2007 07:32
Просмотров: 5 370
Версия для печати

Ни у кого сегодня не вызывает сомнения тот факт, что архитектурная среда способна формировать сознание и образ мышления, придавать стимул деятельности и задавать ее направление. Особенно важно это при проектировании и разработке материальной среды общественно значимых учреждений, результат деятельности которых становится показателем развития общества и государства. Одним из таких основополагающих учреждений является университет. Он есть и всегда был многофункциональным и многоплановым по своему предназначению. Ведь в университетской среде должно найтись место для учебы и для научной деятельности, для отдыха и для общения. Именно функциональная и гармонично организованная архитектурная среда университета формирует профессиональное сознание будущих специалистов, задает параметры восприятия и осознания действительности, инициирует любознательное, пытливое, ищущее и деятельностное отношение к жизни.

Авторитет и престиж высшего образования растут. Создаются новые вузы, а значит, появляется потребность в новых помещениях для них. Причем высшие учебные заведения перестают быть прерогативой столицы или крупных областных центров. Теперь и небольшие города, как, например, Барановичи и Пинск, тоже могут похвастаться своими собственными университетами.

Над созданием новых корпусов для этих вузов работает институт “Белгоспроект”. Именно в этой организации накоплен огромный опыт по проектированию объектов образования: здесь рождались образы первых белорусских высших учебных заведений в до и послевоенное время.

Сегодня этот опыт востребован как никогда. Ритм жизни меняется, запросы студентов и преподавателей растут, соответственно, университеты предъявляют высокие требования к своей материальной и архитектурной оболочке. И современная архитектура способна создать гармоничную, художественно выразительную и в то же время функциональную, актуальную и созвучную времени среду для образования.

Учебно­лабораторный корпус педагогического факультета Барановичского государственного университета

(авторский коллектив: Б.М. Розин (главный архитектор проекта), А.П. Паномарев, Е.Н. Леонова, Т.Л. Кулеш)

Основанный в 2004 г. университет прописался на территории бывшего военного городка. Вернее, там расположилась его администрация и один из факультетов. А остальные корпуса находятся в разных частях города. Со временем стало ясно, что уверенный рост количества студентов приведет к недостатку площадей. Для нового объекта было решено отвести площадку незавершенного строительством Детского лечебно­восстановительного центра. Именно это и определило объемно­планировочную и функционально­технологическую композицию проектируемых корпусов. Трудности, с которыми столкнулись проектировщики, были вызваны необходимостью перепрофилировать здание медицинского учреждения под учебные корпуса. А это уже несколько иные требования к расчету площадей, к внутренним помещениям и т.д.

Структура проектируемого объекта представляет собой трехлучевую композицию, высота возводимых корпусов определена в 3–4 этажа. Комплекс зданий подразделяется на 6 блоков и две пусковые очереди. Корпуса широкие с двухкоридорной схемой и внутренним световым проходным двором. Центральным элементом всего комплекса станет атриум – трехсветное пространство, запроектированное как главный вестибюль, через который можно будет попасть в любой из корпусов.

Чтобы организовать в университете максимально насыщенную жизнь, включающую не только учебный процесс, дополнительно запланированы следующие общеуниверситетские группы помещений: библиотека, спортивно­физкультурный комплекс, клубнозрелищные помещения с актовым и танцевальным залами, предприятия общественного питания, а также кафебар. Колористика проектируемых интерьеров, особенно клубнозрелищных помещений, активна и динамична, ведь студенчество – это всегда задор, амбициозность, нестандартность восприятия и определенный элемент бунтарства.

Предусмотрены мероприятия по созданию безбарьерной среды: пандусы, лифты, имеющие непосредственные выходы на улицу, надлежащей ширины двери и тамбуры.

На перспективу запланировано размещение общежития для студентов и преподавателей.

Учебный комплекс с культурным центром и общежитием для студенческой молодежи Полесского государственного университета

(авторский коллектив:
В.Б. Куцко (главный архитектор проекта), А.И. Чижик,
А.В. Риауба)

Пинск – город с давними традициями высшего образования. Основанный здесь иезуитами в XVII веке коллегиум (именно коллегиумы стали прообразами современных вузов) был средоточием культурной и образовательной жизни целого региона, а его величественное здание – доминантой в застройке города. Надо сказать, что иезуиты никогда не пренебрегали художественными средствами воздействия на своих учеников, отдавая дань силе искусства, и зодчества в частности. Все коллегиумы, возведенные орденом в Беларуси, стали памятниками архитектурного наследия, восхищая нас монументальностью, фундаментальностью и могуществом, которые были призваны олицетворять силу не только ордена, но и Знания.

Современное развитие в Пинске традиций высшего образования ставит вопрос о том, какой быть архитектуре вузов в этом древнем городе. Какую среду они будут формировать, будут ли соответствовать ожиданиям студенчества? Все эти проблемы так или иначе встают перед создателями новых современных корпусов университета.

На примере проекта нового комплекса Полесского государственного университета можно увидеть, как поставленные задачи решает коллектив Белгоспроекта.

Новый комплекс ПГУ представляет собой композицию из двух 7этажных объемов (в них разместятся кафедры, учебные помещения кафедр, аудитории, библиотека, спортивный, танцевальный и актовый залы, столовая, зал игровых автоматов), объединенных 9этажным объемом, в котором расположатся вестибюль, кафедры, административные помещения. 5этажное здание общежития будет соединяться с учебным корпусом переходом по 3му этажу.

Участок, на котором расположится комплекс университета, с одной стороны ограничен жилой застройкой, с другой – городским парком. Высотное решение комплекса построено на принципе его раскрытия в направлении рек Пины и Припяти.

Учебный корпус рассчитан на обучение студентов дневной формы в количестве 900 человек и 3000 студентов­заочников, ориентирован на городской парк и жилую застройку ул. Пушкина. В общежитии, выходящем на городской парк и Припять, будут проживать 316 студентов.

Каждый университет стремится создать неповторимый образ своего места (своего городка, своего комплекса). Ведь для многих из нас студенческие годы запоминаются не только тем, как и чему нас учили, но и тем, где это происходило. Огонь знаний, мерцающий в сосуде, нуждается в достойном жилище и благородном обрамлении. Лишь благодаря этому его свет будет сохранен и приумножен.



comments powered by HyperComments
Читайте также
22.04.2004 / просмотров: 6 924
Писать слово-звание “Мастер” с большой буквы вполне уместно, справедливо, если мы обращаемся к таким заслуженным, общепризнанным...
12.11.2004 / просмотров: 5 618
Вопрос, какими должны быть села Беларуси, на мой взгляд, был решен в значительной степени благодаря экспериментально-показательному строительству в...
13.04.2005 / просмотров: 212
Проектная деятельность — сложный и многоплановый процесс. С одной стороны, это коллективный труд проектировщиков разных специальностей, с...