Вы здесь

Национальные особенности планировочной структуры городов Иранского Курдистана

УДК 711. 55 (510)

Проблема сохранности историко-культурного наследия Западного Ирана в настоящее время является весьма актуаль­ной. Изложенный материал базируется на исследованиях иранских и зарубежных ученых, отчетов архитектурно-археоло­гических и этнографических экспедиций, а также собственных наблюдения автора. Настоящая публикация будет способ­ствовать пропаганде и популяризации лучших произведений историко-архитектурного наследии иранского Курдистана.

Введение

Актуальность темы исследования связана с необходимостью изучения основных национальных аспектов градостроительства в Иране. Необходимость сохранения культурного наследия и жела­ние народа следовать древним традициям заставляют по-новому взглянуть на необходимость переосмысления историко-архитек­турного наследия страны. Материалы данного научного исследо­вания могут быть использованы: в процессе регенерации исто­рической застройки, при проектировании современных жилых образований, разработке детальных планов отдельных кварталов. Иранская архитектура (Курдистана) - это наследник архитектуры великих Мидийской и Персидской империй, для которой харак­терно разнообразие архитектурных стилей, существовавших на территории современного Ирана и государств, подпадавших под культурную гегемонию Мидии и Персии (1, c.12).

Курдистан располагается на высокогорной местности Сред­него Востока, на стыке четырех государств - Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Территория местожительства курдов в Иране гра­ничит с Ираком и Турцией, охватывает западную и южную части провинций Западного Азербайджана (1,5 млн. человек), провин­ций Курдистана (2,2 млн. человек), провинций Керманшаха (3,1 млн.человек) и провинций Илама (0,7 млн. жителей). Вопросы градостроительства весьма обширны, актуальны и представляют слабо изученную область материальной культуры Ирана.

Основная часть

Зарождение архитектуры и градостроительства в Иране име­ет древнейшую историю и зависело от целого ряда факторов. Са­мым важным из них в условиях сухого климата было наличие воды. Вполне очевидно, что прочие градостроительные аспекты, а именно, климатические, географические, экономические, по­литические, религиозные, социальные также влияли на форми­рование материально-пространственной среды городов. Нема­лый интерес для рассмотрения представляет градостроительство Ирана XIX-XX вв., архитектура современных иранских городов, соединивших в себе достижения прошлого и настоящего.

Планировочная городская структура. Основными иран­скими историко-архитектурными элементами являются «ма- хале» или «барзан» (больше квартала), «Куче» (переулок), «Пас-куче» (маленький переулок), «бон баст» (тупик), «расте» (прямая аллея), «майдан» (площадь, двор), «хиябан» (улица), «далан» (арка) и т.п.

Одной из самых древних пространственных форм организации внешней жилой среды в Иране является махале или барзан. Махале, организовывающиеся естественным путем, не имели администра­тивных границ, и вместе с тем в старину они чаще всего были закры­ты для посторонних людей. В мозаичной планировочной структуре исторической жилой застройки городов Ирана в настоящее время уже трудно выделить эти негласно сформированные территориаль­ные образования. Чаще всего в них формировался своего рода обще­ственный центр, куда входили небольшая площадь (майдан) - место общественных контактов, мечеть (медресе), базар, баня.

Национальной особенностью градостроительства Ирана, берущей свое начало еще в сефевидском периоде (1501-1722 г.г.), является планировочная городская структура иранских садов. Иранские сады - многофункциональные и универсальные объ­екты, которые имеют следующие особенности:

-  прямоугольные или квадратные формы, благодаря, кото­рым складывались основные градостроительные оси;

-  сады разделялись на четыре части на основе арийской фи­лософии;

- неотъемлемой составляющей садов были водные объекты: фонтаны, пруды, ручьи и бассейны;

-  главным элементом является крупнее градоформирующие здание.

