УДК 674.04
В статье рассматриваются особенности проектирования мебели в Беларуси периода массового освоения новых конструкционных материалов, взаимообусловленность предметного комплекса и пространственных параметров жилища. Дается характеристика секционно-комбинированной мебели и её группам.
In the article the features of designing offurniture in Belarus of the period of mass development of new constructional materials, interrelation of a subject complex and spatial parameters of dwelling are considered (examined). The characteristic of the sectionalcombined furniture and its groups is given.
ВведениеОсмысление развития художественной культуры ушедшего XX века еще долго будут интересовать различных специалистов — историков, критиков, культурологов. Особенно это будет касаться тех областей, которые были порождены процессами ушедшего столетия. Дизайн относится к числу таких. Достижения этого вида художественной практики значительны, соотносимы со многими ярчайшими событиями культуры.
Исторический анализ стилей мебели показывает, что во все времена ведущие тенденции формообразования отражали основные социальные проблемы, в той или иной мере учитывали функцию, конструкцию, материал, технологию производства.
Важно понимать какие факторы способствуют возникновению предпосылок к проектированию и производству тех или иных групп товаров и услуг (в нашем случае - мебели) в контексте определенной временной парадигмы. Одним из основополагающих факторов является связь форм и конструкций мебели с жилищем и идеологией.
Типы жилища в существенной мере обусловливали собой формы бытовых процессов, способствуя или препятствуя их развитию. В то же время изменение бытовых потребностей вызывает к жизни новые типы жилищ, что в свою очередь стимулирует эволюцию форм мебели.
Основная частьВзаимообусловленность предметного комплекса и пространственных параметров жилища рассматриваемого периода обусловила идею единства предметно-пространственной среды. Эта идея получила углубленное развитие, прежде всего в социально-культурной плоскости. Была аргументирована недостаточность чисто внешнего, формально-эстетического
упорядочения предметного окружения, ибо понятие среды охватывает не только сами по себе материальные предметы, вещи и их пространственные связи, но и осуществляемые с их помощью поведенческие акты, способы жизнедеятельности людей. Результатом стало введение понятия особого вида проектировочной деятельности - интегрального проектирования. Практика показывает, что в социальной действительности (вопреки внешней очевидности) взаимодействуют не сами по себе вещи и даже не люди с вещами, но люди с людьми посредством вещей. Особенностью нового подхода в проектировании был перенос акцента с самих по себе предметных форм и формальнокомпозиционных задач на социальное содержание, культурный смысл проектировочной деятельности, на задачи организации самой жизни в предметно-пространственной среде.
Выработанная в сфере интегрального проектирования общая стратегия развития предметно-пространственной среды существенным образом повлияла на архитектуру и дизайн мебели, конкретизировалась в оперативных планах формирования фрагментов предметной среды, развития отдельных отраслей производства и строительства. В этом смысле интегральное проектирование стало ключом к упорядочению и гармонизации среды, в частности мебели и оборудования. Глубинной социальной целью архитектурно дизайнерского творчества стали не сами по себе дома и вещи, в том числе мебель и оборудование, а та система отношений, которая осуществлялась посредством и через потребление этих вещей.
Исходя из того, что в квартире мебель и оборудование выступают в тесной связи с ее планировочным решением, возникла проблема комплексного устройства жилища, требующая решения элементов обстановки и средств оформления интерьера во взаимосвязи. Мебель и оборудование стали рассматриваться не только в комплексе с квартирой, но и исходя из условий их массового производства из унифицированных конструктивных элементов, адаптации к существующим актуальным проблемам оборудования.
В процессе эксплуатации такого оборудования выяснилось, что требования предъявляемые к мебели, которые считались определяющими, и которые учитывались стандартами и нормами не являются достаточными для создания в жилище всех бытовых удобств. Характерной особенностью основных бытовых процессов являлось то, что они проходили в пределах одного помещения, поэтому удобство их выполнения полностью зависело от планировки помещения, пропорций, характера мебели и оборудования.
Обоснованность перспективной нормы в 15 м2 жилой площади на одного человека было предложено исчислять, исходя из таких показателей, как набор мебели, необходимой в то время человеку, и процент жилой площади, занимаемой этой мебелью в квартирах. Идеологически обоснованный переход к общественному удовлетворению разнообразных бытовых потребностей привел к изменению планировочной структуры квартиры, отдельные функциональные элементы которой оказались, как ошибочно считалось — преувеличенными, а то и вовсе излишними.
