В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» в области строительной деятельности осуществляются следующие виды надзора:
- государственный строительный надзор;
- технический надзор;
- авторский надзор за строительством;
- иные виды надзора, предусмотренные законодательством.
В предыдущей статье мы затронули проблемы, связанные с ведением авторского надзора в строительстве. Вопросам ведения технического надзора посвящен настоящий материал.
Технический надзор осуществляется на всех объектах строительства независимо от форм собственности, за исключением объектов дачного и садоводческого строительства, одноквартирных жилых домов высотой до двух этажей включительно, застройщиками по которым являются граждане, а также объектов текущего ремонта.
Согласно статье 703 ГК Республики Беларусь, статье 37 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» заказчик, застройщик или уполномоченные ими лица вправе осуществлять технический надзор за выполнением строительных работ. Осуществление технического надзора является обязанностью заказчика, застройщика в случаях, установленных законодательством. В зависимости от условий строительства заказчик, застройщик могут осуществлять технический надзор самостоятельно или привлекать для этого на договорной основе инженера (инженерную организацию).
Заказчик, застройщик обеспечивают осуществление технического надзора в течение всего периода строительства объекта в соответствии с требованиями настоящего технического кодекса и с периодичностью проведения проверок, которая должна обеспечивать соблюдение соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации и ТНПА.
С 01.05.2010 приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 396 от 07.12.2009 взамен СНБ 1.03.01-99 «Технический надзор в строительстве» введен в действие основной нормативный документ, регламентирующий осуществление технического надзора в строительстве в Республике Беларусь - ТКП 45-1.03-162-2009.
В соответствии с подпунктом 2.10 указанного ТКП, технический надзор в строительстве это часть строительного процесса, включающего контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих ТНПА и утвержденной проектно-сметной документации, а также освидетельствование, приемку и учет выполненных работ.
Следует отметить, что специфика осуществления технического надзора обуславливает многочисленные проблемы.
Первая проблем связана с желанием заказчика сэкономить и назначением представителя технического надзора из числа своего персонала. В соответствии с подпунктом 3.2 ТКП 45-1.03-162-2009 представитель технического надзора назначается приказом заказчика из своего персонала (штата) или привлекается по договору (контракту) инженер, инженерная организация (Следует отметить, что пункт ТКП 45-1.03-162-2009 запрещает подрядчику вести своими силами технический надзор на объектах, на которых он осуществляет строительство). Таким образом, возможность назначения представителя технадзора из числа своих работником прямо предусмотрена законодательством. При этом, следует помнить о том, что инженером технического надзора может быть специалист с высшим образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, или специалист со средним специальным образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, в соответствии с квалификационными требованиями, установленными действующими актами законодательства, и аттестованный (сертифицированный) в порядке, установленном Минстройархитектуры. Руководитель общего технического надзора может назначаться из представителей специального технического надзора.
Общий технический надзор отличается от специального тем, что общий технический надзор осуществляется за всеми видами строительно-монтажных работ, организует работу представителей специальных технических надзоров, координирует и обобщает результаты их деятельности. Специальный технический надзор осуществляется за отдельными видами (комплексами) строительно-монтажных работ и является частью общего технического надзора.
Наличие в штате заказчика работника, осуществляющего технический надзор, является безусловно оправданным. Причиной тому является более требовательный контроль за работами и отсутствие проблем с подписанием актов приемки выполненных работ, сдачи объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, при ведении технического надзора ненадлежащим образом, взыскать с виновника - представителя технадзора сумм убытков в порядке трудовых правоотношений конечно же будет проблематичным. В этом случае, лучше чтобы технадзор осуществляла сторонняя организация.
Второй момент, на который необходимо обратить внимание при выбора формы осуществления технического надзора - это требования законодательства к лицу, его осуществляющему.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1386 (с изменениями и дополнениями) технический надзор в строительстве включен в перечень работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, на осуществление которых требуется лицензия Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Следует сразу отметить, что с 01.01.2011 лицензирование Технического надзора в строительстве, равно как и иной деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей отменено Декретом Президента Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь планирует сохранить аттестацию и проверку знаний, а также навыков лиц, осуществляющих технический надзор в строительстве в иной упрощенной форме. В частности Министерством архитектуры и строительства подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О Едином реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, а также инженерные изыскания и инженерные услуги в строительстве», принятие которого будет способствовать совершенствованию государственного регулирования в названных сферах деятельности с 1 января 2011 г. В настоящее время проект нормативного правового акта проходит процедуру согласования в установленном порядке [1].
Права и обязанности представителей технического надзора устанавливаются договором (контрактом) на оказание инженерных услуг по ведению технического надзора. При этом, выполнение требований представителя технического надзора, входящих в его компетенцию, обязательно для подрядчика. По требованию представителя технического надзора подрядчик обязан представлять документы, подтверждающие соответствие выполненных строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования проектно-сметной документации и ТНПА, а также документы, подтверждающие объемы выполненных строительно-монтажных работ.
В то же время, при выполнении своих обязанностей представитель технического надзора не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность подрядчика.
Содержание условий договора следует определять в соответствии с главой 38, 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь, упомянутым выше ТКП 45-1.03-162-2009 «ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. Порядок проведения» а также Правилами заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 г. № 1450.
Законодательство не содержит императивных указаний относительно того, какая из сторон готовит проект договора на оказание инженерных услуг по ведению технического надзора. В этой связи этот вопрос следует определять по соглашению сторон. Вместе с тем, представляется, что специализированной организации, которая будет осуществлять технадзор это сделать проще.
