В далекие уже 1970-е годы для Бреста центральными институтами был разработан водно-зеленый диаметр. Фактически в геометрическом и эстетическом центре его, в великолепном месте на пересечении двух основных городских магистралей определено место для строительства спортивного центра.
Мастерская, в которой я тогда работал архитектором, разрабатывала ПДП этого сооружения. В его состав, согласно заданию, должны были войти стадион на 20 тысяч и спортивный комплекс на 10 тысяч зрителей с универсальной ареной, легкоатлетический манеж и бассейн с 50-метровой дорожкой, а также масса плоскостных открытых площадок и кортов с небольшими трибунами.
Сегодня ледовая арена и легкоатлетический манеж уже построены. Зарезервированное место для нового стадиона, однако, пустует, вернее, его занимает пока примитивная площадка для бейсбола. Город реконструирует существующий стадион в старом центре‚ не решившись на новостройку. Думаю, что это не лучшее решение.
Как бы то ни было, я и мои коллеги приобрели опыт проектирования крупных спортивных сооружений. И по прошествии нескольких лет, уже в роли ГАПа, я вернулся к этому объекту — проектировать легкоатлетический манеж. Тогда очень хотелось нащупать художественную идеологию спортивного центра. Начал строить на планшете перспективу всех зданий. В итоге определились два основных объекта — манеж и стадион, точнее, чаша стадиона и его альтернатива — манеж с наклонными в обратном к ней направлении стенами. Принципы Кензо Танге, нашего кумира в те годы, — структурный подход к объекту, когда коммуникационные узлы выделены в самостоятельную архитектурную форму, а все остальное — органичное приложение к ним, легко просматриваются в этом объекте...
Не получилось, может быть, довести все задуманное до конца. Но мне кажется, когда-нибудь появится чаша стадиона. Именно она позволит завершить комплекс. Может‚ тогда искра гармонии и вспыхнет…
Потом наступили времена застоя. Средства исчезли, не было работы, начались сокращения. Но появилась эйфория, что можно работать на себя, на свое имя. Все свои творческие силы мы бросили на всевозможные конкурсы…
Перестройка. Пришлось заниматься чем угодно. Открыл даже собственную мастерскую...
Наконец‚ после разочарований в частном бизнесе, вернулся в институт‚ вернее‚ уже в акционерное общество. Понял‚ что форма капитала не принципиальна. Главное‚ чтобы обеспечивалась свобода творца от финансовых забот, иначе говоря, достойная оплата за достойную работу. Ведь у архитектора, кроме творческих проблем, есть и бытовые‚ психологические. Их невозможно разделить. Творение — это постоянный процесс. Утром ловишь себя на мысли, что ночью придумал‚ нашел решение, остается только вспомнить. Поэтому ночью частенько вскакиваешь и пытаешься зарисовывать…
…И вот — объект, один из крупнейших за последние 20 лет в Бресте — универсальный спортивный комплекс игровых видов спорта.
Хочу отметить уникальность ситуации. Впервые в моей жизни в начале проектирования появился конкретный и заинтересованный заказчик. Я всегда был убежден, что лишь союз творца с заказчиком, который знает, что и за сколько он хочет сделать, может дать яркие плоды. К счастью, с этим объектом так и произошло.
Появились люди, правда, с московской пропиской, но родившиеся в Бресте, которые захотели увековечить имя своего знаменитого отца — тренера по гандболу. За год они создали команду имени Мешкова, ставшую уже чемпионом республики. За два года хотят построить и базу для этого клуба.
В “Брестпроекте” среди молодых специалистов объявили мини-конкурс на идею будущего комплекса‚ хотя даже место для его возведения не было еще определено. Отсюда, естественно, организационные неурядицы…
Спустя месяц губернатор потребовал эскиз. Меня попросили срочно дать свое предложение. Буквально день-два — и эскиз был готов. Губернатор его утвердил‚ и он был взят за основу. В это время определилась и территория под строительство.
...Она находится на краю города в санитарно-защитной зоне между промышленным массивом и восточным жилым районом. Согласно ПДП‚ здесь должны были разместиться многоэтажные гаражи, автостоянки и т.п. Однако в силу субъективных причин появились импровизированные физкультурные площадки, ставшие зародышем спортивного ядра. После долгих размышлений руководство города окончательно остановилось на данном участке. Единственным его преимуществом, как я считаю, было наличие инженерных сетей.
И еще одна особенность, которая повлияла уже на композиционное решение комплекса, — островной характер участка. Он просматривается со всех сторон‚ поэтому возникла мысль расположить основной зал диагонально. В итоге он стал активной доминантой на этом перекрестке, более эффектно и динамично развернул композицию всего сооружения.
…Ныне на краю Бреста поднимается первый‚ пусковой комплекс — тренировочный зал — солидный, европейского уровня, я так считаю. Прорисовываются черты архитектуры и композиции сооружения, в котором можно проводить международные турниры, поскольку параметры зала это позволяют. Не хватает разве что сервисной инфраструктуры, чтобы организовывать на должном уровне прием спортсменов и любителей гандбола, волейбола, баскетбола из разных стран.
Уже выдана рабочая документация второго пускового комплекса, практически параллельно идут проектирование и строительство. Хотя, безусловно, после завершения дизайн-проекта появятся изменения, но они будут касаться только отделочных материалов.
