Вы здесь

Зарождение (готический период)

Lecz Hrabia, sąsiad bliski, gdy wyszedł z opeki,

Panicz bogaty, krewny Horeczków daleki,

Przyjechawszy z wojażu upodobał mury

Tlumaczác że gotyckej sá architektury;

Choć Sędzia z dokumentów przekonwał o tem,

Że architekt był majstrem z Wilna nie zaś Gotem.

 

                                    Adam Mickiewicz

 

Ды Графіч, радня хоць далёка Гарэшкаў, багаты

сусед, калі выйшаў з апекі, паніч дзіўнаваты,

муры спадабаў, як вярнуўся сюды з падарожы,

бо, кажа, гатыцкае архітэктуры, харошы;

дарма, што Суддзя з дакументам праконаваў потым,

што той архітэктар быў віленскім майстрам, не готам.

 

                                     (пераклад Браніслава Тарашкевіча)

Поэтические строки из поэмы Адама Мицкевича "Пан Тадеуш" относятся к вымышленному "замку Горешков", который исследователи творчества поэта отождествляют с Мирским замком. В приведенном коротком отрывке затронуты два взаимоувязанных вопроса: о происхождении мастеров, строивших Мирский замок, и его архитектурной стилистике.

илл.2

В последнее время все отчетливее проявляется тенденция приписать авторство первой очереди строительства Мирского замка мастерам с юго-запада (из Молдовы, Украины, Сербии). Так ли это? Короткий период относительного спокойствия, во время которого был заложен замок, ознаменован стремительным ростом городов, расцветом ремесел и преумножением торговых контактов. На рубеже XV–XVI вв. в Великом Княжестве Литовском создавались такие архитектурные шедевры, как церкви оборонного типа в Сынковичах, Мурованке и Супрасли, костелы в Вильнюсе, Гнезно, Камаях, Ишкольди и многие другие. Бесспорно, местная строительная школа, как и всякая другая, воспринимала влияния культур соседних народов, чему в немалой степени способствовала активизация торговли. Но все это – нормальный процесс развития местной традиции.

В любом случае архитектор, построивший Мирский замок, был "не готом". Иное дело архитектурный стиль. В отличие от времени Мицкевича сейчас никто не связывает его с этническим происхождением зодчего. Анализ развития европейской архитектурной стилистики позволяет считать Мирский замок самым восточным готическим сооружением, а также самым крупным и единственным некультовым объектом из сохранившихся немногочисленных образцов самобытной белорусской готики.

В чем же ее самобытность и в чем особенности замка?

илл.4


Готическая архитектура получила распространение на белорусских землях в весьма неоднозначный период. Подъем национального самосознания, обеспеченный военными победами, способствовал вытеснению абсолютизма готики гуманистическими идеалами ренессанса, что проявилось в развитии науки, искусства и права. В религиозном мировоззрении рудименты язычества активно вытеснялись христианством. В христианстве усиливалась экспансия католицизма.


Наличие рудиментов язычества в подсознании белорусов того времени наилучшим образом отражено в поэтических строках известного белорусского поэта и дипломата Николая Гусовского. В своей поэме "Песня про зубра", созданной во время закладки Мирского замка, он пишет:

илл.3

Часта з трывогаю думаеш: чым растлумачыць

Сілу, што ў нас надаецца замовам і травам,

Песні і магіі слова? Адказу не знойдзеш.

І мімаволі згадаешся: мы яшчэ дзеці

Ў свеце хрышчоных і верым у казкі Медэі.

(пераклад Язэпа Семяжона)

Все эти противоречия, как мир в капле воды, отразились в образе Мирского замка. Здесь нашлось место и для христианской каплицы (над въездными воротами), и для языческого символа – каменной головы барана на внешней грани южной стены (илл. 2). Согласно легенде, Мирский замок будет стоять, пока существует эта каменная голова. Декоративное убранство Мирского замка, вероятнее всего, также имеет семантический характер – наиболее важные в оборонительном плане его фрагменты декорированы намного богаче.

