6 июня 1762 г.
родился Виссарион Михайлович Павлов (1762–1840), белорусский архитектор, представитель классицизма. В 1782 г. окончил Петербургскую академию художеств, работал в Петербурге, в 1783–1785 гг. под началом архитектора В. Баженова принимал участие в строительстве дворцовых ансамблей Подмосковья. С 1785 по 1799 г. – могилевский губернский архитектор. Участвовал в реконструкции и перестройке городов Могилевской и Витебской губерний. По его проектам построены два каменных флигеля для государственных учреждений в Климовичах (1789), дворец губернатора и здание государственных учреждений в Витебске (приспособленное здание бывшего монастыря базильян, 1797), он осуществлял техническое руководство строительством Могилевского Иосифовского собора, после завершения которого выполнил подробное описание здания (1780–1798), проектировал некоторые доработки Кричевского дворца.
5 июня 1854 г.
родился Юрий Моисеевич Пэн (Иегуда Моисеевич Пэн) (1854–1937), еврейский живописец, педагог. Жил в Витебске, где в 1897 г. основал первую в Беларуси художественную студию.
Здесь получили профессиональные художественные навыки несколько сот (преимущественно еврейских) юношей и девушек, в том числе юные Марк Шагал, Соломон Юдовин, Осип Цадкин, Эль Лисицкий, Илья Мазель, Ефим Минин, Оскар Мещанинов. Его школа рисования и живописи просуществовала до 1918 г., когда Марк Шагал основал Народное художественное училище и пригласил своего первого учителя руководить одной из мастерских. В 1923 г. художник выходит на пенсию, однако это никоим образом не влияет на его авторитет и популярность: в 1927 г. Пэну присуждено звание заслуженного еврейского художника.
Пэн принадлежит к тому поколению живописцев, которое на рубеже веков пришло к пониманию художественного творчества как формы национальной жизни, как способа национальной идентификации, парадоксальным образом сочетая космополитические представления о художнике-творце.
В ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 г. художник был убит у себя дома в Витебске. Обстоятельства убийства так и остались невыясненными.
После смерти Ю. Пэна была создана его картинная галерея. Сейчас работы мастера хранятся в Витебском художественном музее и Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске.
5 июня 1890 г.
любительским спектаклем А. Фелье “Сфинкс” состоялось открытие Минского городского театра.
Здание возведено по проекту архитектора К. Козловского. Строительством руководил инженер К. Введенский, работами по отделке интерьеров – архитектор В.Ф. Маас. Были использованы все технические достижения того времени.
Сцена имела глубину 10,6 м, ширину 14,9 м и высоту 17,0 м. Зрительный зал подковообразной формы, в три яруса, поначалу вмещал 550 мест, затем их стало 700. Партер и ложи первого яруса предназначались для состоятельной публики, балкон – для бедных. Интерьер украшали лепнина, росписи на стенах, портреты М. Глинки, А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Островского. На портале сцены красовался лепной герб Минской губернии.
На сцене театра выступали оперные, драматические и опереточные труппы, гастролировали Парижский театр под руководством М. Метерлинка, “Итальянская опера” Ф. Костелана.
С 1920 г. в здании разместился ТБД-1 (театр им. Я. Купалы). В 1949 г. реконструированы интерьеры (архит. Г. Заборский), а в 1956–1958 гг. – здание театра (архит. А. Духан).
25 июня 1852 г.
родился Антонио Гауди (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet) (1852–1926) – самый знаменитый и самобытный испанский архитектор. Большинство его работ находятся в Барселоне.
Сооружения Гауди, как будто вылепленные руками, с причудливыми фантастическими формами, оставляют неизгладимое впечатление. Его творчество разнообразно: это частные и многоквартирные дома, садово-парковая архитектура, культовое зодчество. Всю свою жизнь он посвятил единственной страсти, которой служил преданно и бескомпромиссно, – архитектуре.
Антонио Гауди родился в городке Реус в Каталонии. С 1868 г. жил в Барселоне, где закончил Провинциальную школу архитектуры в 1878 г. Уже в начале творческого пути прослеживаются поиски синтеза романо-готического каталонского искусства с декоративностью восточной архитектуры, геометризма орнамента с формами органичной природы. Поначалу архитектор не самостоятельно, но вместе со старшими коллегами участвует в решении социальных и урбанистических задач: в 1878–1882 гг. осуществляет архитектурное и гидравлическое решение каскада в парке Цитадель, проект рабочего квартала и фабричного здания кооператива “Ла Обрера Матароненсе”, оформляет фонари площади Реаль.
В 1880-е гг. происходят события, определившие дальнейшую судьбу Антонио Гауди: он встречает Эусебио Гуэля – богатого промышленника, ценителя искусств, мецената, ставшего главным заказчиком Гауди и его другом. Архитектор назначается строителем храма Саграда Фамилия. В эти годы он возводит усадьбу Гуэль и дворец Гуэль: вертикальные, пластические акценты, сочетание разнообразных орнаментальных мотивов, соединение кирпича и керамики – яркие приметы построек.
Епископский дворец в Асторге, Каза де лос Ботинес в Леоне, школа монастыря св. Терезы – варианты самобытного диалога с готикой: здесь присутствует строгий ритм колонн и арок, изысканное сочетание цветов и материалов, органичное слияние с ландшафтом. Оригинальный стиль Гауди достигает своего расцвета в начале XX в. Архитектор работает над проектами Колонии Гуэль (задумана как рабочий поселок с церковью и криптой, до конца не реализована) и парка Гуэль. В это время построены самые известные его дома – Каса Батло (1904–1906) и Каса Мила (Ла Пебрера) (1906–1910). По мере формирования творческого почерка мастера развивался и проект Саграда Фамилия, строительству которого Гауди посвятил 43 года своей жизни. Начатая без участия архитектора, недостроенная при его жизни, она все же – главное произведение Гауди. Он принял руководство строительством собора 3 ноября 1883 г. и не оставлял его до самой смерти. Между 1892 и 1917 г. создавались эскизы для Страстного фасада, в 1906 г. впервые был опубликован набросок всего храмового комплекса, с 1898 по 1925 г. зодчий разработал четыре варианта конструктивного решения нефов. В комплексе Саграда Фамилия наиболее полно реализовалась творческая фантазия и мастерство Гауди.
В июне 1926 г. Антонио Гауди попал под трамвай и через три дня умер. Похоронен в крипте собора Саграда Фамилия.
16 июня 1977 г.
в торжественной обстановке была забита первая свая минского метрополитена. Работы разделили поэтапно на 8 участков, которые располагались на местах будущих первых восьми станций. Строительство было рассчитано на 5 лет, однако, несмотря на все старания метростроевцев, первая линия минского метро введена в строй лишь через 7 лет. Торжественный “прокат” первой электрички по подземной дороге состоялся 29 июня 1984 г.