В Калининградской области архитектурная мастерская «TOTEMENT/PAPER» спроектировала музей и хранилище коньячного завода «Альянс-1892». В архитектурном облике этого комплекса тема виноделия нашла неожиданное символическое воплощение.
Объект: Музей-хранилище коньячного завода «Альянс 1892»
Адрес: Россия, Калининградская область, Черняховск.
Авторский коллектив: Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Егор Легков
Компания «Альянс-1892» – признанный лидер отечественного рынка коньяка. Ее штаб-квартира находится в городе Черняховске Калининградской области, где уже более 40 лет работает винно-коньячный завод. На предприятии осуществляется полный цикл производства коньяка, а вот собственного музея, несмотря на популярность продукции, до сих пор нет. Задумавшись о строительстве для музея нового здания, руководство завода решило совместить его с хранилищем коньячных бочек, которое, несомненно, и само по себе способно стать очень интересным и востребованным объектом показа. Кроме того, архитектурной мастерской «TOTEMENT/PAPER» был заказан проект новой заводской проходной.
Свою работу над архитектурным образом будущего комплекса архитекторы начали с исследования всех составляющих проекта и тех символов, которые напрямую связаны с производством коньяка. «Мы отталкивались от того, что материал, с которым имеет дело данная отрасль, – это виноградная лоза (образ в христианской символике, что и говорить, крайне мистический, сочетающий в себе массу знаков: от обозначения Древа Жизни до образа Причастия и Рая (Небесного огня), – рассказывают архитекторы Левон Айрапетов и Валерия Преображенская. – И постепенно пришли к решению о необходимости подчинения формы неким литературным символам, которые будут создавать образы гармоничного взаимодействия различных знаков, иногда вроде бы противоположных и антагонистичных, но образующих твердые пары, рождающие в пространстве между собой новый символ». Пожалуй, именно на этом и основана необычная творческая манера «TOTEMENT/PAPER»: любая, даже самая утилитарная задача, приводит этих архитекторов к созданию ансамблей, буквально сотканных из символов и запоминающихся динамичных форм. Музей и бочкохранилище коньячного завода не стали исключением.
В плане комплекс представляет собой пятиугольник, сложенный из двух фигур, чьи ломаные контуры напоминают оригами. Впрочем, эта ассоциация сохраняется лишь до тех пор, пока изучаешь чертежи объекта – его объемное решение гораздо сложнее. А, главное, оно непредсказуемо.
Оба здания архитекторы предлагают разместить на одной платформе, визуально связанной с основным корпусом завода. Хранилище для коньячных и винных бочек представляет собой низкое деревянное строение, словно вырастающее из-под земли. У него действительно есть несколько подземных уровней, ведь для созревания и хранения крепких напитков испокон века использовались подвалы (так, самые старые коньяки хранятся в темном глубоком подвале, который называют «Райской комнатой»).
Музейное здание – это, наоборот, объем, который развивается в высоту. Он облицован металлом и напоминает раструб, сложенный из листа железа, концы которого не плотно прилегают друг к другу. По замыслу архитекторов, этот разрыв символизирует лозу – в темное время суток он подсвечивается изнутри, благодаря чему у завода появляется своего рода маяк, удобный и запоминающийся ориентир.
Нижняя часть музейного здания превращается в лестницу, которая треугольником врезается в горизонтальный объем хранилища. Функциональное назначение подобной экспансии очевидно: это позволит посетителям увидеть устройство последнего, не входя в него, – фактически реальный процесс выдержки коньяков разных сортов включается в экспозицию, посвященную производству этого напитка. Однако «TOTEMENT/PAPER» не были бы собой, если бы как-то не уравновесили в общей композиции комплекса это взаимодействие объемов. Поэтому завершение деревянного блока решено как «клюв», обращенный в сторону стального соседа, а его «хвост» с обратной стороны также треугольником вторгается в тело высокого объема. В этом сплетении рождается пространство с очень сложной и динамичной геометрией, символизирующее одновременно и долгий процесс производства коньяка, все стадии которого строго регламентированы, и его необходимое для этого искусство виноделов.
«В основе хранилища лежит образ Земли «родящей», образ женщины, хранящей и вынашивающей, – поясняют архитекторы. – Поэтому оно так плотно связано с землей, вросло в нее. Это – знак «инь». Высокий объем, созданный из металла и тянущийся к небу, в свою очередь, связан со светом, рассудком, внешним, мужским началом, это знак «янь». Поэтому он подвижен и открыт, кажется внешне слегка неустойчивым». В сочетании материалов также можно увидеть и намек на два основных типа сосудов, участвующих в создании аристократического напитка: в дубовых бочках коньячный спирт выдерживается, постепенно теряя часть своей крепости, а затем помещается в стеклянные бутылки, в которых может находиться много лет без дальнейшего развития. Кстати, облицованный металлом высотный объем, постепенно сужающийся кверху, и внешне чем-то похож на сосуд.
Похожие ломаные очертания имеет и третий объект – проходная. Правда, она облицована зеркальным стеклом, поэтому ее сложная форма словно растворяется в окружающем пространстве. И это тоже не случайно: КПП задуман как своеобразные ворота в ландшафтный парк, который в будущем объединит все здания коньячной империи.
Автор текста: Анна Мартовицкая