Новые для того времени цели строительства укрепленной резиденции (самоутверждение) вызвали к жизни новые архитектурные решения. Мирский замок – это уже не аскетичная крепость с высокой степенью капитальности оборонительных конструкций и второстепенным отношением к жилым и хозяйственным постройкам. По первоначальному замыслу замок создавался как цельное произведение искусства. Несмотря на значительный объем, он очаровывает своими сомасштабными человеку пропорциями, тонко пронюансированным пластическим и цветовым решением. Для достижения выразительности композиции строители активно применяли поправки на оптические иллюзии – курватуры. Так, для адекватного визуального восприятия формы замка все протяженные стены между оборонительными башнями слегка изогнуты в плане (илл. 3). Исключение составляет только западная стена. Пристроенная к ней въездная башня разделяет ее на два коротких участка, что избавляет от необходимости вносить оптические уточнения.

В Мирском замке наблюдается не свойственное для оборонительного сооружения внимание к цветовому решению фасадов. Заглубленные оштукатуренные поверхности декоративных ниш были окрашены в нежный розовый цвет (илл. 4) либо расписаны орнаментальными полихромными композициями. Раскрашивались даже швы между кирпичами. Красочность композиции дополнялась неоштукатуренными поверхностями кирпичной кладки, местами украшенными декором из пережженного клинкерного кирпича, красной и зеленой (глазурованной) черепицей.

Известный белорусский ученый Адам Мальдис определил для каждой эпохи некие идеалы, собирательные образы в сознании людей. Идеалом готического периода он назвал рыцаря. Аллегорией Мирского замка мог бы стать воин в парадной форме, которую он надел не для того, чтобы воевать.

Ситуация

илл.5

Сведения о том, каким был населенный пункт Мир до строительства замка, выявлены только в дарственной грамоте великого князя литовского Сигизмунда о передаче Мира в 1434 г. Сеньке Гедыгольдовичу. В этом документе упоминается лишь один двор (curia) некоего Демида. Безусловно, поселение не могло состоять из одного жилища. В то время двором могла именоваться резиденция феодала либо блюстителя его интересов. По европейской традиции, такой двор строился на некотором отдалении от построек горожан, а те, как правило, возникали вдоль дорог, на месте их пересечения. При этом образовывалось некоторое уширение проезда, на базе которого формировалась торговая площадь. Через Мир проходили важнейшие торговые пути с запада на восток и с севера на юг. Активизация после завоевания под Грюнвальдом свободного доступа к балтийским портам северо-южного направления ускорила развитие и обустройство площади, а соответственно, рост и усиление значимости города.

Мирский замок мог быть возведен на месте упомянутой курии. На эту мысль наводят выявленные археологическими исследованиями остатки уничтоженной пожаром дозамковой постройки (построек) на территории замкового двора.

илл.6

Как бы там ни было, планировка г.п. Мир до сих пор представляет собой классический пример планировки частновладельческого города, отличительные особенности которого – раздельное расположение и автономная фортификация городской территории и резиденции магната.

Каким было природное окружение в момент его возникновения? Судя по наличию артиллерийских бойниц в башнях и стенах, наиболее укрепленными являлись восточный и особенно южный фасады крепости (илл. 5). С юга от замка сейчас находится пруд. Если предположить, что трассировка русла безымянного ручья, наполняющего пруд, изначальная, то концентрация максимальной огневой мощи замка со стороны естественной водной преграды представляется нелогичной. К тому же по выходе из нижнего бьефа пруда ручей впадает в р. Мирянку под острым углом против течения. Такая ситуация не похожа на естественную.

Возможно, во время первого этапа строительства ручей огибал площадку с севера и впадал в Мирянку на пониженном участке в заболоченной местности. Это объясняет наименьшую укрепленность северного фасада, а также то обстоятельство, что с завершением северо-западной башни строители не торопились.