Квадратный сад разделен на 4 части и называется «чахарбаг» (2, с.15). В иранских садах одна ось является главной и от нее отходят другие второстепенные оси. В иранском градостроитель­стве в процессе развития городов остро ощущался дефицит зем­ли для строительства. Когда застройка доходила до садов, люди начинали строить свои дома вдоль магистрали, что впоследствии сформировало планировочную структуру чахар-баг. Например, сад Хосро-абад в городе Санандедже (рис.1). В некоторых горо­дах чахар-баг стал названием района, который раньше был садом. Так, имеются районы чахар-баг в городе Санандедж и Исфахан.

Транспортная структура городского поселения

В традиционном градостроительстве Ирана транспортная структура города формировалась под влиянием географиче­ских и ландшафтно-рельефных особенностей города. Основные транспортные магистрали впоследствии становились главными планировочными осями городских поселений. Транспортные ма­гистрали соединяли города между собой. Иногда транспортные оси формировались вдоль реки. Значительное влияние на фор­мирование транспортной структуры оказывала планировочная структура иранских садов. Это связано с тем, что основные оси иранских садов проектировались по прямой линии и затем, в ходе развития городского поселения, превращались в магистральные улицы города. В гористой местности, как и в городах Курдистана, транспортная структура формировалась на основе горного релье­фа. Большое количество городов Курдистана нуждается в основа­тельном совершенствовании транспортной структуры. Вместе с тем транспортную проблему необходимо решать без ущерба для исторических зданий. В исторических районах основные улицы и переулки были небольшой ширины, потому что транспортным средством являлись гужевые повозки. Позже, из-за изменения части города под современный транспорт, было необходимо рас­ширить эти узкие улицы, но это привело к тому, что историческая черта городов была утеряна. Для того чтобы избежать этого, на мой взгляд, необходимо предусмотреть размещение гаражей и парковочных площадей в самом районе, а также ввести службу такси с гужевым транспортом для круглосуточного обслужива­ния жителей района. Это решение не только сохранит архитек­турные памятники и ценную историческую структуру города, но и будет служить толчком для привлечения туристов в город.

Функциональная городская структура

В иранском градостроительстве городская структура, состо­яла из: 1 - замка (здания правительства) 2 - общественного цен­тра, 3 - жилой зоны, 4 - промышленной зоны. В каждом городе замок являлся ядром города, возле которого располагались обще­ственные центры.

Общественный центр

Важными национальными градоформирующими объектами общественного центра в традиционном иранском градострои­тельстве являлись: 1 - базар, 2 - караван-сарай, 3 - культовые сооружения (мечети, церкви), 4 - административные здания, 5 -  «гармабе» (баня), 7 - «зурхана» (иранский спортзал) 8 - «чай­хана» и т.п. Интегрированными элементами производственной зоны на базаре были промышленные участки (центры) ремесел - ткацкого, кузнечного, гончарного и пр.

Базар. Часто в городской структуре после замка, админи­стративных и управляющих сооружений базар играет роль ядра города. Базар в иранском градостроительстве - это общественный центр, который связывает различные общественные сооружения (мечеть, караван-сарай, баню и др.) и создает городское ядро, во­круг которого развиваются и строятся жилые зоны (3, с. 22). Форма базара в градостроительной планировке обычно линейная, но ещё встречаются формы в виде прямоугольника или квадрата(рис.2).

Элементы, составляющие базар. В разных городах Ирана элементы, формирующие базар, разнились между собой в зави­симости от культуры, климатических особенностей и присущего данной местности и эпохе архитектурного стиля. Эти элементы по функциональности можно разделить на несколько категорий:

• помещения, предусмотренные для складирования и сохране­ния товара.

• помещения для производства и обработки товаров.

• пространство для бизнеса или торговли.

• служебные пространства. На каждом постоянном базаре были предусмотрены служебные помещения, такие как «Аб-анбар» или «Сакка-хане» (водохранилище), «Шотор-хан» (конюш­ня), «Барф-андаз» (место для сброса снега), санитарные узлы и другие.