С превращением дизайна в самостоятельную область, из- под контроля архитектора полностью выделился многообразный мир предметов. Никаких осложнений это не вызывало, пока традиционный набор вещей соответствовал устоявшимся типам жилищ. Положение круто изменилось с переходом на новые типы квартир, резким увеличением темпов строительства и производства новых бытовых изделий. Оказалось, что новые вещи не образуют гармоничных ансамблей не только со старыми образцами, но и друг с другом.
В силу ряда объективных причин, в СССР на период 1970-х годов не было единой специализированной промышленности бытовых изделий. По данным Рабочей группы Научного совета по проблемам технической эстетики при ГК по науке и технике СМ СССР, уже в начале 70-х годов бытовые изделия выпускали многие сотни различных предприятий более 50 министерств — союзных, союзно-республиканских и местной промышленности. Число этих разно ведомственных предприятий увеличивалось, а проектирование промышленных изделий и проектирование архитектурное продолжалось, по существу, без связи друг с другом. В итоге возникли необоснованные нарекания в адрес архитекторов, якобы проектирующих тесные и неудобные квартиры. Но дело здесь не только в архитекторах. Возникла необходимость преодолеть существующие «пороги разобщенности» между различными отраслями промышленности и между промышленностью в целом и строительством, а в сфере проектирования — между архитектурой и дизайном.
Во ВНИИ технической эстетики, начиная с 1965 г., начинают предприниматься попытки увязать архитектурное и дизайнерское проектирование, двигаясь в противоположном направлении, не от жилища к предметам, а как бы «изнутри»: от изучения функциональных процессов, антропометрических и эргономических требований — к характеристикам предметных элементов и соответствующего им полезного пространства с последующим выходом на жилище в целом и сопоставлением полученных результатов с архитектурно-планировочными нормативами. Именно по такой методике была проведена серия разработок номенклатуры оборудования основных функциональных зон жилища с рекомендациями по объемно-планировочным параметрам отдельных помещений городской квартиры. На основе номенклатурных разработок были запроектированы улучшенные модели оборудования для действующих и перспективных типов квартир. Часть проектов была внедрена в производство — прежде всего, наборы кухонного и санитарно-технического оборудования, бытовая радиоэлектронная аппаратура, приборы информации, осветительные устройства и др.
Результатом исследований в данной области было введение ряда требований — организации площадей, приспособления их к различным условиям заселения.
В качестве практического инструмента упорядочения производства бытовых изделий, в частности мебели была введена номенклатура изделий, согласованная с объемно-планировочными характеристиками жилья. Она стала основой для комплексных межотраслевых стандартов, координирующих архитектурное и дизайнерское проектирование. Разработка
номенклатуры изделий велась преимущественно по размерным и техническим параметрам, что существенным образом повлияло на форму и характер мебели, варианты и модификации внешнего согласования предметов.
Результатом разработок стала секционно-комбинированная мебель, которая в наибольшей степени отвечала универсальному характеру типовой квартиры и подразделялась на три группы: секционную, комбинированную (универсальноразборную) и стеллажную.
Если в послевоенный период мебель проектировали и изготавливали с учетом использования унифицированных элементы конструкций изделий, то начиная с середины 1970-х годов, унификация распространяется не только на элементы, но и на сами изделия - секции.
Новые модели мебелиВ зависимости от размеров секционно-комбинированная мебель делилась на малоразмерную, среднеразмерную и крупноразмерную. Классификация изделий по размерам наиболее полно отражала их архитектурную, функциональную, конструктивную и производственную стороны.
Пример набора малоразмерных секций (рис.1), разработан отделом мебели и ремонта квартир проектно-технологического института Белбыттехпроект и минской мебельной фабрикой им. Димитрова в 1967г. представляет собой отдельные законченные изделия шириной до 1200 мм и высотой до 1000 мм. Секции применялись отдельно или компонавались пристраиванием или надстраиванием. (рис. 2)
Среднеразмерные секции представляли собой отдельные законченные изделия, которые изготавливались шириной свыше 1200 мм и высотой до 1000 мм. Секции могли быть вертикальными или горизонтальными.
Крупноразмерные секции изготовляются шириной свыше 1200 мм и высотой свыше 1000 мм. Вертикальные и горизонтальные перегородки образуют в них отсеки, которые используются для разных целей. Благодаря этому крупноразмерные секции имеют, как правило, универсальный характер. В большинстве случаев они делаются сборно-разборными.