Фортификация

илл.7

Первоначальный замысел фортификационной системы Мирского замка отражает первые попытки реального использования возможностей огнестрельного оружия в целях обороны. Башни замка вынесены за внешний контур его оборонительных стен. Это обеспечило возможность вести по нападающим фланговый артиллерийский и мушкетный огонь. В дальнейшем данный прием нашел применение в бастионных системах. А вот размещение тяжелых орудий на высоте третьего яруса оборонительных башен с целью увеличения дальности прицельного обстрела с развитием артиллерии не получило распространения (артиллеристы научились рассчитывать "навесной" огонь).

илл.8

Уникальным являлся и первоначальный замысел системы блокировки входа на территорию замка. Идея подъема отметки проезда сквозь въездную башню на 1,5 м выше территории вокруг замка обеспечила возможность эффективно решить эту весьма непростую для равнинной местности задачу. Дорога, ведущая к замку, за несколько метров до ворот заканчивалась приподнятым деревянным помостом (илл. 6). На него опускался подъемный мост, который был связан в одну систему взаимных противовесов с подъемной решеткой (герсой). При возникновении опасности система "герса – мост" могла в считанные секунды надежно заблокировать единственный вход в замок. При этом сразу за решеткой автоматически открывалась яма-ловушка, которая поджидала нападающих, если им удастся сломать систему запирания (илл. 7). Надежность блокировки дополняли двое дубовых ворот. Для предотвращения попыток выбивания, поджога либо иного варианта устранения системы запирания над въездом был устроен машикуль – отверстие, через которое на нападающих могли сливать кипяток, смолу либо сбрасывать камни (илл. 8).

То, что укреплению входа в замок придавалось большое значение, подтверждает и единственная на весь комплекс христианская каплица, расположенная над воротами. Вероятно, по замыслу авторов, она должна выполнять функцию оберега.

Отмеченные выше особенности, наличие машикулей еще на двух башнях, приспособленность бойниц для использования легкого огнестрельного оружия, а также луков и арбалетов свидетельствуют о том, что Мирский замок является редким примером оборонительного сооружения переходного периода. Он сочетает в себе как традиционные, даже архаичные, так и новейшие на период строительства фортификационные приемы и приспособления.

И все же это "оружие" больше похоже на парадное. Такое впечатление производят все сохранившиеся фрагменты.

Святилище

илл.9

Помещению над воротами на втором ярусе въездной башни изначально была отведена исключительная роль в комплексе всего замка. В нем располагался механизм подъема-опускания герсы и подъемного моста (щель для герсы, отверстия для крепления механизма, для пропуска цепей и для установки несущих балок сохранились до настоящего времени, столбы, на которые опирался подъемный мост, выявлены археологическими исследованиями 1991 г., упоминания о подъемном мосте и фрагментах механизма содержатся в инвентарной описи Мирского замка от 15 октября 1688 г.).

илл.10

Кроме того, анализ первоначального объемно-пространственного решения помещения (крестообразный план, перекрытый крестовым сводом, высоко расположенные окна, предназначенные для установки витражей, наличие дополнительных небольших помещений, в которых могли находиться сакристия и ризница, а также автономное выделение транзитного пути следования с отметки двора на верхние ярусы, минуя молельный зал и т.п.) позволяет утверждать, что оно предназначалось для размещения каплицы (илл. 9).

Организация быта

илл.12

На протяжении первого, готического периода возведение Мирского замка так и не было завершено. Недостроенными остались верхние ярусы северо-западной башни, а также капитальные сооружения, ограничивающие замковый двор с юга и востока. Не исключено, что эти постройки могли предназначаться для размещения гарнизона и челяди. На оборонительных стенах, к которым их предполагалось пристроить, сохранились пяты сводов подвала и первого яруса и артиллерийские бойницы подошвенного боя (илл. 10). Судя по выявленным фрагментам декора недостроенного верха стен, второй ярус также планировалось сделать оборонительным (илл. 11). Это свидетельствует о том, что для проживания могли использоваться те же помещения, что и для обороны.