• социальные и общественные пространства. В любом городе ба­зар являлся самым оживленным местом, поскольку здесь про­исходил не только непосредственно процесс торговли, но также встречи между людьми для общения и обмена информацией. В связи с этим многие общественные сооружения в городе стро­ились вдоль оси главного базара и даже внутри него. Такие со­оружения, как главная мечеть, баня, зурхана, чайхана и другие.

• коммуникационные пространства. Эти помещения делятся на 2 категории. Одни напоминали маленькие переулки и неболь­шие закрытые Даланы, которые связывали различные основные пространства, такие как караван-сарай, мечеть и баня с главным базаром. Другие связывали разные помещения на базаре друг с другом. Они назывались «чахар-саук» и «джоло-хан».

 


Рис. 1. сад Хосравие в городе Санандадже


Сад Эрам в городе Ширазе



 

Гармабе и «хамам» - это иранская баня, которая после араб­ского завоевания стала называться «хамам». Одна из причин рас­пространения гармабе в древнем Иране - это зороастрийская ре­лигия, в которой особую важность имеет ритуальная чистота для произнесения молитвы. Иранские архитекторы при строительстве бани использовали такие строительные материалы как камень, кирпич, песок, известь и другие. Топливом для гармабе служили пустынные колючки и дрова, а также навоз. Для штукатурки по­

верхностей интерьера бани использовали глину, известь с расти­тельными волокнами под называнием Луис (Луке), солому, а иногда использовали волосы. Для изоляции использовали слой из глины, известь, шерсть коз, жир, пчелиный воск, масло и другие ингреди­енты, препятствующие проникновению воды в печь. В декоратив­ном оформлении интерьера бани использовались различные орна­менты, которые рисовались с помощью угля, чтобы влажность не испортила рисунок. Кроме рисунков в гармабе использовали раз­ноцветные глазурованные плитки (рис.3). В гармабе имелось два основных помещения, каждое из которых называлось «Хазине». Первое - с теплой водой, а второе - с горячей. Посетители, раз­девшись, сначала входят в теплое хазине для купания (омовения), а за тем идут в горячее хазине. Часто гармабе строился несколько метров под уровнем земли, чтобы вода могла легко входить в хази­не. Под хазине находится печь под названием «хамам-тун», а под полом хазине находится огромный медный чан. Гармабе являлся не только местом для мытья, но, как и настоящий общественный центр, был местом, которое привлекало большинство жителей го­рода. Бани были расположены рядом с базаром и зороастрискими храмами, которые после прихода ислама превратились в мечети. Еще одно помещение в гармабе называлось «сардхане» или «сар- да-хамам», куда посетители входили после омовения, велись бесе­ды, передавались новости, курился кальян, здесь же можно было пить чай. Среди прочих функций, которые выполнял гармабе - это «кисе-кеши», т.е. растирание мочалкой, кровопускание, массаж, покраска волос хной и другими натуральными красками, подстри­гание волос и другие (4, с. 69).

Зурхана - зурхана (перс. زور خانه‎ или zurkharn, где «zur» оз­начает «сила», а «kharn» - «дом») - вид традиционной городской спортивной арены, распространённой в Иране. Такие «дома силы» издавна использовались для проведения спортивных состязаний, в частности, борьбы (5, с. 25). Традиционная арена представляла собой здание, архитектура которого напоминала общественную баню, в непосредственной близости от которой она и строилась. Главный зал зурханы располагался чуть ниже земной поверхности, чтобы обеспечить постоянную температуру. В центре его разме­щался «гоуд» - арена квадратной или шестиугольной формы в за­висимости от архитектуры самого здания. Он представлял собой яму глубиной в 1 м. и длиной и шириной в 10 м. Стены были вы­полнены из дерева, а пол для упругости засыпался сухими трава­ми, пеплом, мягкой глиной и обновлялся каждые несколько лет. Вокруг гоуда стояли сидения для зрителей, а также стенды для одежды и личных вещей борцов. Кроме этого специальное место было предусмотрено для «сахеб-зарба», человека, который сопро­вождал упражнения ритмической игрой на барабанах и чтением иранской поэзии. Это место называлось «Сардам» и представля­ло собой каменную скамью квадратной или круглой формы и вы­сотой 1 м. Потолок зурхана имел арочное строение, а освещение всего зала осуществлялось за счет нескольких окон, встроенных в стены прямо под потолком. Доступ к главной комнате был воз­можен только через низкую дверь (не выше 1,5 м.), что вынуждало каждого входящего нагибаться. Этот было знаком скромности го­стя, проявлением уважения и почитания зурхана. Зурхана как об­щественный центр до сих пор является привлекательным местом для спортсменов, ветеранов спорта и простых жителей.