Договор (контракт) на оказание инженерных услуг по ведению технического надзора должен включать следующие разделы:
- предмет договора;
- срок начала и завершения работ;
- права и обязанности сторон по договору, в том числе обязанности в соответствии с разделами 5 и 6 ТКП 45-1.03-162-2009;
- стоимость работ;
- финансирование и расчеты;
- срок действия договора;
- условия расторжения договора;
- решение споров;
- ответственность сторон;
- реквизиты сторон.
К договору прилагается задание на ведение технического надзора. Для повышения эффективности технического надзора за ходом строительства рекомендуется выдача генподрядчику инструкции о взаимодействии с представителем технического надзора.
При заключении договора на оказание услуг по техническому надзору, а также при назначении представителя технадзора из числа своих работников заказчик обязан передать представителю технического надзора в одном экземпляре полный комплект проектной документации с отметкой в чертежах и сводных сметах «К производству работ», а также перечень ответственных конструкций и основных видов строительно-монтажных работ, подлежащих приемке с участием представителя авторского надзора.
В договоре стороны обязаны определить периодичность проведения проверок представителем технического надзора работ на объекте, а также форму контроля таких посещений. Это может быть специальный отчет, журнал технического надзора и т.п. В то же время в действующих технических правовых актах отсутствует утвержденная форма журнала технического надзора, и даже упоминания о нем. Но на практике стороны самостоятельно разрабатывают его форму и прилагают ее к договору. То же касается и отчета. Хотя в специализированной литературе имеются их образцы [2].
Отсутствие форм контроля за осуществлением технического надзора может влечь различные взаимные требования сторон по договору.
Основной обязанностью технического надзора является контроль за ходом строительства.
Важно отметить, что на представителе технического надзора лежит обязанность требовать от подрядчика (или представителя подрядчика) следующую документацию: об-
щий журнал работ, журналы специальных работ и авторского надзора; акты (протоколы) испытаний материалов, изделий, конструкций, инженерных систем и оборудования; документы о качестве (паспорта и сертификаты на материалы, изделия, конструкции и оборудование); исполнительные геодезические схемы.
Указанные документы в последующем требуются при сдаче объекта в эксплуатацию в соответствии с ТКП 45-1.03-59-2008 «ПРИЕМКА ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ. Порядок проведения».
В практике возможны ситуации, когда подрядчиком указанная документация не предоставляется. В этой связи у заказчика может возникнуть право требовать возмещения связанных с этим убытков у представителя технического надзора, который не в должной форме выполнял свои обязанности по проверке наличия указанных документов.
Поскольку заказчик не может находится неотлучно на объекте, представитель технического надзора обязан принимать участие в освидетельствовании скрытых работ. О предстоящем освидетельствовании подрядчик обязан уведомлять представителя технического надзора письменно не позднее чем за сутки по форме , утвержденной приложением А к ТКП 45-1.03-162-2009. В случае его неявки акт может быть составлен в одностороннем порядке. Освидетельствование скрытых работ производится непосредственно до начала выполнения последующих работ. Если последующие работы предстоит выполнять после перерыва или резкого изменения погодных условий (дождей, заморозков и т. п.), то освидетельствование скрытых работ производится повторно. В случае повреждения ранее освидетельствованных работ и конструкций, после устранения выявленных повреждений, проводится их повторное освидетельствование.
При составлении подрядчиком актов приемки выполненных строительно-монтажных работ представитель технадзора обязан завизировать их в базисных ценах. При строительстве объектов по договорным (контрактным) ценам представитель технического надзора визирует в актах сдачи-приемки выполненных работ только объемы выполненных работ (с начала строительства и за отчетный период) в соответствующих единицах измерения.
Следует отметить, что проверка правильности пересчета стоимости выполненных работ из базисных в текущие цены и связанные с этим расчеты и проверки не входят в компетенцию представителя технического надзора.
Все выявленные замечания и указания по устранению выявленных дефектов и нарушений в ходе производства работ представитель технического надзора обязан вносить в журналы производства работ с указанием срока исполнения и контролировать их выполнение.
Наиважнейшим правом представителя технического надзора является право приостанавливать производство строительно-монтажных работ (с обязательным последующим письменным уведомлением заказчика и подрядчика) в случае невыполнения подрядчиком указаний разработчика проектной документации и (или) указаний или предписаний органов государственного строительного надзора по устранению выявленных дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформаций или обрушения зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций, а также угрозу возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды.
Представитель технического надзора несет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь, за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него настоящим техническим кодексом, в том числе за приемку строительных и иных специальных монтажных работ, выполненных с нарушением требований ТНПА и проектной документации, а также договором (контрактом) на осуществление технического надзора.
Расчеты за оказание инженерных услуг по ведению технического надзора производятся в соответствии с условиями договора. Основанием для их является акт сдачи-приемки выполненных работ, с приложением расчета стоимости услуг технического надзора.
Порядок расторжения договора на осуществление технического надзора не отличается от расторжения иных видов договоров. При этом следует не забывать о последствиях расторжения договора, связанных с возможностью осуществления строительства.
Завершая, следует отметить, что вопросам осуществления технического надзора следует уделять самое пристальное внимание, поскольку, согласно постановлению Пленума ВХС РБ № 33 от 23.12.2005 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда» справки технического надзора могут являться одним из доказательств некачественно выполненных строительных работ.
Право заказчика ссылаться на обнаруженные в ходе осуществления контроля и технического надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые ухудшили качество работ, или иные их недостатки обусловлено немедленным уведомлением об их наличии подрядчика. Оценка своевременности такого уведомления должна определяется хозяйственным судом в каждом конкретном случае в зависимости от срока, который требовался для устранения выявленных недостатков.