Основная концепция сохраняется. Она реализуется с помощью пространственной конструкции покрытия. Именно в Бресте эта структура уже опробована, проверена и временем, и монтажом, и заводами. Альтернативные конструктивные схемы — вантовые или мембранные — могли бы оказаться для наc серьезным камнем преткновения. Решением директора института В.Я. Самцова был принят устраивающий всех вариант. И я его сторонник. Ибо пространственная структура современна, легка физически и в изготовлении, интересна эстетически. И монтаж ее оказался очень быстрым. Метод секционного подъема на возведении тренировочного зала полностью себя оправдал. Получилось быстро и просто. В этом заслуга ведущих в нашем городе конструкторов — братьев Анатолия и Александра Качуровских. Они работают всегда в тандеме.
Мое давнишнее сокровенное желание — впервые в Бресте сделать не односторонние трибуны, а амфитеатр, огромный атриум. И вот настало время его реализации. Диагональное расположение арены в плане естественным образом вычленило две главные трибуны, вместимостью каждая по 2 тысячи человек с каждой стороны и торцевые — по 500 человек. Получилось в целом около 5 тысяч мест для зрителей. Окончательная вместимость зависит от способа расстановки кресел — минимальной, оптимальной или комфортной. Важен и вид кресел‚ на который решится заказчик, — мягкие, жесткие, полужесткие, откидные.
Разобраться в подобных деталях помогла поездка на несколько аналогичных спортивных сооружений в Польше. В частности, в универсальном спортивном комплексе под Варшавой заинтересовал принцип трансформации первых пяти-шести рядов. Если все трибуны делать стационарными, взяв за основу самую большую гандбольную арену, то мы бы получили фактически то, что имеем обычно — традиционный незыблемый зрительский амфитеатр. А трансформация, мобильность сидений позволяют не только увеличить полезную площадь спортивной арены, но и проводить на ней дополнительно другие мероприятия — ярмарки, презентации, выставки и концерты, предоставляя режиссерам и организаторам этих мероприятий гораздо больше возможностей. Идея увеличения ширины и длины арены приблизительно до 12 м показалась нам интересной и легла в основу проекта.
В результате зал получился достаточно большой, но не огромный. Все вспомогательные площади для зрителей и спортсменов, благодаря многоуровневому расположению, оказались под трибунами, не увеличивая площадь застройки и кубатуру комплекса в целом. Вот так появился компактный, достаточно большой для брестских масштабов объект.
Точнее‚ появляется‚ поскольку еще много работы по второй очереди строительства — главной спортивной арены. Тем не менее уже сейчас вырисовываются черты современного комплекса. Думаю, что моральное старение его долгие годы не коснется, потому что здание запроектировано совершенно честно по отношению к конструкциям, функциям внутренней технологии, материалам. Полностью и сознательно мною были проигнорированы современные модные тенденции. И сегодня возникает чувство гордости за коллег-строителей, вместе с которыми пришлось осваивать новые конструктивные решения.
У института и у заказчика есть цель по инженерному обеспечению здания (вентиляция, кондиционирование, звукофикация, акустика) выйти на хороший международный уровень. Что касается акустики главной спортивной арены, то первые расчеты показали правильность принятой шатровой композиции зала, эта форма оказалась максимально благоприятной. Осталось провести детальный подбор отделки материалов стен и потолка для комфортных акустических характеристик по частотам. Расчеты ведет БелНИИС, уверен, что создать благоприятную акустическую среду удастся.
Не могу не вспомнить‚ сколько сил было затрачено, чтобы убедить руководство в выборе достойного устройства ограждающих конструкций всего комплекса. Оштукатуренные наружные стены из газосиликата местного производства, о чем упорно велись разговоры, были совершенно неприемлемы. В итоге все-таки принята современная и уместная для таких комплексов и несущих каркасов навесная система. Она состоит из сэндвича поэлементной сборки с вентилируемым наружным слоем и облицовкой металлическими панелями с долговечной защитой и покраской под “металлик”. Благодаря этому, считаю комплекс преодолеет испытание временем, став еще одним напоминанием о том, что из некачественного материала строить можно лишь времянки. К счастью‚ отношение к материалам меняется, на нашем объекте решающую роль в этом плане сыграл заказчик — братья Мешковы. Вместе нам удалось отстоять должное решение, и теперь видно, что силы и средства потрачены не зря. Заложенная система вентиляции фасада позволит сооружению в наших не самых благоприятных климатических условиях прослужить долго и безопасно.
...Испытываешь особые чувства, когда штрихи эскиза обрастают эстетикой реальных конструкций. Ведь все конструктивные элементы я стремился максимально честно выявить и на фасаде и в плане, простыми приемами отразить на фасаде внутреннюю структуру комплекса, его функции. Скорее всего, это удалось — существует такая внутренняя убежденность. Хотя сегодня я бы уже кое-что изменил — творчество бесконечный процесс. Впрочем, незначительно, что не повлияло бы на общий замысел. Работа над этим объектом еще раз убеждает, что творить простое гораздо сложнее. И что только аккумулируя желание заказчика и его финансовые возможности, учитывая ситуацию, окружение‚ пространство и время, пропуская через сито своей эстетики реальности художественной культуры, архитектор может комплексно решить задачу и выдать продукт, достойный своего призвания.
P.S.
Не могу и не имею права не сказать добрых слов о своих коллегах — коллективе творцов. Горжусь, что мне с пришлось творить вместе с Анатолием и Александр Качуровскими, Людмилой Мориловой, Татьяной Мороз, Георгием Кескевичем и всеми инженерами смежных специальностей. Они работали и продолжают работать, хотя некоторые не выдержали этой гонки на пределе сил. На их плечах сегодня лежит груз ответственности за принятые решения, и он тяжек. В этом объекте ошибаться нельзя.