Вся мебель изготавливалась из сборных элементов и транспортировалась в разобранном виде, что существенным образом повлияло на себестоимость изделия, а следовательно уменьшило его конечную цену, экономило площадь складов и упростило доставку.
Рис.1. Состав секционного набора (проект M67-82/I-19)
Рис.2. Варианты компоновки секций. Вариант компоновки № 1
1 - секция № 6, 2 - секция № 2, 3 - секция № 5, 4 - секция № 7, 5 - секция № 11, 6 - секция № 14, 7 - секция № 18.
Рис.2. Варианты компоновки секций. Вариант компоновки № 2
1 - секция № 6, 2 - секция № 4, 3 - секция № 13, 4 - секция № 15, 5 - секция № 18.
Наибольшей вариабельностью и простотой использования обладали малоразмерные секции, они были просты в производстве и транспортабельны. Недостатком их являлось то, что при их составлении происходило сдваивание вертикальных и горизонтальных стенок. С увеличением размеров секций этот недостаток уменьшается.
Более экономичны, следовательно, оказались среднеразмерные и крупноразмерные секции. Выпуск их становился особенно эффективен, если исключалась сборка изделий в производственных условиях, что стало возможно при введении простой и надежной крепежной арматуры. Принципы определения размеров секционно-комбинированной мебели вытекали из условий рационального хранения различных предметов домашнего обихода и одежды. Например критерием определения размеров полок для литературы послужили форматы книг, взятые по ГОСТу. Полки предлагаемых размеров пригодны и для хранения сервизной посуды. Обобщающими размерами для хранения белья принято использовать габариты сложенной рубашки. Согласно мебельным ГОСТам, применявшимся в рассматриваемый период, полезный плоскостной размер полки или ящика для одной рубашки должен составлять 300х470 мм.
Нововведением стала решетчатая мебель — мебель, конструкция которой представляет собой соединение опорных, несущих и других элементов по типу решётки. К такой мебели относятся разновидности столов (без тумб, ящиков), стульев, табуретов, кроватей, а также стеллажи, этажерки и некоторые др. изделия, изготовляемые преим. из брусковых элементов или на основе металлического или пластмассового каркаса. Мебель собиралась из несущих элементов — стоек, и подвесных элементов — полок, секций. По высоте стойки могли идти на всю высоту помещения или быть ниже (рис.З).
Рис.3. Полка секционная М67-110
Значительные разработки были проведены в проектировании мебели для отдыха. Несмотря на жесткую унификацию и сухость проектировочных решений основным критерием здесь являлось удобство пользования, зависимость правильного соотношения между параметрами такой мебели и геометрическим строением человека. Основными характеристиками были: высота и глубина сиденья, высота изделия, форма и угол наклона спинки, угол наклона сиденья. Сравнительный анализ размеров кресел по РТУ БССР и зарубежных фирм показал, что параметры отечественных стульев завышены, а форма спинки не отвечает форме позвоночника. Основываясь на проведенных антропометрических измерениях населения и на исследованиях шведского врача Б. Акерблома, были рекомендованы оптимальные параметры кресел для отдыха.
Новым конструктивным решением стало изготовление кресел из гнутоклееных блоков из шпона, в особенности кресел из цельных блоков, объединяющих все плоскостные элементы. (Рис.4).
Рис.4 Кресло для отдыха. Проект М65-58 1965г.
Мягкие элементы выполнялись из поролона и облицовывались гобеленом, ножки и подлокотники красились или тонировались, полировались. В состав мебели для отдыха вошли диваны (кушетки, тахты), преддиванные столики.
Столовая мебель включала обеденный стол и стулья. В жилищных условиях наиболее удачно зарекомендовали себя столы с прямоугольной крышкой. Длина ее была унифицирована в пределах 550—600 мм на одного человека при ширине 800х900 мм. Нововведением был новый тип трансформируемой мебели. Наиболее целесообразны в быту оказались трансформирующиеся столы, конструкция которых осталась актуальной и практически не изменилась по сей день (стол-книга).
Мебель для работы включала письменный стол или устройства, заменяющие его, и рабочее кресло. Высотные параметры их принято считать аналогичными мебели для столовой. Столы изготавливались чаще всего без громоздких тумб, с легкими ящиками, нишами.
В состав спальной мебели входили различные конструкции кроватей — стационарные или трансформирующиеся, а также диваны-кровати и кресла-кровати. Прикроватные тумбы делались отдельно стоящими или навесными в виде полок, ящиков. На рисунке 8, показан набор мебели щитовой конструкции выполненный из столярных плит, мебель облицована строганым шпоном древесины ясеня, лакирована. Основанием изделий является плинтусная коробка, окрашенная нигрозином в черный цвет.