Рис. 2. Хаммам Хан в городе Санандадже

Караван-сарай - Караван-сараи являются одним из типов общественных сооружений феодального Востока. Строительство и развитие архитектуры этих зданий особенно стремительно про­ходило во время оживления торговли вдоль Шелкового пути. В Европе и Америке подобные сооружения отсутствовали и кара­ванам, перемещавшимся по данным территориям, приходилось останавливаться под открытым небом и в незащищенных местах. В целях защиты от грабителей и диких животных путникам при­ходилось окружать себя своими повозками и гужевым скотом. В период средневековья караван-сараи занимали основное место в структуре города. Исторические источники сообщают о большом количестве караван-сараев в городах иранского Курдистана. Ка­раван-сараи строились как в городах, так и на торговых путях. В городах они предназначались не только для остановки караванов, но и для производства всевозможных торговых операций. В свя­зи с этим в них предусматривались специальные помещения для торговых сделок. В Иране со временем караван-сараи, в зависи­мости от социальных потребностей, стали выполнять не только функцию жилья для путников, но и превратились в центры куль­турного обмена, где люди разных народностей делились своим опытом, идеями и узнавали традиции друг друга. Благодаря это­му иранский народ все больше и больше обогащал свою древнюю культуру, сохраняя самобытность (6, с. 52). Стилистические осо­бенности архитектуры караван-сарая, как и других сооружений, зависели от традиций и стиля данной эпохи. План караван-сарая обычно был в форме прямоугольника или квадрата, с огромным выступающим входным проемом без каких-либо декоративно­художественных элементов. Встречались одно- и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных караван-сараях на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом - склады и загоны для животных. В градостроительстве месторасположение кара­ван-сарая обычно было рядом с главным базаром или входило в торговый центр. Развитие и расширение караван-сарая в Иране в разные периоды зависело от ряда экономических, социальных и религиозных аспектов. В результате модернизации и появления новых технологий на смену вьючным животным пришли авто­мобили, и функциональная структура караван-сарая претерпела изменения. В настоящее время караван-сараи, располагавшиеся возле базара, стали его частью. А караван-сараи, стоявшие за го­родом, разрушились или продолжают существовать в качестве архитектурных памятников.

Рис.3. Главная мечеть в городе Санандедже

Город Шираз - мечеть Насироль-мулк

Культовые сооружения (мечети, церкви). До появления ис­лама в Иране дети старейшин, князей и придворных обучались в основном во дворцах, а простые люди - в зороастрийских храмах, которые располагались возле других общественных центров. С приходом ислама социально-классовые различия в Иране претер­пели изменения, большинство этих храмов превратились в мечети, а некоторая их часть была предназначена для обучения Корану, шариату и остальным наукам для всех жителей. Большинство ме­четей до появления современных школ и институтов выполняли функцию учебных заведений и до сих пор занятия по изучению Корана и шариата проводятся в мечетях. С архитектурной точки зрения мечеть - это яркий градостроительный элемент, который имеет высокие минареты с огромными куполами. Фасад и инте­рьер мечети в основном оформляется глазурованными плитками, окрашенными в холодные тона, на которых изображены разные растительные орнаменты или изречения из Корана. Кроме этих де­коративных деталей в оформлении интерьера и фасада мечети ис­пользуются разные формы: мокарнас, мехраб (7, с. 70) купол и другие, что передает и усиливает ощущения духовности как снаружи, так и внутри мечети. Оконные проемы в мечети оформляются с помощью дерева и цветных стекол, на которых изображают расти­тельные орнаменты. Такие необычные витражи создают райскую и духовную атмосферу внутри мечети (рис.4).