Бытовые условия владельца замка мало чем отличались от быта воина. В то время на белорусских землях еще существовала старая традиция отводить под жилье феодала одну из башен. В Мирском замке, вероятнее всего, это была северо-восточная. Последующие значительные перестройки и разрушения лишили нас возможности детально изучить особенности ее интерьеров. Тем не менее некоторые свидетельства уникальной роли башни сохранились на фасадах. По богатству оригинального декора с ней может сравниться разве что въездная башня. К тому же только в нишах на ее фасадах выявлены декоративные полихромные композиции, характер исполнения которых свидетельствует, что это могли быть "оказийные" росписи (илл. 12). Скорее всего, они созданы по случаю празднования получения в 1555 г. последним владельцем замка из рода Ильиничей титула графа Священной Римской империи.

илл.11

Инженерное оборудование

илл.14

Значительное внимание в Мирском замке уделялось гигиене и цивилизованности удовлетворения санитарных потребностей. Две ниши и сквозное отверстие для стока воды на одном из участков северной стены можно трактовать как следы бани, которая впоследствии была разрушена при строительстве северного крыла дворца (илл. 13). Само наличие такой постройки в готический период – явление уникальное.

Туалет не отличался особенностями конструкции (эркер, нависающий над внешней гранью северного участка западной стены). Примечательно место его расположения. Рядом с туалетом внизу находилась тюрьма, единственное вентиляционное отверстие из которой как раз выходило к месту сброса нечистот (илл. 14).

илл.13

В Мирском замке сохранилась и до настоящего времени действует система сброса ливневых стоков с территории двора (илл. 15). Она представляет два дождеприемника в западной оборонительной стене (с обеих сторон от въездной башни), к которым ведут сточные канавы, образованные рельефом булыжного мощения. Место для замкового колодца выбрано рядом с одной из них, вблизи дождеприемника – здесь ее заглубления достаточно для локализации и вывода со двора стоков от эксплуатации колодца.

илл.16

Сохранившиеся в оборонительных башнях готические камины – это скорее элементы фортификации, чем следы системы отопления. Их минимальные размеры никак не могли обеспечить обогрев продуваемых через бойницы помещений. Зато наличие поддерживаемого открытого огня на каждом из ярусов башен позволяло пользоваться примитивным огнестрельным оружием того времени. Устройство каминов на третьем ярусе юго-западной башни (илл. 16) выполнено с учетом размещения там тяжелой артиллерии (обеспечивало возможность держать наготове раскаленные крючья для детонации заряда).

Значительные перестройки и разрушения северо-восточной башни не дают возможности изучить систему отопления жилых помещений Ильиничей (если таковые там располагались). Судя по сохранившимся фрагментам, строители замка так и не успели приступить к устройству системы отопления корпусов, которые предполагалось пристроить к восточной и южной стенам со стороны двора.

Из всех каминов, сохранившихся со времени первого этапа строительства, исключительно для обогрева и отопления могли использоваться только два:

  • в единственном проезде на территорию замка по первому ярусу въездной башни (в юго-восточном углу). Этим большим камином, вероятно, пользовались для обогрева караульные, несущие круглосуточное дежурство (илл. 17);
  • в помещении часовни на втором ярусе въездной башни (над камином для стражников, на одном с ним канале).
      илл.15                             илл.17    

 Только три поколения Ильиничей владели Миром и Мирским замком. Последний из них (также Юрий) умер бездетным в 1569 г. через 14 лет после получения титула графа Священной Римской империи. С его смертью была подведена черта под готическим периодом создания Мирского замка. Тем не менее на этом этапе был заложен своеобразный "генетический код" Мирского замка, основанный на местных традициях. По своей сути он остался неизменным до настоящего времени.

 

 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...