Мебель разборная, собирается на стяжках. Дверки изделий — раздвижные на полозках из гетинакса. В матрацах применены пружины непрерывного плетения и полиуретановый поропласт. Популярностью также пользовались диваны-кровати, изготовленные на металлическом каркасе, что делало их негромоздкими и облегчало трансформацию.
Мебель для туалета включала комод-туалет с зеркалом, пуфик. Комод-туалет состоял из секции с ящиками, используемыми для хранения белья, и навесного зеркала. Зеркало, как правило крепилось к подъемной крышке стола.
Мебель для прихожей. С внедрением в строительную практику квартир экономичного типа появилась тенденция заменять отдельно стоящие шкафы стационарными, которые позволяют получить в комнате дополнительную свободную площадь. В настоящее время данная традиция используется при проектировании шкафов-купе. Стационарные шкафы более удобны в быту, более вместительны и гигиеничны, чем передвижные.
Всего применялись три типа стационарных шкафов: встроенные, гардеробные, шкафы-перегородки. Ограждающими конструкциями встроенных шкафов с трех сторон являются строительные стены и перегородки, лицевая их часть — столярная.
ЗаключениеРезультатом Всесоюзных конкурсов мебели (1959, 1961), стало определение новых направлений в развитии мебельной промышленности. Сформировались понятия секционной, стеллажной, комбинированной и трансформируемой мебели. На смену сложным мелкосерийным изделиям пришли наборы (программы) мебели с заранее запрограммированной связью с архитектурно-планировочными решениями помещений. Впервые при производстве мебели основными факторами стали концентрация, специализация и автоматизация. Активное внедрение новых конструкционных, облицовочных и отделочных материалов, таких как ДСП (древесностружечные плиты), декоративные бумажно-слоистые пластики, полиэфирные лаки и др. существенным образом повлияло на характер проектирования и производства мебели, форму и конструкцию изделий, а разработанная в 1971 г. отраслевая система унификации элементов мебели, добавила однообразия форм. Изготовление мебели превратилось в механизированный процесс, как следствие технического прогресса проникшего в мебельное производство.
Несмотря на критику и недостаточный интерес к рассмотренному периоду развития мебельного искусства не стоит забывать, что все используемые в настоящее время принципы и методы проектирования и изготовления корпусной мебели были заложены именно в те годы, на протяжении этого десятилетия мебель эволюционировала от мелкосерийных и малотиражных образцов, представленных в основном копиями предыдущих стилей, к экспериментальной — образцы новых изделий, используемые для оценки и проведения испытаний, серийной — выпускаемую партиями (сериями) и массовой — выпускаемой в большом количестве, непрерывно, в течение длительного времени без изменения конструкции, к комплексному подходу в проектировании не только мебели и архитектуры но и всей общественной среды.
Литература
1. Барташевич, А.А., Аладова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./Под общ. ред. А.А.Барташевича. - Мн.: УП «Технопринт», 2002. - 168220 с.
2. Кайков, Л.С. Передовой опыт производства мебели на предприятиях Белоруссии / Ин-т науч.-техн. информ. и пропаганды при Госплане БССР. - Мн., 1967. — 91 с.
3. Кайков, Лазарь Самсонович. Мебель Белоруссии., Серия «Деревообработка»: Обзор. информ. / БелНИИНТИ и техн / экон. исслед. Госплана БССР). - Мн., 1974. — 45 с.
4. Мебель предприятий Министерствалесдревпрома БССР: Каталог / М-во лесной и деревообраб. пром-сти БССР, Эксперим.-конструкт. бюро мебели. - Мн., 1968. — 164 с.
5. Рябушин, А. В. Вопросы формирования новых типов жилищ в связи с развитием коммунистического быта: Автореферат дисс. на соискание учен. степени кандидата архитектуры /Науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры и строит. техники АСиА СССР. - Москва, 1962. — 24 с.
6. Рябушин, А.В. Этапы развития советской архитектуры / Науч. ред. Ю. С. Яралов. - Москва: Стройиздат, 1979. — 55 с.
7. Середюк, И.И. Архитектурные предпосылки проектирования мебели современных квартир: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры / И. И. Середюк; Министерство высшего, среднего специального и профессионального образования БССР, Белорусский политехнический институт. - Минск, 1962. — 14, [1] с.
Поступила в редакцию 20.01.2013 г.