Рис. 4. Глазурованные плитки

Чайхана или «кахва-хана» - это помещение, которое можно встретить как в каждом жилом районе, так и в структуре обще­ственных центров. Чайхана - происходит от слов «чай» и «хана», с персидского переводится как «дом чая». В прошлом в крупных городах чайхана располагалась рядом с караван-сараем и пред­ставляла собой полноценное подобие современных гостиниц с предоставлением дополнительных услуг - питания и чаепития. Здесь местные жители встречались с путешественниками, купца­ми и учёными и от них узнавали новости о жизни в других стра­нах. Здесь же составлялись бумаги, заключались торговые сдел­ки. Кроме этого чайхана в Иране являлась ещё развлекательным и культурно-образовательным центром, своего рода театральной площадкой, где слушались рассказы из книги Шахнаме и чита­лись стихи автора, великого персидского поэта Фердоуси. Каждый вечер люди после работы собирались в чайхане и после общения и чаепития слушали спектакли лишь одного человека по именем «Моршед» или «Наккал» (рассказчик), который играл роли героев

из книги Шахнаме. Благодаря этому жители не только развлека­лись, но и многое узнавали про историю своей страны.

Заключение

Краткий анализ основных объектов в данной публикации свидетельствует о том, что большая часть древних памятников архитектуры представляет собой уникальные произведения, ко­торые необходимо не просто сохранять и беречь от разрушения, но также изучать, выявить их особенности и уникальность и пе­редать полученное знание следующим поколениям.

Литература

1.  Дияконов, А.М. История Мидии / А.М. Дияконов. Привод Карим Кшаварз - Тегеран : редакция науки и культуры., 2002. - С. 560 (на персидском языке)

2.  Хейдар - нтадж. Вахид. Иранские сады / Вахид. Хейдар- нтадж. - Тегеран: офис культурных исследований., 2010. - С.117. (на персидском языке)

3.  Султан-заде. Хусайн. Иранские базары / Хусайн.Султан- заде. - Тегеран: офис культурных исследований., 2001. - С. 85. (на персидском языке)

4.  МахджурФируз. Хаммам в ирано-исламские города/ Фируз. Махджур. - Тегеран : информационно-библиотечное дело - книга искусств., 2004. - С. 60-67. (на персидском языке)

5.  Энсафпур. Голамреза. История и культура Зурхане / Го- ламреза. Энсафпур. - Тегеран: центр народоведения Ира­на (М-во культуры), 1977. - С. 250 (на персидском языке)

6.  Хади-заде Кахаки. Саиид. Караван-сарай в Иране/ Саиид. Хади-заде Кахаки. - Тегеран: офис культурных исследо­ваний., 2010. - С 115. (на персидском языке)

7.  Талебани, М.М. Архитектурно-художественные особен­ности оформления народного жилище Ирана / М.М. Та­лебани //Архитектура и строительные науки. -2012. - № 2-3 (13-14). - С. 68-71.

 

 

 

 

Читайте также
27.12.2004 / просмотров: [totalcount]
Заказчик всегда задается вопросом: покупать готовый дом или строить его с нуля? Где и как правильно выбрать участок? Какие факторы учесть, чтобы не...
24.07.2005 / просмотров: [totalcount]
Уважаемые друзья! От всей души поздравляю вас с юбилеем — 70-летием Белорусского союза архитекторов! Архитектор — одна из самых древних...
27.12.2005 / просмотров: [totalcount]
В уходящем году отметил свой 50-летний юбилей Анатолий Иванович Ничкасов, заместитель министра архитектуры и строительства, лауреат Государственной...